11 мин.

Коллеги по цеху. 10 лучших тренеров в фильмах о спорте

1

В фильмах о спорте, коучей едва ли не больше, чем тех, кого они тренируют: на каждого Рокки приходится Микки Голдмилл, на проблемных подростков – кто-то с фамилией Картер. Как-то Боб Вудворт, смотря «Всю президентскую рать», сказал, что рад, что его играет Рэдфорд – в жизни он и близко не так крут. Тренер может влиять тактикой, заменами, криком, но никогда не отдаст голевую передачу и не забьёт решающий мяч. Он в закулисье. А кино – помогает его разглядеть.

10. Эдди Фэлсон («быстрый Эдди») – бильярд

Фильм – «Цвет денег»

Актер – Пол Ньюман

Схема – увидеть свой талант в ученике

2

Фэлсон проигрался, вернее – больше не мог играть на уровне своего мастерства. Уровне, который приносит удовлетворение, которое Эдди путал с достатком. Его фамилия, стратегия (заманить соперника плохой игрой, а потом смотреть, какого цвета его доллары) больше не приносила результат. Как и удовлетворение. И Эдди купил «молодость», найдя талант в новичке (Том Круз на пике своего «коктейля» 80-х), предав ему лоск, толк в котором знают лишь ветераны.

И у Эдди сверхзадача. Как у Фила Джексона или Споэльстры: не мешать, а добавить детали. И срубить денег.

4

Эдди – фаталист, к тому же – «быстрый»: он не может изжить игроцкие пережитки. Он – Джейсон Кидд, который выпрыгивает из штанов – все еще в игре. И Фэлсон всё же берет кий, и это так же тоскливо, как похмелье с прищуром зрелого Ньюмана.

Если бы «Цвет денег» был регламентирован (лигой, соревнованием) и проводился не на прокуренном сукне придорожных баров – быть ему в тройке. А так почти любимая игра Эдди – «девятка», с одним не выбитым шаром.

Установка:

9. Гордон Бомбей – хоккей

Фильм – «Могучие утки»

Актер – Эмилио Эстевес

Схема – цель не оправдает средства

6

У Эстевеса была одна хорошая роль и та, не в «Могучих утках» (в «Клубе завтрак»). Но этот фильм  пособие, как нужно тренировать, даже если ты не веришь в дело (Эстевесу достаётся команда 12-летних оболтусов).

Бомбей учит парней хитростям (держись за лицо, если клюшка соперника поднята – судья свистнет штраф), ведь сам – неудавшийся адвокат, калибра ленты «Лжец, лжец».

Но катарсис «уток» проходит и через него: ребята хотят побеждать, без политики и даже не думают о статусе или том, что трибуны вмещают только родителей. И вместе с ними, «непрофессиональный» коуч Гордон становится профессионалом «могучих» команд.

Установка:

8. Кен Картер – баскетбол

Фильм – «Тренер Картер»

Актер – Сэмюэл Л. Джексон

Схема – ежовые рукавицы

8

Не люблю этот фильм. Он нескладен. Когда игрок команды возвращается после отчисления и отжимается 100 раз, а вся команда пытается восполнить недостающие 200 – это натянуто, как «Оскар» Сандре Буллок. Когда ричмондские подростки начинают толкать командные речи вместо крека, перестаешь верить, что это реальная история (а она реальная). Подкачали бекапы (лысый Ченнинг Татум, Рик Гонсалес, Ашанти). Зато не подкачал тренер.

Кен Картер каноничен и един с образами тренеров, сыгранных Дэнзелом Вашингтоном («Вспоминая титанов»), фильмов «Игра по чужим правилам» и «Экспресс: история Эрни Дэвиса».

Защита, с которой Картер становится на сторону команды, построена на амбициях, которые ненавидят персональную несправедливость. А справедливо только то, что основано на труде и смирении. Кто много делает – много побеждает. Мотивы Картера просты и поэтому сталкиваются с предрассудками, которые он ломает о колено, как тренерский планшет. Картер – тиран, Картер монолит и лепит из ребят таких же.

Установка:

7. Гидеон Фергюсон – американский футбол

Фильм – «Закон бойни»

Актер – Дэвид Морс

Схема – рутина

8

Противоречивый пункт (вытеснил «Невидимую сторону»), пункт, который о «маленьких тренерах» (если бы о них писал Достоевский).

Даже 70% коучей всего мира не выиграют ничего существенного. На определенном этапе – это превратится в рутину: будто стоишь за станком и смотришь на заводские детали – кто-то лучше, кто-то нет – а лента конвейера идёт себе дальше.

В мире таких тренеров нет глянца софитов, пресс-конференций, залов славы и понятий «династия». Захудалая тренерская, выцветшие постеры, проездной на транспорт и прокуренные легкие. О них даже фильмы не снимают. Кроме тех, которые попадают на «Санденс».

Гидеон спивается. Гидеон – прошлая звезда с прошлой дисквалификацией. Гидеон тренирует безнадежную команду то ли в Вермонте, то ли на Аляске (играть приходится с какими-то аборигенами). Главная звезда (Гослинг) – депрессивный парень, знающий, что Гидеон неудачник, но не знающий, почему. У всех – мотивы, а игра идет на заснеженном поле, куда не приходят даже родные.

Фильм отличает документальная достоверность и холодный принцип борьбы с помощью спорта против самого существования в богом брошенном месте. Никто из них не пойдет на драфт и не уедет из этой дыры. Но пару игр выиграть можно.

Установка:

В подобные роли «скатывался» Сэм Роккуэл в «Сезоне побед» и сам Гослинг в «Полу-Нельсоне» (он там ничего не тренировал, но преподавал по канонам декаданса Гидеона). Фильм разрешается смотреть с девушкой: Гослинг здесь далек от плаксивой славы «Дневника памяти» и близок к щетинистой сбруе, которая проявится в «Драйве» и других коллаборациях Виндинга Рефна.

6. Бобби Финсток – баскетбол

Фильм – «Волчонок»

Актер – Джей Тарсес

Схема – себе дороже

9

Вы не знаете Бобби Финстока. А он архетип коуча из хита 80-х «Волчонок» (с Майклом Джей Фоксом). Преимущества Финстока сложно разглядеть, ведь вы редко говорите, что ваш любимый преподаватель – физрук. А Финсток – настоящий «физрук».

У него свои принципы, неподотчетные преподатавельским кодексам и планеркам. «Финстоки» не входят в советы, их голос ничего не решит для школы. Они – приспособленцы, с глубоким чувством достоинства.

У Финстока всегда есть ответы («Какие именно проблемы? Девочки? Алкоголь? Наркотики?») и из-за этого он ведет себя как Билл Расселл или Рэд Ауэрбах.

В этом и сила. Несмотря на то, что на паркете народу больше, чем на трибунах, в сознании все под контролем. И контроль оправдан надеждой на любую, даже не зависящую от тебя, победу. Когда команда Финстонка побеждает лишь потому, что её главный игрок стал оборотнем, Бобби знает – даже оборотню нужен тренер.

Установка:

5. Ренджи Данлоп – хоккей

Фильм – «Щелчок»

Актер – Пол Ньюман

Схема – всё то, что лучше для команды

9

Пол Ньюман второй раз в рейтинге и да, это может значить, что он лучший кинотренер, хоть его коучи так ни разу не победили.

В обоих фильмах герои Ньюмана находятся на пересечении игры и тренерской практики. В «Цвете денег» он-таки берет кий, в «Щелчке» рубится в стартовой пятерке.

Ренджи Данлоп не только мотиватор, тренер, главный игрок, Ренджи еще и менеджер. Возможно самый бескомпромиссный менеджер в истории кино. Его глухая принципиальность заходит так далеко, что он посылает владельца куда подальше, когда та (а это была женщина) хочет изменить характер его ударной банды (команда Ренджи проповедовала бойцовский хоккей). Меняешь команду  меняешь шарм Ренджи. А его не изменить, он и есть команда, метод, капитан, тренер. Настоящий коуч, который стремится  к контролю.

Установка:

4. Микки Голдмилл  бокс

Фильм – «Рокки 3»

Актер – Бёрджесс Мередит

Схема – проповедь

56

Микки – лучший, даже несмотря на Клинта Иствуда в «Малышке на миллион» (у бойца Микки нет такой роскоши, как смерть на ринге). Микки – это метод и способ им овладеть. Микки – преодоление и умение заставить найти новые ресурсы. Микки –  метафизика, Микки – Йода. И, только одна вещь лучше, чем он – итальянский жеребец по фамилии Бальбоа. Главная награда Микки.

Установка:

3. Норман Дэйл  баскетбол

Фильм – «Ребята из Индианы»

Актер – Джин Хэкмен

Схема – четыре паса перед броском

89

Перед первым матчем с новой командой коуч Дэйл с перспективой добавляет: «Что ж, здравствуй, баскетбол Индианы». Это не юношеская перспектива и не перспектива надежды, с которой на Дэйла смотрит городок Хиккори (где если бы вы не пришли в церковь, вас бы линчевали), это перспектива опыта, который ждет впереди и опыта, который остался позади (долгая дисквалификация за драку с игроком).

Норманн Дэйл – о том, что своего можно добиться без радикальных мер (хотя во время матча его удаляли чаще, чем Ларри Берд скучал по ферме). В основе метода уверенность, что игрок сам знает, что для него лучше. Знает игру. А Дэйл лишь предлагает варианты для ее использования. Отходит в сторонку и наблюдает. Как команда из Хиккори выигрывает чемпионат штата.

Установка:

2. Эрик Тэйлор – американский футбол

Фильм – «Огни ночной пятницы»

Актер -  Кайл Чэндлер

Схема – кнут, пряник

12

Тэйлор – совокупность едва ли не всех тренеров кино. У него и времени больше, ведь «Огни ночной пятницы» – семисезонный сериал. За финальную часть Чэндлер получил «Эмми».

Важно не то, что коуч Тэйлор из раза в раз сколачивает чемпионскую команду (даже когда теряет квотербека, школу и (временно) семью) и не то, что бьется за независимость процесса так же, как Техас за Форт Аламо (в отличие от Техаса, Тэйлор победил). Важно ощущение дистанции, которую Тэйлор держит на уровне игроков и работы.

У него принципы «крестного отца», но он никогда не позволяет панибратства. Он может заставить бежать 5 километров под дождем (ночью), а может быть тем, кто внесет залог, чтоб тебя выпустили из полиции, после драки на вечеринке.

И Тэйлор противоречив, он не робот, он идет на уступки. Дома – отец, на работе – тренер. И там и там с чистым взглядом и с сердцем страсти.

Установка:

1. Тони Д`Амато – американский футбол

Фильм – «Каждое воскресенье»

Актер – Аль Пачино

Схема – та, что приносит победу

2

Первое место могла принести только финальная речь. Или борьба с индустрией. Или состояние необходимости в побеге, возможном через футбол. Ставка на неизвестного игрока и фраза «ты чертов квотербек». Аналогии с Цезарем и спартанцами. Одинокие вечера после поражений («поражение всегда сирота») и тишина после побед. И ощущение, что Тони Д`Амато готов принять покой. Если с ним придет чемпионский перстень.

Установка: