13 мин.

Гончаренко меняет «Краснодар»: перешел на более вертикальный футбол из-за трансферов, вывел в лидеры по прессингу и контратакам

Оцениваем перемены в игре команды.

«Краснодар» – самая нестабильная команда из топ-5 РПЛ. Качественные и драйвовые победы над «Сочи» (3:0), «Рубином» (2:0) и «Спартаком» (2:1) чередуются с тягучими играми против аутсайдеров (1:1 с «Ростовом», поражение и ничья от «Химок», упущенная победа над «Уфой»).

Вероятно, главная причина таких результатов – летние трансферы и подстройка команды под сильные качества новичков.

Что именно изменил Виктор Гончаренко?

Перед приходом Гончаренко «Краснодар» находился в эмоциональном кризисе и требовал перестройки

В прошлом сезоне Мурад Мусаев постоянно сталкивался с травмами: в гостевой игре против «Севильи» (2:3) в Лиге чемпионов даже играли Леон Сабуа (убрали еще в первом тайме) и Эдуард Сперцян (обратно заменили в середине второго тайма), в разное время выбывали атакующие лидеры Реми Кабелла, Виктор Классон и Вандерсон. Когда все восстановились, «Краснодар» разгромил «Локо» (5:0) в конце первой части сезона – казалось, что весной команда будет в порядке.

Зимой «Краснодар» пригласил нового тренера по физподготовке – планировалось, что команда заиграет интенсивнее и агрессивнее. Но все рухнуло: «Краснодар» был беспомощен с загребским «Динамо» в Лиге Европы (2:3, 0:1), проиграл «Сочи» в Кубке России (1:2), влетел «Спартаку» (1:6), упустил 2:0 в игре с «Динамо» (2:3), устроил один из худших оборонительных перфомансов сезона против «Ахмата» (0:5). О причинах падения Мусаев сразу после ухода подробно рассказывал в интервью Sports.ru.

Гончаренко в интервью Sport24 признал, что команда была не в себе: «Мусаев очень здорово здесь работал, но в прошлом сезоне что-то сломалось – это надо было починить. На этот вопрос мы вместе с командой в течение двух месяцев пытались найти ответ. По тренировкам было видно: по исполнению у нас команда достаточно высокого уровня. И она не должна была находиться на том месте, на котором была. Есть восемь легионеров и остальная обойма, с которой ты не можешь вытянуть игру на два фронта. Поэтому тебе всегда не хватает качества».

Стиль «Краснодара» – сложный и специфичный тезис, описывающий комбинационный футбол, но обстоятельства постепенно перестраивают мышление тренеров. Косвенное подтверждение – эволюция разговоров о стиле в медиа:

 – Мусаев в декабре 2019-го: «Когда люди смотрят матчи, они понимают, что перед ними – «Краснодар». Пусть изменившийся, но все равно отличающийся от большинства клубов. У «Краснодара» своя философия, она распространяется и на академию, и на первую команду. Нужно попасть в прежнее русло, окончательно вернуть стиль, решить все проблемы»;

– Мусаев в апреле 2021-го: «В 2021-м стиль и игру, к которой стремился «Краснодар», мы видели фрагментарно»;

– Гончаренко о требованиях Галицкого: «Сергей Николаевич сказал: «Хочу, чтобы вы играли в атаку»;

– Гончаренко о видении игры в декабре 2021-го: «Вижу идеальную формулу так: разумное сочетание яркой игры и понимания, что такое командная оборона и результат. Всегда нужно действовать, отталкиваясь от игры соперника. Если условная «Аталанта» персонально прессингует и накрывает даже вратаря, логичнее сыграть длинной передачей. Если можно и нужно сыграть коротко – выбирать короткий пас».

Поворотный момент для стиля «Краснодара» – трансферы. Например, приобретение Алексея Ионова в прошлом сезоне – опция рывков за спину. 

В декабре Гончаренко описал различия Джона Кордобы и Маркуса Берга, покинувшего команду летом 2021-го: «Они совсем разные. Кордоба – это мощь и скорость, Берг – подыгрыш и понимание командной структуры». 

Важное дополнение – Ильин по характеристикам ближе к Кордобе, чем к Бергу. Кордоба и Ильин – варианты под силовой футбол в штрафной и около нее (хотя Кордоба неплохо открывается в глубину), а Ионов – убегающая альтернатива.

Крыховяк – разыгрывающий полузащитник, но его основной скилл – длинные передачи. Черников – нетипичный игрок для краснодарской академии (вгрызающийся опорник, который играет в подыгрыш, а не в контроль, как, например, Газинский). Сперцян решает в контратаках и в финальной трети, а не ведет игру – кажется, у «Краснодара» практически не было вариантов для короткого развития атак.

Часто краснодарцам не хватало дополнительного игрока для длительного контроля, поэтому команда забрасывала мяч вперед на Кордобу или искала опускающихся атакующих полузащитников – многое зависело от выигранной борьбы или последующих подборов.

Нынешним игрокам «Краснодара» удобнее вертикальный и скоростной футбол. Самые яркие моменты сезона – игры против «Сочи» и «Спартака», где «Краснодар» прекрасно убегал в быстрых отрывах, а не в позиционно атаковал.

Статистика подтверждает: в «Краснодаре» снизилось количество атак с 10+ передачами (прошлый сезон – 12,4 атаки за игру, этот – 9,9) и результативность после них (сезон-2020/21 – 5 голов, сезон-2021/22 – 1).

Гончаренко делает оборону «Краснодара» лучше, команда в топе по прессингу и контратакам. Кабелла – важнейший игрок

В начале декабря Виктор Классон рассказал, как поменялся «Краснодар»: «С Гончаренко мы играем в более вертикальный футбол, его идеи заключаются этом. У нас хороший микс. Считаю, что мы стали сильнее при игре в обороне, активно прессингуем. Стиль «Краснодара» сохранился, но в него добавились нотки вертикального футбола».

Швед затронул важную тему – команда прогрессирует в обороне. Прошлый сезон – настоящий кошмар, огромное количество индивидуальных ошибок. Солировал Кайо (ошибки против «Севильи», удаление с «Динамо», несколько привезенных пенальти), плюс весь «Краснодар» выдал несколько ужасных перфомансов (пять пропущенных голов от «Ахмата», шесть – от «Спартака», три – от «Сочи», а «Динамо» и «Зенит» вообще отыгрались с 0:2).

Одна из причин – сломанные механизмы выхода из-под прессинга и обрезы на своей половине. Сейчас «Краснодар» стал немного стабильнее в обороне. Например, команда Гончаренко улучшила показатели ожидаемых голов (xGA) и допущенных ударов. Проблемы сохраняются, но индивидуальных сложностей больше, чем системных (об этом – ниже).

Важные детали: «Краснодар» сохранил интенсивность прессинга (10,9 PPDA в прошлом сезоне, 10,8 – в этом), агрессию (в прошлом сезоне краснодарцы были вторыми по количеству допущенных атак 10+ передачами, в этом – на первом), но стал организованнее на дистанции.

В прошлом сезоне «Краснодар» был одним из худших по допуску атак, которые начинались с чужой половины поля, а заканчивались ударом или касанием в чужой штрафной (Direct attack against, 14-й – по количеству, 16-й – по пропущенным голам). Теперь «Краснодар» гораздо реже проваливался в прессинге и при позиционной обороне – команда входит в топ-5 по количеству допущенных атак и пропущенных после них голов (Direct attack goals against).

Гончаренко считает, что прессинг – часть обязательной программы«Краснодара»: «Мы играем раз в неделю, мы опытная команда, у нас есть класс, мы контролируем игру 60% времени. Если взять чистое время матча – 52-56 минут, из которых мы контролируем мяч 32-35 минут – нас не должно затруднять прессинговать 15-20 минут времени».

Агрессию подчеркивают прессинг-показатели. «Краснодар» – лидер РПЛ по числу атак после высоких перехватов (отборы, перехваты, возвраты владения в 40 метрах от чужих ворот, которые привели к атакам с игры).

29 таких действий закончились ударами (столько же – у «Динамо»), 3 – голами («Динамо» – первое, «Зенит» и «Уфа» – вторые, «Краснодар», «Крылья» и «Ахмат» – третьи).  

Данные и графика – телеграм-канал «Opta Sports»

«Краснодар» – одна из лучших контратакующих команд РПЛ. Например, возили «Спартак» в быстрых отрывах после стандартов (гол Кордобы + несколько хороших забегов), выдали лучший матч в сезоне против «Сочи» (3:0) и классно убегали от «Нижнего Новгорода» после угловых.

Такие результаты спровоцировала смена стиля «Краснодара» – команда не стесняется длинных передач. Крыховяк искал мощного Кордобу, а также убегающих Кабелла и Ионова. Например, гол Кабелла «Сочи» в первом круге – результат передачи Крыховяка на 40 метров, а победный Классона во втором – рывок Ионова за спину защитникам (2:1).

Деталь, которая осталась от Мусаева – сужение пространства от вингеров при долгих позиционных атаках. Классон и Кабелла регулярно заполняли середину (часто в соседних зонах), а француз еще и выступал дополнительной опцией для разгона атак из глубины. 

Именно Реми – самый опасный игрок «Краснодара». Он лидирует в РПЛ по созданным голевым моментам, плюс лучший в «Краснодаре» практически по всем атакующим показателям (ожидаемые голевые, ключевые передачи, прямой вклад в атаки, успешный дриблинг).

Кабелла, Классон и Сперцян – единственное массовое представительство в топ-10 по xGChain (вклад в атаки с ударами, включающий и промежуточный пас или касание, и передачу под удар, и сам удар) не из «Зенита».

У «Краснодара» – худшая реализация в РПЛ, сохранились результативные ошибки

«Краснодар» забил 29 голов – в топ-5 меньше только у ЦСКА (21). При этом в этом сезоне команда улучшила атакующие показатели: возросло количество ударов за матч (с 14,6 до 17,5), увеличился xG за 90 минут (с 1,66 до 2,12).

У«Краснодара» – вторая атака РПЛ (больше создал и реализовал только «Зенит»), но худшее соотношение ожидаемых и реальных голов.

Одна из причин недобора по голам и очкам – нереализованные пенальти. «Краснодар» забил всего 5 пенальти из 10:

– Лантратов взял удар Крыховяка – Гжегож мог делать 2:0 (итог – 3:3);

– Кордоба промазал в Нижнем Новгороде при счете 2:0 (не повлияло на итоговый результат);

– Кабелла пробил мимо в игре с «Ростовом» – «Краснодар» был в меньшинстве и проигрывал 0:1 (итог – 1:1);

– Кордоба попал в перекладину против «Арсенала» при счете 3:1 (итог – 3:2);

– Классон не переиграл Лантратова при счете 0:0 (итог – 0:1).

Ситуация с реализацией коснулась не только пенальти – «Краснодар» на втором месте по NPxG, но все равно отстает по голам (30.7 NPxG при 24 голах без учета пенальти).

«Проблема с реализацией возникает в том числе из-за того, что в некоторых моментах мы не играем проще, а усложняем. Условно: иногда надо попасть не в угол, а просто в ворота. Или не пробовать сделать какую-то сложную передачу, а пробить. Я, например, просто ненавижу необоснованные удары с дальней дистанции. Или несильные удары – в той ситуации, когда мы еще можем улучшить возможность для атаки», – анализировал Гончаренко.

Тезис о несильных или необоснованных ударах издали отражает часть проблемы. 

Например, «Краснодар» часто создает ситуации для ударов из-за штрафной, но периодически ему гораздо выгоднее продолжить атаку через забегание/расширение пространства на фланге. Матч против ЦСКА (0:0) – самая яркая демонстрация проблемы. С чем-то похожим Гончаренко сталкивался, когда тренировал москвичей – команда настреляла 20 ударов за второй тайм, 9 из них – из-за штрафной, 4 из 11 в штрафной – заблокированы (некоторые – в результате подборов после ударов из-за штрафной). Единственный хороший удар издали – выстрел Крыховяка в штангу.

Игры с «Локо» (1:2), ЦСКА (0:0) и «Химками» (3:3) наглядно показали еще пару проблем. Во-первых, после своих атак «Краснодар» подвержен ответным контратакам (11-е место в РПЛ по допущенным ударам после контратак). 

Смолов дважды забивал «Краснодару» в контратаках. Гол Глушакова вообще удивительный: «Краснодар» застрял в атаке,никто не пытался догнать Глушакова (вернулся только Ионов). ЦСКА тоже пользовался массовыми походами в атаку – Эджуке и Заболотный несколько раз могли забивать, когда гости вовремя не возвращались.

Из-за медленного отката назад игроки «Краснодара»  теряют дальнюю штангу или подключившихся крайних защитников.

Например, «Спартак» заработал пенальти благодаря свободному флангу – Промес увел Петрова, а Игнатов свободно вошел в штрафную.

Данные и графика – InStat

В игре с «Химками» можно сделать целую подборку, когда дальняя штанга не страховалась. 

Первый пример – контратака «Химок», где Петрову не помогли проконтролировать спину (Набиуллин немного не успел на отскок), второй пример – пропущенный гол (Петров не среагировал на Набиуллина).

На левом фланге была такая же проблема против «Сочи» – Маргасов на дальней штанге мог забивать дважды (в первый раз пробил выше, во второй – мимо).

Позиционная оборона стала чуть лучше (улучшили статистику ударов и xGA, лучше заработал прессинг), но результативные ошибки все равно остались:

– неудачный ввод Сафонова руками привел к голу «Химок» (0:1);

– Черникову не хватило шага, чтобы подчистить рикошет от Сорокина – Азмун перехватил мяч и «Зенит» повел 1:2 (итог – 2:3);

– неудачный вынос Агкацева помог «Арсеналу» забить второй гол (3:2);

– «Ростов» открыл счет после автогола Спайича (1:1);

перепасовка Петрова и Сафонова спровоцировала победный гол Сарвели (0:1).

 

***

«Краснодар» при Гончаренко постепенно отказывается от привычного комбинационного стиля. 

Основная причина – трансферы. Продажа Криса Ольссона, покупка Кордобы и Крыховяка, введение в состав Черникова и Сперцяна вынудили Гончаренко перейти на более вертикальный футбол. «Краснодар» гораздо реже строит атаки через короткий пас, играя от соперника и подбора собственных игроков.

С одной стороны, «Краснодар» очень ярко прессингует и контратакует, более надежен при обороне, с другой – сырой при откате назад и обороне флангов при затяжных атаках.

Несмотря на это, «Краснодар» явно недобрал очков – команда могла быть гораздо ближе ко второму месту. 

Если Гончаренко улучшит мгновенный переход из атаки в обороны и даст больше разнообразия в середине поля (возможно, необходимы новые покупки), краснодарцы выиграют бронзовые медали.

Мой телеграм/твиттер

Фото: fckrasnodar.ru