7 мин.

Пилотный выпуск. Почему Энди Маррей должен быть доволен Australian Open

1

Конец января, Дакар, футбольные чемпионаты в Европе, плей-офф НФЛ в США, «Золотой глобус», сезон кинонаград. Последние годы это соседствует с еще одним «ритуалом» – Энди Маррей проигрывает на Australian Open.

Думаю, в Австралии скорее поставят на то, что Питер Джексон приедет снимать «Хоббита» в пустыню Виктория, чем на победу Маррея на турнире. Это единственное соревнование, где британец проигрывал абсолютно всеми способами – в финале, в полуфинале, в четвертьфинале (вчера), безалаберно, с борьбой, спокойствием, руганью, разными тренерами и одинаковой мамой Джуди на трибунах. Энди язвил (отметился и в этом году, посердобольничав за Надаля), покрикивал и, как Скрудж, был чем-то недоволен.

Но вчерашний проигрыш был особым. Во-первых, вряд ли кто-то болел за Энди (с учетом меня, Лендла и Ким Сирс) – в ближайшие два-три сезона в матчах с участием Федерера оппонент становится тем, кто посягает на «святую корову» (прости за аналогию, Родж), как тот, кто мог нанести травму Джордану на закате карьеры Майкла. Каждая победа швейцарца, особенно на поздних стадиях ТБШ, воспринимается как успех чего-то большего, что принадлежат мне, вам и тому, что показывают в ролике Rolex:

Поэтому, Энди и его спина команда перед матчем (и всем турниром) были по-шотландски рациональны (стелили соломку) – это первый турнир Большого шлема, где от него никто ничего не ждал (не считая всех «Ролан Гаррос», где Маррей хоть и лучше Роддика, но доверие к нему во Франции, как и ко всем с именем Энди).

На Australian Open-2014 любое поражение Маррея (кроме матча с Го Саедой) воспринялось бы со спокойным дзеном-Лендла и ранним бронированием билетов до Альбиона (Фелисиано Лопес и вовсе любимый игрок мамы Энди). Поэтому, неудача в четвертьфинале – как локальный успех, который поспособствует остальному сезону.

2

Маррей – самый беспокойный игрок Топ-4 (для меня Топ-4, как The Beatles, всегда в старом составе). Спокойствие, отсутствие давления нужны ему как кенгуру карман. Родись он на Кипре (Багдатисом) – выиграл бы US Open и Уимблдон до 24-ых. Но он родился в Глазго, и стал Мэлом Гибсоном из «Храброго сердца», шотландцем, от которого чего-то ждут.

Из всех теннисистов нынешней Топ-6 только для двух Australian Open задавал тон остальному сезону: Маррей, Джокович. Рафа выбывал здесь с травмой, снимался по ходу турнира, рубился с Вердаско, проигрывал Новаку так, что после не мог стоять, но это не влияло на весь сезон. В Австралии он мог сняться в полуфинале, а после выиграть три ТБШ подряд.

Тоже и для Роджера, но в меньшей степени: годы доминирования начинались с побед в Мельбурне, но в сезоны, когда он стал, как вино далекого года, в сезоны «сбора» карьерного шлема (2009) и последней победы на Уимблдоне (2012), он покидал Австралию побежденным.

Все по-другому для парочки серб/шотландец. Для Джоковича Австралия всегда будет особенной, здесь его первый выигранный ТБШ и начало «акта вандализма» по отношению ко всему мужскому туру, который стартовал с победы на AusOpen-2011.

Для Маррея корт «Род Лейвера» – первый финал «Грэнд-слэма», то, что станет, как поход к психотерапевту: от настроя и правильных процедур зависит дальнейшее здоровье пациента.

Первый финал в Австралии Маррей безальтернативно проиграл Роджеру в 2010-ом, что спровоцировало депрессию, прическу-афро (что б мама не узнала) и фразу «моя голова полна чертовым теннисом». Энди вживался в образ Дилана Томаса с ракеткой и подтвердил то, о чем уже догадывались: это самый сложный персонаж FabFour.

Если в психоанализе на вас давит комплекс, который Фрейд придумал, листая «Мифы Греции», то для Энди персональным «либидо» был Большой шлем (как Воландеморт для Гарри) – учитывая, что сезон стартует с Australian Open, Маррей с разбегу хотел поквитаться с врагом, а если не удавалось – впадал в ментальную грогу.

2011 – в «зеркальном» финале он проигрывает Джоковичу. Перед матчем запалу Энди кто-то говорит «Люмос», что «выключает» любые варианты победы. Сыграв два подряд финала Большого шлема, он не выигрывает даже сет. И всё это – на одном турнире. Стоит сходить к Пифии, проверить он ли избранный.

Примечательно, что после поражений в своих первых двух финалах – Энди всегда уступал в первом круге следующего турнира. Если Маррей еще раз сыграет в финале AusOpen – вы знаете, как ставить деньги на следующий матч.

2

Поражение в 2011 задало тон блестящему году одного (Новак) и среднему сезону другого (травмы, поражения, шепот василиска «не дорос» перед матчами с FabThree).

В итоге, если Маррей выбывал на более ранней стадии Australian Open – сезон складывался удачней. Он будто откладывал «чек к психиатру» на крайнюю дату оплаты.

2012 – поражение в полуфинале (Новак) и, наверное, первый матч, когда Энди стал смотреть на себя в серьез (фактор Лендла): пятичасовой триллер в равной борьбе с лучшим. Проиграть в полуфинале таким матчем полезней, чем проиграть в финале шесть сетов подряд.

Итог – 2012 стал главным годом в карьере Энди: поражение на Уимблдоне он скрасил «пилюлей» Олимпийских игр, а в сентябре выиграл US Open, с максимальной отсрочкой – последний турнир Большого шлема в сезоне.

5

В 2013-ом Энди начинает обволакивать мантия-джагернаута. Ходили слухи о его 60 калориях в день, которые он сжигает на тренировках только для того, чтобы снова набрать. Лендл задумчив, мало говорит и будто в Копиях Морий куёт война, который должен ступить на тропу Уимблдона. Тропу, на которой если и появится финал AusOpen, то совсем другим эпизодом.

В 2013-ом Маррей проигрывает финал, но впервые берет сет. И впервые – спокоен. Да, он по-прежнему неоправданно громко нервничает после чужих эйсов, но после Australian Open-2013 видит то, что и должен видеть любой теннисист – весь сезон, сезон, в котором еще три турнира Большого шлема и «всякие» Индиан-Уэллсы. Все не завязано на одной подаче, матче или миссии. В этом Энди успешен – с выполнением задачи, он перестает замыкаться на ее комплексах.

Вчера Маррей уступил Федереру и в послематчевом интервью сказал, что для него такой опыт был первым. Опыт игры на высоком уровне после операции. Судя по матчам (и подаче), спина мало волновала Энди (если и волновала, то не показывал), Лендл и вовсе был замечен с улыбкой и в футболке с надписью «Оставьте меня в покое, сегодня я общаюсь только с собакой». Сезон впереди. Следующим турниром Маррея станет матч Кубка Дэвиса против США и от вчерашнего поражения выиграли все: Роджер, Rolex, публика (лучше, чем полуфинал Надаль-Федерер может быть только такой же финал) и сам Энди – который использовал Australian Open, как способ «вкатиться» в сезон. Не как новую встречу с фрейдистским вопросом бытия (на него Маррей ответил), а как встречу выпускников: ему все рады, он всем рад, нет надобности с завистью смотреть на медалистов. И тот факт, что никому не удавалось выиграть Australian Open, до этого проиграв три финала, может его успокоить. Однажды британцам не удавалось выиграть Уимблдон 76 лет, как-то справились.

 

p.s. ...так что единственное по чему стоит скучать после вылета Энди – Ким Сирс, теннисная Кейт Миддлтон на трибунах.

23