10 мин.

«Это большая удача – поучаствовать в самом грандиозном событии в мире автоспорта»

Студенты факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Евгений Трунин, Дмитрий Тащев, Екатерина Ревякина, Александр Стаценко, Александр Корнилов и Азамат Орквасов прошли стажировку на Гран При «Формулы 1», этап которого состоялся на «Сочи Автодроме» 28 апреля – 1 мая. Вернувшись оттуда, ребята рассказали о своих впечатлениях сайту бизнес-школы RMA. 

 

Екатерина Ревякина, группа «С-38»: «У меня так сложилась жизнь, что со спортом я постоянно была рядом, или это он со мной был, по разному можно сказать. С восьми лет я занималась легкой атлетикой, бегала барьерный спринт, затем переключилась на триатлон, и в этом виде доросла до кандидата в мастера. С 2012 года работала в «Олимпстрое», весь подготовительный период к Олимпиаде и сами Игры провела в Сочи, так что Олимпийский парк, где нам сейчас довелось постажироваться на «Формуле 1», мне очень хорошо знаком.

alt

После Олимпиады мы с подругой решили, что созрели для собственного проекта, не такого, конечно, глобального, но не менее позитивного. Мы запустили его в Солнечногорске, ровно год назад, в мае 2015-го. Название выбрали простое – «Спортивный Солнечногорск», со временем планируем создать ООО, но пока все происходит исключительно на общественных, на волонтерских началах. Мы совершенно бесплатно организуем в своем городе всевозможные мероприятия, связанные с любительским, с массовым спортом, с пропагандой здорового образа жизни – марафоны, велопробеги, фестивали аэробики, и так далее. 

Поначалу многим это казалось странным, чиновники к нам относились подозрительно: мол, непонятные какие-то девушки, все время что-то предлагают, для себя ничего не просят, не иначе на выборы собрались… Но потом ничего, привыкли. 

Осенью 2015 года я пришла учится в RMA, решила, что для дальнейшего продвижения нашего проекта мне необходимы знания, получить которые можно только здесь. Что касается стажировки на «Формуле», то на нее я записалась в том числе и потому, что мы в своем городе уже имели опыт организации гонок стритрейсеров, так что посмотреть на то, как устроен, как функционирует самый крупный, самый раскрученный проект в мире автомобильного спорта, мне, конечно, было интересно. 

Во время стажировки я работала на главной трибуне автодрома. Функционал – распределение людских потоков, управление волонтерами, которые встречали болельщиков, работали на инфостойке, в бюро возврата потерянных вещей, на пункте хранения детских колясок, и так далее. Соответственно, приходилось координировать свои действия с другими службами -- безопасности, протокола, клининга, с продавцами мерчандайзинга: по рации я постоянно была на связи по одному каналу со своим руководством, по другому – собственно с волонтерами, находившимися в моем подчинении. 

Нельзя сказать, что все прошло абсолютно без накладок, но они, на мой взгляд, были минимальными – в частности, непосредственно 1 мая, в день гонки, когда на трибуне присутствовало 10 тысяч болельщиков, вдруг оказалось, что у нас закрыты не все штатные позиции, поскольку некоторые волонтеры – их было не очень много, но все-таки – предпочли в этот день не работать, а переквалифицироваться в зрителей. В связи с этим пришлось, конечно, трудновато, но ничего, мы справились. 

Один из самых ответственных моментов был, когда уже после окончания гонки, за 15 минут до награждения, нужно было, согласно регламенту, синхронно открыть выходы с трибуны и обеспечить всем, кто этого хотел, возможность свободно, без давки выйти на трассу – это своеобразный ритуал такой, во время которого фанаты собирают на память с асфальта обгорелые кусочки покрышек, делают селфи, и все такое прочее.

В общем и целом, тем, как мы отработали, я удовлетворена: даже удивительно, что все прошло так четко, так слаженно, при том, что с людьми, с которыми мне пришлось взаимодействовать, я познакомилась буквально за пару дней до того, как мы к этому взаимодействию приступили». 

 

Александр Корнилов, группа «С-37»: «Я во время стажировки работал в отделе логистики. В Сочи провел в общей сложности две недели, все это время занимался встречей и сопровождением грузов, которые доставлялись в город с предыдущего этапа Гран При в Бахрейне – в том числе самих болидов, двигателей, масла, топлива, рекламных бортов и других временных сооружений, оборудования для телетрансляций, и так далее. В общей сложности в Сочи прилетели семь самолетов, зафрахтованных Formula One Management. Официально сообщалось о 720 тоннах прибывшего груза.

alt

Его разгрузка, доставка из аэропорта к месту гонок, это все была зона ответственности специально нанятой иностранной компании. А наш функционал состоял в том, чтобы встретить грузы у въезда на трек, сверить номера машин, осуществляющих доставку, обеспечить их пропусками, сопроводить до паддоков и проконтролировать, чтобы расстановка всего доставленного туда была осуществлена в соответствие со специально расписанным планом. 

Да, и еще у меня была одна обязанность – следить за тем, чтобы грузовые автомобили и автопогрузчики не оставляли на треке масляных пятен – теоретически это может быть чревато возникновением аварийных ситуаций во время гонки. Поэтому я ездил по трассе на гольфкаре и, если такие пятна находил, то засыпал их специальным абсорбентом. 

Что касается впечатлений, которые у меня остались от поездки в Сочи, то, конечно, они очень яркие. Это несомненно большая удача – поучаствовать в подготовке такого гигантского, такого глобального спортивного события, как Гран При «Формулы 1». И это очень увлекательно – наблюдать за тем, как фактически пустое пространство, которым автодром является в те дни, когда здесь не проводятся гонки, стремительно, всего за неделю, превращается в оборудованную по последнему слову техники трассу. А потом за время и того меньшее – три дня – возвращается к своему прежнему состоянию. 

Кстати, у конюшен «Формулы 1», у их технического персонала, есть такое неофициальное соревнование – кто быстрее свернется после очередного этапа. Никаких призов за победу в нем, конечно, не предусмотрено, но между собой в этом компоненте, они, тем не менее, соперничают очень упорно. 

Подводя итоги, я могу сказать, что своим участием в стажировке я доволен: это было ярко, неформально и действительно полезно в плане приобретения новых знаний и навыков. С другой стороны, присутствует и некоторый момент разочарования. Я никогда не был большим знатоком «Формулы», и поэтому мне эти гонки всегда казались очень прибыльными, очень выгодными с точки зрения именно зарабатывания денег. 

При ближайшем знакомстве с темой оказалось, что так оно в общем и есть, с одним лишь уточнением – практически весь заработок забирает себе сама «Формула». Тот, кто проводит этапы на местах, сами автодромы, не получают ничего, кроме выручки от продажи билетов и кейтеринга, что не может покрыть их расходов. Деньги, заработанные на телетрансляциях, на мерчандайзинге, все это уходит «Формуле». И кроме того, она ничего не платит за аренду трасс, напротив, это трассы покупают у «Формулы» право провести гонку. 

Применительно к нам это означает следующее: «Сочи Автодром» -- это государственное предприятие, им владеет компания «Омега», которая, в свою очередь, на 100 процентов находится в собственности администрации Краснодарского края. И следовательно, те очень немаленькие деньги, которые были заплачены «Формуле» за проведение нынешнего этапа, были извлечены из госбюджета. 

Насколько мне известно, так происходит везде, не только у нас, с той лишь разницей, что регионы, где проходят классические этапы, например, Монако, платят чуть меньше остальных. Поэтому в историю с «Формулой» сейчас ввязываются в основном либо страны, которые могут себе позволить практически любые расходы – Бахрейн, Абу-Даби, либо те, кто рассчитывает, что с помощью этих гонок им удастся придать дополнительный импульс развитию у себя туризма . Опыт Австралии, Сингапура, Малайзии показывает, что это в принципе возможно. Наверное, если мы планируем оставаться в числе стран, принимающих у себя «Формулу», нам этот опыт стоило бы попробовать перенять…» 

 

Александр Стаценко, группа «С-36»: «Я работал в ивент-отделе, на позиции супервайзера, координировал работу волонтеров в Зоне А Олимпийского парка. Именно там находится главная трибуна, но наш функционал с ней не был связан.

alt

Под началом у меня находилось в общей сложности 45 человек, они выходили в две смены, а я каждый день с 7-8 утра и примерно до 8-10 вечера. За нами были закреплены три точки – собственно, один из входов в Парк – там задача состояла в том, чтобы встречать болельщиков, приветствовать их, отвечать на всевозможные вопросы, рассказывать, какие мероприятия и где проводятся, и как туда можно кратчайшим путем попасть. 

Затем – площадка Team Show – там находились палатки с мерчандайзингом, там выступали команды чирлидеров, там стоял симулятор болида, на котором можно было попробовать установить рекорд скорости, туда приходил общаться с болельщиками Даниил Квят, и там же формировалась очередь на прогулку по пит-лейну. Необходимо было следить за тем, чтобы она соблюдалась, разъяснять людям правила поведения: общее время экскурсии – четыре часа, остановка возле боксов каждой из конюшен – не больше, чем на минуту, и так далее. 

Наконец, еще одна наша площадка – Team Extreme: там можно было посмотреть на выступления скейтбордистов и бээмиксников. 

Говоря об итогах стажировки, я хочу сказать, что я очень благодарен ее организаторам. Они нас хорошо приняли, все очень подробно объяснили, провели по местам, где нам предстояло работать, все показали, ответили на все вопросы. Для меня это был первый опыт руководства довольно большим количеством людей, и то, что я с этой задачей, кажется, справился, во многом объясняется именно качественным инструктажем. 

Что же касается самой «Формулы», то я могу честно сказать, что я не особый ее фанат. Мне, конечно, нравится атмосфера, нравятся красивые мощные автомобили, нравится общее визуальное оформление. Но вообще главное, что я понял про «Формулу» после этой стажировки, это то, что она -- один из очень, наверное, немногих видов спорта, который лучше смотреть не вживую, а по телевизору». 

 

Азамат Орквасов, группа «С-38»: «Я из всех наших ребят проработал в Сочи дольше всех – с 11 апреля по самый последний день, 4 мая. Большую часть времени занимался билетной программой – приемом заявок, оформлением заказов, регистрацией их в специальной электронной системе, распечаткой билетов, формированием прилагаемых к ним пакетов рекламно-информационных материалов, их выдачей представителям организаций-заказчиков.

alt

Это реально очень ответственная работа, напряженная, требующая концентрации внимания, да и времени она занимала немало. На оформление, распечатку одной проходки не меньше 10 минут требуется, а представьте себе, сколько нужно на обработку, например, заказа, который нам поступил от краснодарского МЧС – им этих билетов надо было сделать 1600. 

Кроме того, необходимо было следить за тем, чтобы билеты, купленные по льготным ценам, не поступали в перепродажу. У сотрудников компании «Омега», в собственности которой находится «Сочи Автодром», были в этом смысле определенные преференции – они могли до 10 билетов со скидкой в одни руки приобрести. Естественно, при этом они подписывали обязательство в том, что эти билеты они перепродавать не будут. А кроме того, мы фиксировали специальные идентификационные номера, которые присваивались таким билетам. По ним их потом можно было отследить, например, на Avito. И отследив, аннулировать. Впрочем, таких случаев было не очень много – непосредственно 1 мая, в день гонки, всего четыре. 

Я в этом время работал уже не в офисе, а в Олимпийском парке, на одном из входов- выходов. Руководил группой из 30 волонтеров, которая встречала болельщиков, координировал наши функции с деятельностью сканировщиков, сотрудников ЧОП, полиции. 

Опять-таки, очень ответственная работа – в плане соблюдения мер безопасности, недопущения нервозности в очереди, недовольства, каких-то конфликтных ситуаций. Руководство, с которым я связь по рации держал, по этому поводу сильно волновалось, а я их успокаивал: «Ничего. Не беспокойтесь, все под контролем, все хорошо». 

Зато потом, когда стало ясно, что все действительно удачно прошло, без сбоев, они так радовались, так меня хвалили и чуть не на руках носили, что мне, с одной стороны, даже неловко стало. А с другой – приятно. Появилась, знаете, такая гордость за то, что я в большом деле поучаствовал. И свою работу сделал хорошо».