13 мин.

Раз и Гол. 20 лет назад это была лучшая связка в суперлиге

Хоккейная «Магнитка» уничтожала всех.

Российский хоккей конца 90-х – начала 00-х штука специфичная, но по-своему прекрасная.

Чемпион тогда менялся почти каждый год – была карусель из 5-6 постоянных фаворитов, что для турнира на 18 клубов реально крутая конкуренция. При этом периодически взлетали команды типа «Северстали» или «Кузни», которые всерьез бились за медали. СКА и ЦСКА по уровню были ближе к аутсайдерам.

Игроки еще рвались за океан и в Европу, но уже не так массово. В московском «Динамо» и региональных топ-клубах контракты лучших игроков уверенно шли в сторону сотен тысяч и даже миллиона долларов – зарплаты для России на тот момент сумасшедшие. Были и звезды, но без пиара суперлиги и при минимуме трансляций они оставались культовыми только в регионах: в Омске боготворили тройку ЗаПроС (Затонский – Прокопьев – Сушинский), в «Магнитке» были братья Корешковы, в «Динамо» скоростью всех уничтожал Александр «Харлей» Харитонов, в Казани жгли Чупин и Квартальнов. Даже у пермского «Молота» был Гулявцев, выбивавший около очка за игру. Логика была проста: кто в сборной – тот и звезда.

Но одной связкой действительно можно было пугать детей перед сном (если только они не из Магнитогорска): Андрей Разин и Александр Гольц по прозвищу «Раз и Гол». Оборону соперника они не замечали:

«Металлург» начала нулевых не просто казался машиной, а был ею: две победы в Евролиге, два чемпионства в России, серебро и две бронзы. В нападении, помимо Корешковых, играли Гомоляко, Гусманов, Карпов, Бородулин, Калюжный, Осипов, Попов – сумасшедший состав по тем временам. Разин вспоминал, что при Белоусове команда играла по бразильской системе: забьем – сколько захотим. Штамп, конечно, заезженный, но очень похожий на правду.

Именно в такой конкуренции Разин с Гольцем смогли выбить себе место в топ-6, попали в сборную и стали звездами суперлиги нулевых.

В «Магнитку» они пришли в разное время: Гольц, воспитанник «Трактора», не мог пробиться в основу родного клуба, и вместе с Борисом Тортуновым в 1992-м им пришлось отпрашиваться в областную команду у Валерия Белоусова, который тогда тренировал Челябинск. Разин – тольяттинец, но в 20 лет у него не было постоянного места в основе «Лады»; был реальный шанс, что он бросит хоккей и уйдет работать на завод. В 1994-м «Магнитка» приехала на товарищеские матчи в Тольятти, Разин подошел к тренеру Валерию Постникову и спросил: «Нужны ли центральные?». Наглого парня пригласили на просмотр.

«Помню, как под дождем я ждал какой-то автобус, на поезде пылил… Командировка в никуда. Вылезти наверх был один процент. Но я вылез! Хотя до 24 лет выше четвертого звена не поднимался», – вспоминал Разин в интервью «Спорт-Экспрессу». Он до сих пор гадает, во сколько обошелся «Магнитке»: в «Ладе» хотели 5 тысяч долларов, «Металлург» был готов заплатить 2,5 – но переход все же состоялся.

Разин и Гольц хоть и считались добротными игроками, но звездами «Магнитки» долгое время не были – даже в 25 лет Андрей носил клюшки как один из самых молодых, 26-летний Гольц помогал в общем-то по той же причине.

И если б не более авторитетные игроки – не было в истории российского хоккея и связки «Раз и Гол». Еще по ходу первого сезона в новой команде Разина могли отчислить за то, что огрызнулся на Постникова – его даже отправили собирать вещи. Молодого игрока отстоял капитан команды Михаил Бородулин.

Минусов хватало у обоих: у Андрея – низкая стартовая скорость, посредственное катание, Александр плохо катался спиной и толком не умел щелкать – беда для нападающего. В итоге оба стали звездами исключительно через труд.

В первом сезоне за «Магнитку» Разин набрал 25(11+14) очков в 49 играх, Гольц – 23(11+12) в 45 – кажется, что приличные результаты, но из основных нападающих меньше было только у Дмитрия Воронежева (9+7). Все остальные набрали больше, а тройка Шафранов – Е.Корешков – А.Корешков взяла приз «Три бомбардира», выбив в сумме 86 шайб. В следующие шесть лет игроки «Магнитки» еще трижды заберут его, но ни разу в тройках не будет Разина или Гольца. Это еще одно напоминание, в какой команде им пришлось пробиваться.

Кстати, в первом сезоне они пересекались на льду в одной тройке, но редко: Разин заканчивал чемпионат со Степановым и Погодиным, а Гольц выходил с Воронежевым и Соломатовым. Не получилось и на следующий год – оба играли все меньше, набирали очки реже, а в плей-офф провели только 4 матча из 10. По законам жанра и христианских поговорок подъем должен был начаться на третий сезон совместной игры – но его просто не было: Разина сослали в самарский ЦСК ВВС, а Гольц подумывал вернуться в «Трактор», но уехал в третью лигу Германии – в «Фюссен». Да, из суперлиги – в третью немецкую.

«В «Металлурге» у меня поначалу не заладилось, и когда поступило предложение поиграть в Германии, согласился. Надо было сменить обстановку. И не жалею. Как иностранцу мне доверяли. На льду проводил много времени. Стал намного увереннее в своих силах. За сезон тогда забросил 57 шайб. А потом, когда «Металлург» возглавил Валерий Белоусов и предложил вернуться, я согласился», – рассказывал Гольц «Советскому спорту» в 2000-м. Такой радикальный переход можно объяснить тем, что у хоккеиста в Германии была бабушка – правда, она жила в Кельне, а не в Фюссене (это в 573 км).

По сути, Гольц целый сезон самоутверждался в немецкой лиге – 57+55 в 45 матчах (5-й снайпер и 10-й бомбардир турнира), а вот у Разина статистика была скромнее – 7+8 в 32 матчах за Самару и полеты по стране на Ан-24, один из которых чуть не стал трагическим (самолет зацепился за сугроб и проехался дном по взлетной полосе).

Но в межсезонье-1997 оба снова были в «Магнитке». Валерий Белоусов поставил их вместе и прицепил к ним скоростного Дмитрия Попова: звено задумывалось как четвертое, но по итогам сезона Разин набрал столько же, сколько и лучший бомбардир Александр Корешков из первого – 39 очков.

Только у Александра было 18+21, а у Андрея – 6+33: Разин раздавал роскошные передачи Гольцу и Попову, перепадало и защитникам – Антипин тогда забросил 16 шайб, лучший результат за карьеру.

«Я не знаю, случайно или не случайно Белоусов так задумывал, когда приглашал нас, – вспоминал Разин в интервью Клубу болельщиков «Магнитки». – Мы с самого начала играли вместе. Я, Дима Попов, Саня Гольц, в защите Олег Леонтьев и Вова Антипин. Мы три сезона практически сыграли этой пятеркой. У нас был один раскат, мы понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Те времена на всю жизнь, конечно, останутся».

С еще одной супертройкой «Магнитка» сразу взяла серебро чемпионата (в том сезоне медали вручали за регулярку) и выиграла Кубок России (по сути, плей-офф). Потом был сумасшедший финал Евролиги с голом Маркова от своих ворот (праотец голов Кутейкина и Чудинова) – но «Магнитка» дожала в овертайме. В том же сезоне она взяла еще чемпионство в России (уже регулярка + плей-офф): тройка Разина была немного в тени звена Корешковых и Гусманова, но по уровню все равно превосходила большинство звеньев в лиге.

А в межсезонье-1999 Александр Гольц уже в статусе чемпиона снова уехал в «Фюссен» – только уже в четвертый немецкий дивизион. И если в прошлый раз он самоутверждался, то этот отъезд больше был похож на отпуск – формально он даже из «Магнитки» не увольнялся. Разумеется, через год он вернулся по зову Белоусова.

Пока Гольца не было, команда успела еще раз выиграть Евролигу (дубль Разина в финале и сумасшедший камбэк с ТПС в полуфинале), взять бронзу чемпионата и расстаться с Поповым. В составе стало заметно свободнее – их связка с Разиным уже точно попадала в топ-6, а не болталась четвертой. К ним поставили Равиля Гусманова, до этого игравшего с Корешковыми: шаг не самый логичный – разбили тройку, приносившую результат – но Белоусов так решил. При этом роль Гусманова на льду менялась – ему больше не нужно было чистить за Евгением Корешковым в обороне, теперь он мог сам атаковать.

В итоге связка выдала просто фантастический сезон: Разин отдавал – Гольц забивал, а Гусманов удачно дополнял обоих. Уже в составе сборной на Кубке «Балтики» Александр, лучший снайпер суперлиги, раскрывал секрет успеха:

«Андрюха такие пасы выдает – конфетки! Чаще всего один на один убегаю за счет скорости. Андрей Разин пас отдает всегда вовремя, а обыграть вратаря, перехитрить – дело техники. Был бы у меня бросок мощный – другой вопрос, а я даже щелкать толком не умею».

Разин же наоборот – не гнался за голами, но все равно забивал, даже в сборной. Отшучивался: «Палка раз в год стреляет». Андрей был мозгом звена, передачи которого обостряли любую атаку. К декабрю он шел лучшим бомбардиром лиги, но больше было заметно, какой кайф он получает от самой игры с Гольцем:

«У нас с ним взаимопонимание в самом деле великолепное. Он здорово играет без шайбы, умеет вовремя открыться. Ну а я могу его увидеть вовремя. Гусманов тоже прекрасно без шайбы играет – а это мне очень даже по душе. Иногда мы такие голы забиваем, что ни автор шайбы, ни ассистент не играют такой роли, как тот, кто отвлекал соперников, уводил их за собой. Огромное удовольствие мне такая игра доставляет».

Звено Разина старалось играть в умный хоккей – тот, который и требовал Белоусов: без ненужной беготни и суеты, но с головой. При этом каждый умел вовремя отлепиться от соперника и убежать в контратаку – это было главной фишкой тройки. Хотя описывать голы почти 20-летней давности глупо – лучше смотреть.

Окунитесь на полчаса в атмосферу хоккея конца 90-х – начала нулевых. Под 7-м номером – Андрей Разин, под 22-м – Александр Гольц.

По итогам того сезона Разин стал лучшим бомбардиром (16+31 в 44 матчах) и самым ценным игроком, Гольц – лучшим снайпером (28 голов в 42 играх), а тройка Корешков – Корешков – Кузнецов – самой результативной (66 голов). Было бы странно, если при таком наборе «Магнитка» не выиграла тот чемпионат.

Тройка Разина поехала со сборной России на чемпионат мира (в ролике есть кадры и с него) – и зажигала уже там: у Андрея – 3+4, у Александра – 2+2, а Равиль стал лучшим бомбардиром команды – 2+6. Но этого было мало – сборная вылетела от Швеции в четвертьфинале.

Сложно точно сказать, кто и когда первым придумал прозвище «Раз и Гол» – наверняка кто-то из болельщиков, но оно прицепилось именно в 2001-м благодаря журналистам. «Один корреспондент написал – и все, ушло в народ. И мы их так называли», – рассказывал Sports.ru защитник Алексей Трощинский, игравший за «Магнитку» в том сезоне. В «Советском спорте» тогда приписывали эту заслугу себе – и, скорее всего, это было правдой. 

По сути, у Разина и Гольца был только один действительно сумасшедший сезон, но очень запоминающийся: крутая статистика и звучное прозвище «Раз и Гол» – сначала в газетах, а затем и уже и от комментаторов – превратила эту пару в настоящий бренд суперлиги. На нем, конечно, не зарабатывали, но слышали все.

Связка Разин – Гольц не была абсолютно лучшей в истории нашего хоккея – просто не успела: после легендарного сезона Андрей перешел в «Динамо» и продолжил зажигать там. Через год к нему присоединился и Гольц, но Александр надолго не задержался и сменил команду по ходу того же чемпионата. Больше их игровые карьеры не пересекались, но связь они никогда не теряли.

Разин во всех интервью называл Гольца своим лучшим другом, рассказывая о том, как созванивается с ним и ездит к нему в Германию: «Приезжаю к нему в Фюссен, сразу усаживает на велосипед – и вперед, в гору! Потом бегаем по пять километров. В первый день упал с велосипеда раза три. Забрались на такую гору, что холодок по спине. Красотища невероятная, прямо под нами знаменитый замок. Над ним самолеты кружат. Обратно съезжаем по узенькой дорожке, со всех сторон обрывы. Еду и ужас берет – стоит подумать, что это не планшет у тебя в руках. Я-то себя преодолевал, а Гольц фанатеет от этого!».

Александр Гольц завершил свою карьеру в 2016 году – 44-летний нападающий отыграл еще один сезон – естественно, за «Фюссен» (22+26 в 18 матчах), но уже в шестой по рангу немецкой лиге. Андрей Разин тренирует профессиональные команды с 2012-го – и все эти годы у него было сожаление: «Каждый год зову Гольца и сейчас зову, потому что у него колоссальный объем знаний, он знает, как разминается Яромир Ягр, знает методику Раймо Сумманена. Я с Сумманеном не работал, но знаю, что он делает, и применял это в «Ижстали». Мне бы, правда, очень хотелось, чтобы Гольц присоединился к нашему тренерскому штабу, но он отказывается, ему нравится в Германии. Но я надежды не оставляю, надеюсь, бизнес у него развалится, и он приедет» («Р-Спорт»).

Не знаем, что произошло с бизнесом Гольца, но в 2019-м он приехал помогать Разину в «Северсталь» уже с опытом работы – с юниорской и молодежной командой в Германии. А когда Гольц возвращается из Фюссена – это всегда заканчивается хорошо. Как минимум для него, Разина и их команды.

СКА до «Газпрома»: 0:13 от «Кузни», военные самолеты и бюджет 6 млн

Самые дикие времена российского хоккея

Фото: cskvvs.commetallurg.rukreisbote.deseverstalclub.ru; Gettyimages.ru/Sebastian Schupfner/Bongarts