26 мин.

Пушкин о фигурном катании

Неизданные произведения отца русского языка.

Сегодня, в 220-й год со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, Минкульт России опубликовал ряд неизданных произведений мастера. Оказывается, Пушкин, как и Нострадамус, в стихах предсказывал будущее, есть среди его пророчеств несколько и о фигурном катании. Все они относятся к сезонам 17/18, 18/19, поэтому сейчас их наконец-таки можно опубликовать, не боясь, что они повлияют на будущее.

«Фигурье»

Здесь на фигурье лёд белёный;

Каток хороший в месте том:

И днём и ночью неуёмно

Илья катается кругом;

Свернёт направо – словоблудит,

Налево – с шоу к вам летит.

Там чудеса: там Гришин бродит,

С Татьяной у борта сидит;

Там не неведомых дорожках

Следы канадских медведЕй;

Евгений с Яной («бабкой ёжкой»)

Эксплуатирует детей;

Там Даниил задумок полон,

Его программы, словно волны,

Всех поражают красотой.

Четвёрка девочек прекрасных

Их миру явит громогласно,

И с ними тренер золотой;

Там Алексей прям мимоходом

Пинает Мишу почем зря;

С экрана там перед народом

Не соображая, что творя

Эксперт вещает, всех клеймя;

Красиво там Алина кружит,

И ей Масару верно служит;

Там аксель Лизонькин тройной,

Лазукин в сборной -  боже мой!

А Мишин там цветёт, не чахнет;

Российский дух… Россией пахнет!

И Орсер там был, недолго гостил;

В Саранске видел лёд белёный;

При ТАТ сидел он очень скромно,

Евгенье золото сулил.

На самом деле, у Пушкина действительно есть тематические стихи, но не о фигурном, а просто о катании. В то время специализированных катков ещё не существовало, но мода кататься на коньках у нас зарождалась примерно тогда. Для этого использовали замерзшие реки, пруды и прочие водоёмы, что подтверждает, например, отрывок из Евгения Онегина.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

Но если бы Пушкин жил в наше время, то у него, наверняка, было бы много стихов и о фигурном катании, ведь там буквально за 1-2 сезона проходит маленькая жизнь, с интригами, скандалами, триумфами и поражениями, считай, уже готовые сюжеты для произведений. Проверить это невозможно, но зато возможно скрестить или сравнить реальные произведения Пушкина с некоторыми событиями из мира российского фигурного катания и посмотреть, как бы это смотрелось вместе.

Для удобства разделил всё это на 8 категорий:

1) Медведева. Про Евгению говорить не особо люблю, но раз уж Матуа прислал перевод, то надо отрабатывать просто она идеально вписывается в некоторые Пушкинские типажи, и грех этим не воспользоваться, 2) Туктамышева (но не столько о ней, сколько вновь о кубке), 3) Одиночники (Самарин, Коляда), 4) Девушки - о красоте российских фигуристок, и гениальности юниорок (хотя они уже не юниорки), 5) Коротко об итогах ОИ и о визите японцев в «Хрустальный», 6) Пресса и бомонд, 7) Этери Тутберидзе, 8) Алина Загитова

В каждой категории по одному-два стишка, у нас в разделе ФК ведь любят поэзию?). Плюс кое-где сравнение с каким-нибудь прозаическим произведением. Кого коробит коверканье классики, можно всегда взяться за первоисточник. Собственно, в этом и цель, побыть на один день Сашей Бойковой и повспоминать шедевры русской литературы, пусть и не совсем стандартным образом. И если кто-то после этого заинтересуется оригиналами, то значит, уже всё не зря, тем более что 3-4 оригинала будут и тут.

Пост объёмный, но так как он у меня заключительный в сезоне, то при желании можно разбить его прочтение на несколько раз.

1.  «Золотая рыбка»/«Золотая медалька»

«Не хочу быть победительницей мировОю, хочу быть чемпионкой олимпийскОю»

«Золотая рыбка» при своей простоте многослойная сказка, она о том, что: 1) нельзя давать помыкать собой другому человеку, ни к чему хорошему не приведёт, 2) о жадности, 3) о том, как сносит крышу шальной успех, богатство (особенно, когда изначально предпосылок к этому не было), и человек начинает наглеть.

Успехи Евгении, конечно, не были шальными, ей приходилось много работать для их достижения, но проблема в том, что она, судя по всему, начала присваивать их только себе и приписывать исключительно своему таланту.

Действительно, есть случаи, когда человек настолько талантлив, что добьётся результата с любым тренером, есть другой случай, когда талантливость ученика накладывается на мастерство тренера и он просто помогает ему выйти на пик возможностей. А есть третий вариант, когда ключевая роль в успехе спортсмена – это работа тренера, плюс работоспособность самого спортсмена, планку которой задаёт ему наставник, как это и было с Медведевой.

Но она посчитала иначе, и, как бабушка из сказки, чем большего добивалась, тем больше ставила условий: хочу то (хореографа отдельного), хочу это. И Этери поначалу проявляла лояльность и шла на уступки, так как Евгения была действительно ей дорога, но, когда та захотела стать дворянкой столбовою дело дошло до Олимпиады, тут уже встал вопрос о чести и самоуважении (которых у старика из сказки кстати не было), и пришлось занимать жёсткую позицию, что впоследствии и не устроило Медведеву.

И в итоге осталась она, хоть пока и не у разбитого корыта, но где-то близко к нему. Всё-таки 3-е место на ЧМ после серебра ОИ с просевшим за год уровнем катания, вряд ли можно назвать прогрессом.

«Медный всадник»/«Медная (серебряная) медалька»

(на альтернативные названия в этот раз фантазии не хватило))

В повести рассказывается об одном чиновнике, каком-то Евгении, не особо умном и оригинальном, который был влюблён в некую Парашу и мечтал на ней жениться. Чуть позже дом, в котором жила Парашенька вместе с матерью, снесло наводнением, и они погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, он в своём безумии прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. После чего его расстроенному воображению представилось, что медный всадник разгневался и погнался за ним на своём бронзовом коне. 

Наша ЕвгениЯ, конечно, мечтала не о парашеньке, а о значимой награде – олимпийском золоте. Но не получив его, тоже будто слегка помутилась рассудком: всё это бесконечное самолюбование, сваливание вины на прошлых тренеров, глюки о преследовании менеджерами, болельщиками и прочее….

**********

А завершим часть про Медведеву склеенными из разных частей отрывками сказки о «Царевне и семи богатырях». Там королевич Елисей после пропажи царевны стал малость невменяемым и пошёл спрашивать у тополя, у ясеня: где моя любимая солнца, месяца, прочих светил, и стихий, где его невеста. А они его посылают, не знаем, мол. Так и мотался Елисей, пока наконец не добрался до ветра.

В нашем случае от Евгении никто никуда не пропадал, она сама ушла от лучшего тренера в мире, а после отправилась на поиски…..лучшего тренера в мире. Обойдя всех, она дошла и до Брайана с просьбой взять её себе «под крыло».

*

Тучи дождевой черней,

Эжени в тоске своей.

Только Брайн показался,

Женечка с мольбой помчалась.

 

«Брайн, Брайн! Ты могуч,

Ханю у тебя прыгуч,

Чемпионов цело море

Воспитал ты на просторе.

Равных нету никого,

Кроме бога одного.

Человек в авторитете,

Не откажешь ли в ответе,

Мне, Евгении святой?»

«Женька-Женечка, постой,—

Отвечал Орсер учтиво,—

Там в России горделиво

Городок стоит - Москва,

Не глупи, езжай туда;

И в районе очень дальнем,

Ты каток найдёшь -  Хрустальный,

Где среди широких льдов

Есть команда мастеров.

Только им одним известно

Как вернуть тебя в The Best-ы».

 

Брайн вмиг ретировался,

Даже и не попрощался.

Трейси тоже убежала,

А Евгеша зарыдала.

*

Евгения Медведева: «Я написала за всю жизнь всего три стихотворения, потому что стихи не очень люблю. Для меня что-то ненормальное, когда говоришь в рифму. Что-то искусственное, для меня это непонятно».

2. «Дубровский» (или как пришлось бы написать Пушкину, живи он в наше время, «ДубрOFFский»)/«Туктамышев»

«В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять»

Дубровский – это «Бэтмен» 19-го века, хотя реальный аналог, понятное дело, «Робин Гуд». Миллиардер, плейбой, филантроп Владимир Дубровский узнаёт, что у его отца нагло отжали имение, и возвращается домой. Отец, тяжело переживающий ситуацию, не выдерживает и покидает этот мир. Слуги Владимира (с его согласия) от ненависти поджигают усадьбу, которая вот-вот должна была перейти в руки нового хозяина, а сам он становится лесным разбойником. Он грабит всех, кроме людей своего обидчика Троекурова, желая отомстить ему по-особому. И вот появляется прекрасная возможность для этого, он отбирает документы у француза Дефоржа, который должен был обучать детей его врага, и под его личностью проникает в дом Троекурова.

Там во время гулянки, хозяин дома решит проверить будущего учителя и забавы ради запирает его в комнате…с медведем (в отличии от ФК-битвы, здесь медведь был повержен).

Теперь лжеучитель пользуется уважением хозяина и может приступать к мести, но все планы рушатся, ведь он влюбляется в его дочку (взаимно). Параллельно отец знакомит её со старым богатым князем, и несмотря на протесты дочери, заставляет их обвенчаться в ближайшие дни. Дубровский, узнав об этом, спешит освободить её. Однако он чуть-чуть опоздал, и девушка уже обвенчана. И хотя им по-прежнему ничего не мешало убежать, она говорит, что ждала его до последней минуты, но теперь слишком поздно. Маленький мальчик в Дубровском убит окончательно.

Коротко, так как говорили уже не раз: У Лизы бесстыжим образом отобрали честную путёвку на ЧМ - она решила мстить - выложила видео с прыжками, обращенное к федерации, завуалированно звучащее так: «Щас я всему миру покажу, какие же вы клоуны». Также Лиза запустила конкурс, обстебывающий всю эту ситуацию, то есть решила наступать по всем фронтам. Но потом вдруг всё резко почему-то поменялось. Туктик, запустившая эту волну, сама же от неё и отреклась, переложив всю ответственность на болельщиков потому, что влюбилась сдружилась с любимой «дочкой» федерации Евгешей.

И если в «Дубровском», дочка Троекурова вообще была не в ответе за дела отца, то связь Евгении с федерацией куда более тесная, и в этом плане вся эта дружба выглядит очень странно. По-хорошему надо было дожимать и продолжать свой троллинг, чтобы такого больше не повторялось ни с ней, ни с кем-то другим, но она решила свернуть это всё ради КЧМ (хотя многие считают, что успешный прокат на нём явился как бы ещё одним пинком под зад федерации, но вряд ли она сама уже так думала).

Как бы потом не оказалось так, что при определении финальной 6-ки сборной (если оно будет, всё-таки странно 7 человек в составе держать), Лизу вновь не опрокинули, сказав: «Ох, Лизонька, мы ждали вас до последней минуты, но вы опоздали, место уже занято».

**********

И стишок в продолжение, в оригинале он называется «Лизе страшно полюбить», а у нас…

Лизе страшно победить.

Полно, нет ли тут обмана?

Думает, как же ей быть,

У борта стоит Татьяна.

Здесь она имеет власть

И различными словами,

Сдержанными за зубами,

Лизоньке желает пасть.

*

3. Пиковая дама/Четверное каре

- «Алё бабуль, а как поднять бабла?»

- «Азино Три топора! Тройка, семёрка, туз!»

Молодой инженер Германн, ранее человек бережливый и не азартный, однажды услышал историю о том, что некая бабушка-графиня знает секрет, позволяющий выиграть в карты. Он пробрался к ней в дом с пистолетом, чтобы выведать секрет, но старушка, перепугавшись, не успела ничего сказать и отдала концы. После она приходит к нему в виде призрака и говорит: три карты («тройка, семёрка, туз») принесут тебе выигрыш, но нельзя ставить больше одной карты в сутки, плюс есть одно условие: необходимо женится на девушке (этого он не выполнил).

Три карты становятся для Германна навязчивой идеей. В один из дней он ставит все свои деньги на тройку и удваивает их, в следующий ставит всё на семерку и опять удваивает, в третий день ставит, как ему показалось, на туза, выпадает туз. Но он «обдёрнулся», и как оказалось на самом деле, вместо туза поставил на даму. В итоге Германн проиграл всё со всеми вытекающими последствиями.

Однажды перед сезоном 18/19 Саша Самарин, узнал, что одной бабушке известен секрет, как можно завоевать медаль на главных стартах. Он пробрался к ней, узнал комбинацию прыжков/или совет наподобие: прыгай больше четверных - и выиграл серебро Евро. Аппетит у Саши разгорелся, тем более что на том же Евро он вполне мог взять золото, и Самарин начал максимально усложнять свои программы, исполнение сложного контента стало для него навязчивой идеей. Ладно бы Универсиада – не особой важный турнир, ладно ЧМ – индивидуальный, но когда он решил начать чудить на команднике, тут уж… Может быть, он тоже обещал на ком-то жениться и не сдержал обещание?)

На самом деле всё это в качестве шутки, думаю после второго места на Европе Саше простительны все последующие ошибки в прошлом сезоне. Вот если бы на его месте был Миша то….

На мотив «Узника» (того, что «Сижу за решеткой в темнице сырой»).

Важный момент: последнее четверостишие, нужно читать будто бы от лица Ягудина.

*

Сегодня наш Миша как будто не свой,

Способный ведь парень, талант молодой.

Он в воздух взлетает, махая крылом,

Прекрасная бабочка вновь надо льдом!

 

Невидимый груз его тянет дно,

Стабильности нету уж очень давно;

И слышен далЁко, слегка уловим

Ягудина голос: «Какой же кретин»!

 

«Ну что же ты, Миша; пора, брат, пора!

Туда, на Олимп, где белеет гора,

Туда, где медалям не видно краЯ,

Туда, где Урманов, Кулик был... да я!..»

*

В Олимпийских чемпионах у нас, помимо этой тройки, был ещё и Плющенко, но мы же знаем ягудинское к нему отношение).

4. Девушки

Если бы Пушкин был российским фигуристом, то, учитывая его влюбчивость (десятки посвящение и признаний в адрес противоположного пола), вряд ли бы добился каких-то успехов. Ведь у нас, как ни в одной сборной, на один метр катка десяток красивых фигуристок, и всё его время занимали поэтические мысли о них, а не тренировки.

Современный подкат Пушкина к Саше Степановой и Вике Синициной:

Сашуля, Вика – милые, стою пред вами безоружен!

Скажите…Вашим маменькам случайно зять не нужен?

«Красавицы»

(за основу взята половинка стихотворения «Красавица)

Всё в них гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Они скользят по льду игриво

В красе торжественной своей;

Они кругом себя взирают:

И нет соперниц им вокруг;

Красавиц наших яркий круг

Своим сияньем поражает.

«Чудо-девочки»

(на мотив стихотворения «Её глаза»)

Алёна - маленький цунами,

Безудержная, как гроза.

И можно с южными звёздАми

Сравнить, особенно стихами,

Ее блестящие глаза.

Она коньком владеет смело,

На льду горит огня живей;

Но вот к прыжкам подходит дело -  

Здесь Саша не уступит ей!

Она ледовый квадо-гений,

В ней столько детской простоты,

И столько разных выражений,

И сколько мысли и мечты!

Теперь на лёд выходит Аня –

И ждёт нас граций торжество

Своим катанием представит,

Каким бывает волшебство.

5) Олимпиада и Хрустальный

«Сказку о Царе Салтане» никаким боком к ФК не прикрутить, но создать свой сюжет на её основе вполне можно. Пару кусочков для примера.

1) Об ожиданиях перед Олимпиадой. Многие спонсоры Евгении считали практически свершившимся фактом её золото. Тогда как Алина всего лишь хотела достойно выступить, чтобы родители купили ей собаку. Это, конечно, шутка, но доля правды в ней наверняка есть в том плане, что не было такого подхода – только золото и ничего другого. Отсюда….

Чемпионки под окном

Рассуждали вечерком:

«Кабы я была царица, -

Молвила одна девица, -

То баблом горою с мир,

Одарил б меня Пантин».

(И ответ Алины)

«Кабы я призёркой стала,

Мне хватило бы Масару».

*************

А следующая склейка из разных частей сказки о том, что творилось после победы Алины, а то некоторые стали забывать, как они себя вели в тот момент, делая вид, будто ничего и не было. Под поварихой и ткачихой подразумеваются всем известные личности.

Злится сильно повариха,

Плачет у станка ткачиха,

В горьком трауре они:

Проиграла ЭженИ.

А Алина молодая,

Дела вдаль не отлагая,

Сделала всё, что могла:

Золото ОИ взяла.

Выступила всем на диво

Победила справедливо,

Но все СМИ, увы, молчат,

Чемпионку игнорЯт.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят,

Чушь с экранов говорят;

Не нашли ей добра слова,

Повторяя снова, снова:

«Победила сёдня в ночь

Одного папаши дочь;

Не Евгеша – наша душка,

А простая попрыгушка».

Тут народ не утерпел:

«Прекратите – беспредел!»

И ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.

Тут во всем они признались,

Повинились, разрыдались….

Концовка, конечно, ускоренная, если бы было всё так просто…. Никакой народ, никакие болельщики им был не указ до тех пор, пока Алина не взяла золото ЧМ. И то не повинились, разрыдались, а в массе своей просто разбежались.

***********

Все помнят приезд японской съёмочной группы на тренировку Этери Тутберидзе и их удивление от увиденного. А теперь представим похожую ситуацию, но лет 60 назад, когда не было интернета, а путешествовать было в разы труднее. И вот каким-то образом в Москву (а именно в Хрустальный) заехали японские туристы. По возвращении домой, их пригласила император Японии, чтобы они поделились эмоциями, рассказав об увиденном.

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль в Раше али худо?

И в Москве какое чудо?»

А япошечки в ответ:

«Мы объехали весь свет;

Было нам в Москве не худо,

Видели такое чудо:

Там среди ледовых плит,

Самбо-70 стоит,

С огроменными катками

И спортивными дворцами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней Хрустальный дом:

Девочки там есть лихие,

Да чудесницы какие!

Прыгают и там и тут,

Ни минуты не вздохнут.

А прыжки ведь не простые,

В основном-то четверные.

Девы скоры подрастут -

Все медали соберут;

Там еще другое диво:

Трудятся все кропотливо,

Пашут, словно пчелок рой,

И без болтовни пустой.

Не смыкают свои веки,

Будто бы сверхчеловеки,

Радость зрителям даря,

Вся команда Хрусталя.

Специалисты там крутые,

Тренеры передовые,

Все равны, как на подбор -

Во главе Этерион.

Той команды нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

Там ещё Алинка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

На катке она блестит,

Яркой звёздочкой горит.

ТутберТим то место славит,

И в фигурке они правят;

Все они вам в унисон

Шлют громаднейший поклон.

***********

А Пушкин то был «Хрусталеботом»....

У него на самом деле, много где используется прилагательное "хрустальный", как и слово "муза" (отсылочка к Глейху), даже стих посвящённый ей есть. Но он очень сложный для переделывания, может быть как-нибудь потом, бонусом.

6. Бомонд и пресса

Следующие два стихотворения, в которых не изменено ни слова, посвящаются Вайцеховской, Журанкову и Ко. Прочитав их, можно понять, как поменялась сущность журналистов за 200 лет (никак).

Как! жив еще Курилка журналист?

— Живёхонек! все так же сух и скучен,

И груб, и глуп, и завистью размучен,

Все тискает в свой непотребный лист —

И старый вздор, и вздорную новинку.

— Фу! надоел Курилка журналист!

Как загасить вонючую лучинку?

Как уморить Курилку моего? Дай мне совет.

— Да... плюнуть на него.

******

И второй, его логическое продолжение. Он называется «Совет»

*

Поверь: когда слепней и комаров

Вокруг тебя летает рой журнальный,

Не рассуждай, не трать учтивых слов,

Не возражай на писк и шум нахальный:

Ни логикой, ни вкусом, милый друг,

Никак нельзя смирить их род упрямый.

Сердиться грех — но замахнись и вдруг

Прихлопни их проворной эпиграммой.

*

«Зимний вечер»/«Бомонд в печали»

Важный момент, где идут обращения к подружке – это будто бы диалог Тарасовой и Бестемьяновой, а кто к кому обращается, не столь важно.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

Наш бомонд истошно воет:

Победило вновь дитя.

Вся элита вслед ворчала,

Говоря - не победит!

Но Алина доказала:

Взгляд её ещё горит!

 

А бомондова верхушка,

Словно туча, вся темна.

ТаТ и Ната, две подружки,

Вдруг примолкли у окна.

Тутберидзе полосканьем

Каждая утомлена?

Или ищут оправданья    

За все гадкие слова?    

 

«Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песенку, как Женя

От ЭтЕри вдаль ушла;

Спой, как этот добрый гений

Кучу золота взяла».

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

У бомонда снова горе:

Победило вновь дитя!

«Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей….»

*************

«Моцарт и Сальери»

Недавно, обсуждая программу Мориса под «Моцарта», я уже упоминал, что история этого гениального композитора схожа с историей команды Тутберидзе. Человек-новатор, который опережал будущее на два шага, выступал против закостенелой власти, не желающей не то что ступать на два шага вперёд, а в принципе не желающей идти в будущее. Они указывали ему что играть и как делать, запрещали импровизировать, но он, будучи гением, не подчинялся.

Но вообще в истории «Моцарта» есть и другая линия, которая обычно и идёт везде главной. Это конфликт с композитором Сальери. Многие говорят, что его образ описан Пушкиным в излишне негативных красках, и на самом деле он был не таким. Но в любом случае перо мастера теперь уже навечно создало ему репутацию. Чем интересен литературный образ Сальери? Он ломает стереотип о том, что ненависть и восхищение по отношению к одному объекту не способны ужиться в одном человеке. Антонио восхищен

Вольфгангом, его шедевральной музыкой, но в тоже время и ненавидит, завидуя его гениальности и потому тайно начинает травить, как физически, так и психологически.

Так и в Татьяне Тарасовой уживаются эти две крайности. Она действительно восхищена юниорками (и Тутберидзе, думаю, тоже), то чувство восторга, с которым она говорила про них на ЧР, невозможно сыграть. Да и вообще, человек, всю жизнь отдавший ФК, просто не может не восхищаться, глядя на то, как на его глазах вершится история. 

Но в то же время от неё исходит явная нелюбовь к Этери, а значит, и ко всему тому, что она делает. Так спустя буквально пару дней, когда эйфория прошла, она выдала крайне странную (вспоминая её недавнее восхищение) фразу, что надо бы озаботиться нам о возрастном цензе. Ну, и можно вспомнить многие другие фразы, которыми они подтравливала представителей «Хрустального», одно игнорирование имени Тутберидзе чего стоит.

Может быть, это ревность, что вот появился такой тренер, который в будущем по величию может сравняться с ней, а то и превзойти. А возможно обида на то, что этот тренер независим. Все же помнят этот жест - стоит ТАТ с распростёртыми руками и ждёт, когда ты кинешься в её объятия, такое ритуальное благословление, через которое проходит каждый. Мне тяжело представить Тутберидзе в такой ситуации и возможно Тарасову бесит именно это (хотя, кто знает, может у них когда-то и были обнимашки, тогда эта теория пролетает). Но тот факт, что огромная неприязнь явно присутствует - бесспорен, как и наличие восхищения. Кто знает, может когда-нибудь второе в ней наконец победит первое.

7. Этери Тутберидзе

(На мотив «Я памятник себе воздвиг…». Слово памятник не всегда рождает хорошие ассоциации, поэтому заменил его на пьедестал.)

ЭтЕри пьедестал себе взвела нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

 

Нет равных ей в фигурном целом мире,

Ведь каждый знает: с ней он победит —

И славна тем, что на любом турнире

На пьедестале её девочка стоит.

 

Молва о ней идёт по всей Руси великой,

И иностранец к её имени привык.

Хрустального катка зовут её владыкой

Она там истинный передовик.

 

Она навек запомнится всему народу

Как тренер, что катанье возрождал,

Который мастерским своим подходом

Нам чемпионок создавал.

 

Сурово выглядит, но вовсе небездушна,

Награды не прося, не требуя венца,

ЭтЕри похвалу и клевету встречает равнодушно

И снисходительна к глупцам.

8. Алина

Как только появилась идея сделать пост про Пушкина и фигурное катание, то в ту же минуту стало понятно с каким стихотворением можно будет ассоциировать Алину. Это очевидно

Я помню чудное мгновенье,

Когда на льду явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Твой чёрный лебедь безутешный

Весь мир отвлёк от суеты

И образ Китри стал успешным,

Попал в фигурные хиты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Хотел разрушить все мечты,

Но не пропал твой образ нежный,

Твои небесные черты.

 

Сквозь боль и тяжести сомненья

С ЭтЕри пробирались вы,

Не выказав ни на мгновение

Ни слёз, ни жалоб, слов хулы.

 

И вот настало пробужденье:

На льду опять явилась ты.

Любимицею приведенья,

Кармен - богиней красоты.

 

Твои программы - упоенье,

В них ясно видишь вновь и вновь

И торжество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

***********

А это на мотив стихотворения «Нереида» В древнегреческой мифологии это морская богиня.

*

Среди зеленых волн, рождающих приливы,

На фото в инстаграм увидел я Алину,

Она, закончив трудный год, решила отдохнуть

И воздуха курортного чуток вдохнуть.

Алина, как русалка, на песке лежала

И пену из власов струею выжимала.

***********

Что касается книги, здесь сложно провести аналогию, но наиболее подходящая – «Евгений Онегин». Где Онегин – это наша тусовка и медиа, а Татьяна – это Алина. Темноволосая Татьяна – стала эталоном для многих русских писателей, и идеальным типом женщины в художественном произведении: пылкая и чистая, мечтательная и прямодушная, стойкая и героическая. В начале романа она представлена как девочка-подросток и по мере прочтения, мы наблюдаем за её взрослением.

Вкратце сюжет такой. Провинциальная девушка незнатного происхождения влюбляется в Евгения (тут безо всяких ассоциаций с Медведевой), он же воротил от неё нос, как воротили его и от Алины, что СМИ, что эксперты (а вспомнить, как её игнорила команда во главе с Бобровой на ОИ).

В общем, прошли годы, девушка пробилась в высший свет, и тут Онегин вдруг чего-то одумался и воспылал неземной любовью. Хотя в девушке по сути ничего не изменилось, она, как и была ранее хорошей, тихой, скромной, то есть само собой, так и осталась после. Вот и «Первый Канал» - это условный Онегин, сначала от них не дождёшься добрых слов в адрес Алины, а из эфира доносится выражения типо «своя Загитова», а потом вдруг неожиданно там же возникает реклама «Наша любимая Алина Загитова». Ну надо же!

Ну, в отличие от случая в романе, тут действительно лучше поздно, чем никогда. Пускай, Алина, хоть и с опозданием получит свою минуту славы на федеральном тв. Но в целом, можно перефразировать концовку письма Татьяны – Онегину: «Благодарю (к чему лукавить?), но я ЭтЕри отдана, и буду век я ей верна».

**********

В прошлом сезоне в нашем женском катании сложилась уникальная ситуация: каждая из девочек Тутберидзе завоевала, как минимум по 1-му золоту на больших турнирах (Алина – ЧМ, Аня – ЧР, Саша – ЮЧМ, Алёна – ЮГП), если брать в целом наших чемпионов, то сюда можно добавить ещё и Самодурову. То есть у нас 5 чемпионок, что, кстати, не сходится со словами Вайцеховской о том, что, когда появляется какая-нибудь попрыгушка, она одна берёт золото, а все остальные сидят и сушат сухари. Ну да ладно.

В следующем сезоне добиться повторения этой ситуации будет непросто, потому, что теперь все они будут выступать на одних и тех же турнирах, и конкуренция обострится до предела. Поэтому возможно в этот раз, кто-то останется без золота, но в любом случае, чтобы не случилось, ни одной девочке не стоит унывать и впадать в упадок, ведь как писал Пушкин..

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

 

Всем хорошего лета!)