5 мин.

Витторио Брамбилла

Пожалуй, каждый итальянец, который родился в сердце автоспорта Италии, в сердце автоспорта мирового – Монце, пропитан с молоком матери духом Гарцующего пони и жаждой скорости. Таким, наверное, был и Витторио Брамбилла, что появился на свет еще при синьоре Бенито.

О Витторио как о пилоте Ф-1 до середины 1960-х никто и не думал – итальянец мог похвастаться недюжинными успехами в мотоспорте. Брат нашего героя, Эрнесто также был отмечен выступлениями на быстрой двухколесной технике, а в 1963 году даже дебютировал в Формуле-1, правда, весьма неудачно – не прошел квалификацию на домашнем Гран-При.

В конце 1960-х Витторио начинает выступать в Формуле-3, а после чего и в Формуле-2. Благодаря нескольким победам в этих сериях и удачным показателям в спортпрототипах, Брамбилла в 1974 году был удостоен честью назваться пилотом команды Марч Ф1. В команду, которая, по несчастью, была достаточно далека от своих кондиций времен Петерсона и Эймона.

Тем не менее, шанс у Витторио и его почти постоянного напарника Ганса-Йоахима Штука. Два дебютанта! Кстати, Брамбилла дебютировал в Королеве Автоспорта на 3 этапе чемпионата, заменив травмированного Хаудена Гэнли.

Вплоть до этапа в Голландии, где Штук вернулся к делу после травмы, Витторио регулярно проигрывал ему в квалификациях очень много и мест, и времени. Что до очков и финишей, то итальянец финишировал на 9 и 10 местах, единожды сошел и один раз не стартовал. Немец, к сравнению, дважды сошел и дважды приехал в топ-5.

Вернувшись, Ганс уже не имел такого явного преимущества над итальянцем. Их противостояние теперь можно, скорее, назвать равным. У Штука во второй половине сезона 4 схода, 2 непройденные квалификации, 7 и 11 места, у Брамбиллы – 3 схода, два 10 места, два финиша вне десятки, 1 очко в Австрии и отсутсвие старта в Канаде. Счет по квалификациям: 8:4 в пользу немца. Штук объективно посильнее.

Впрочем, руководство Марч не взирало на этот вполне очевидный вывод и оставило именно Брамбиллу, а с 3 этапа посадило к нему в напарники итальянку Леллу Ломбарди. Штук же первые полгода 1975 оттачивал мастерство в Формуле-2. Немец вернулся в стан команды Формулы-1 в Англии, только сезон минул свой экватор.

В 1975 году Брамбилла до прихода Штука всегда квалифицировался в первой дюжине, взял поул, и трижды стартовал внутри первой пятерки. Правда, заработал лишь 2 очка и финишировал еще на 9 месте, а остальные гонки – сходы. Ломбарди, конечно, проигрывала напарнику постоянно, кроме того, и сходила не меньше.

В отрезок Сильверстоун-Монца Марч располагал тремя пилотами. Все эти 4 гонки Штук заканчивал сходами, а квалификации – пару раз лучше Брамбиллы. Для Витторио и Леллы концовка сезона получилась лучше: у Ломбарди два финиша на 7 и 17 местах, а у итальянца – 6 место в Англии и... победа в Австрии!

Сложнейшая гонка в дождевых условиях Шпильберга написала одну из невероятных историй Формулы-1. Во-первых, уик-энд начался с аварии Донохью, что сбил рекламный щит и барьер, зацепив и двух маршалов, один из которых погиб. Сам пилот скончался через 2 дня в грацкой больнице. Ни Лауда, ни Фиттипальди, ни Хант, ни даже Штук не смогли подняться на верхнюю ступеньку в Австрии.

После этого этапа за Брамбиллой закрепилось имя очень техничного и отличного виртуоза при дождике. Жаль, что победа принесла лишь половину очков, так как гонка закончилась только на 29 круге. Кстати, это был второй этап сезона, когда очки присуждались лишь на половину. Омраченный сходами, отличными субботами и редкими, но очень яркими гонками сезон-1975 был окончен 7 и 8 местами в США.

В следующем сезоне Марч принял своего старого знакомого – Ронни Петерсона, и теперь команда обладала очень сильным составом со шведом, Штуком и Витторио. В первую треть чемпионата было налицо первенство итальянца и его тотальное невезение 1 фильм в 6 первых Гран-При. Штук сумел добраться за этот период до двух четвертых мест.

Сезон уже, можно сказать, был на экваторе, а Брамбилла все сходил... Здесь, как следствие, и потеря концентрации в квалификациях, где преимущество над напарниками улетучилось. Сход за сходами понуждали Витторио к мысли о том, что команду стоит сменить...

На этом фоне совсем печально выглядят успехи Петерсона (меньше сходов, поул, победа и 6 место в Австрии). Штук сходил почти столько же, но если финишировал, то непременно в очковой зоне. В итоге Брамбилла заработал лишь одно очко в Голландии и еще четырежды финишировал в 16(!), на минуточку, гонках.

В Сертизе Брамбилла стал первым пилотом. Начало года выдалось крайне сложным – 3 схода и 3 финиша буквально в шаге от очковой зоны. Ни одной проигранной квалификации напарникам за сезон; 4,5,6 места в Бельгии, Германии, Канаде, соответсвенно; и всего 5 сходов – таковым был один из лучших сезонов итальянца – полнейшее доминирование в команде и демонстрация потенциала на одной из самых неконкурентоспособной машине.

Второй сезон для Брамбиллы в Сертизе синонимичен последнему чемпионату в истории этой команды. Машина половину года была прошлогодней, а почему предполагавшей плохие результаты – 12 место лучший результат квалификации и 7 место как лучший результат в гонке. Руперт Киган проигрывал в 85% случаев Витторио и в воскресенье, и в субботу.

Шестое место нашего героя в Австрии – единственные очки в сезоне для Сертиза. У себя на родине в Монце в тот год Витторио получил удар колесом в голову во время массового завала. Жизнь была под угрозой, не говоря уже о карьере... В те самые выходные погиб и Ронни Петерсон...

Вернулся пилот в Формулу-1 ровно год спустя. Опять же у себя на родине, но не в Монце, а в Имоле, потому как Аутодромо Национале ди Монза не принимал этапы пару лет после инцидентов в 1978 году. На Альфа Ромео в Болонье Брамбилла приехал на 12 месте, в Канаде – сошел, в США – не прошел квалификацию.

Застав следующее десятилетие Формулы-1, итальянский пилот Витторио Брамбилла завершил карьеру в 1980 году за рулем Альфа Ромео двумя сходами в Голландии и Италии, стоя на истоках возвращения легендарного бренда.

Витторио Брамбилла не был безоговорочным лидером Марч в тех сезонах, когда там выступали Ганс-Йоахим Штук и Ронни Петерсон. Но результаты были вполне сравнимы, в частности, с немецкими. Петерсон имел возможность дважды именоваться претендентом на титул в своей карьере, Штук и Брамбилла такими шансами похвастать не могут.

Победа Витторио в Австрии, на мой взгляд, свидетельствует о великолепном мастерстве, которое находилось в арсенале у этого пилота, отпраздновавшего свою единственную победу, подняв руки и оказавшись в отбойнике. Как говорится, смотреть всем!