4 мин.

Кармические рейнджеры. Почему «КПР» – худшая команда премьер-лиги

Иван Калашников спустился на самое дно чемпионата Англии, где обитают «Куинз Парк Рейнджерс».

Фото: Reuters/Nigel Roddis

Четыре победителя Лиги чемпионов. Жулио Сезар, когда-то лучший вратарь мира. Бывшие игроки всех английских топ-клубов. Почти 7 млн фунтов комиссионных футбольным агентам в 2012 году. Тренер Хьюз, который чуть не лишил «Ман Сити» чемпионства в последнем матче прошлого сезона. Этим летом казалось, что четвертой командой Лондона когда-нибудь могут начать считать не «Фулхэм», а «Куинз Парк Рейнджерс» – клуб из соседнего района, совсем недавно выползший на свет премьер-лиги из чемпионшипа.

И вот что из этого вышло.

Одна победа в 20 матчах. Чудовищная несыгранность. Травмы игроков (Замора и Пак Чжи Сун), которые хоть как-то пытались расшевелить команду. Лишний вес Босингвы, получающего 65 тысяч фунтов в неделю. Джоуи Бартон, не собирающийся возвращаться в клуб после аренды в «Марселе». Неминуемая отставка Марка Хьюза – и назначение Харри Реднаппа, который не придумал ничего лучше, чем пригласить на просмотр Таля Бен Хаима. В общем, если вы думаете, что худший старт сезона в Европе выдало московское «Динамо», вы ошибаетесь.

Как и в случае с «Динамо», положение дел в «КПР» выглядит особенно печальным из-за чудовищного контраста между амбициями и результатом. В какой-то момент лондонцы делили последнее место с «Редингом», но если клуб Зингаревича решил удержаться на плаву в премьер-лиге за счет одного Погребняка, то «рейнджеры» взяли игроков из «Челси», «МЮ», «Реала» и «Марселя» – и на стадии объявления состава легко убирали треть команд АПЛ. При этом зарплаты в «КПР», по словам Реднаппа, выше, чем были у него в «Тоттенхэме».

Конечно, часть вины лежит на игроках. Роберт Грин до прихода Жулио Сезара играл так, будто он все еще выступает за сборную Англии (подсказка: плохо). Джибриль Сиссе спал на ходу, мазал пенальти и удалялся с поля. Шон Райт-Филлипс ввязался в заочный спор со Стюартом Даунингом – 0 голов и 1 передача в 25 последних матчах. Задвинутый Хьюзом на фланг Адель Таарабт разучился исполнять половину своих финтов. Только Клинт Хилл, этот безотказный механизм выноса мяча из штрафной, честно продолжал демонстрировать свой уровень – уровень защитника из чемпионшипа.

Назначение Реднаппа немного встряхнуло команду («КПР» одержали первую победу), но в долгосрочной перспективе все по-прежнему печально. Харри обожает трансферный шопинг, но «хупс» и так вложили в футболистов слишком много – и проблема тут не в комплектации, а в организации игры. Тем не менее Харри первым делом выразил желание купить Николя Анелька (радостные новости для его брата-агента), а вторым отменил рождественскую вечеринку для игроков – видимо, для пущей мотивации. Затем «КПР» немедленно проиграли «Ньюкаслу», «Вест Брому» и «Ливерпуля».

Я, может, и не стал бы так закапываться в обстоятельства затянувшегося падения «Куинз Парк Рейнджерс» – в конце концов, похожие истории случаются каждый сезон. Но, знаете, жизнь заставила. Юра Дудь тут напомнил, что я почти два года назад перебрался из Москвы в Лондон. За это время пришлось повидать многое (я сейчас о футболе) – например, как владелец клуба «Форест Грин Роверс» приучал болельщиков к вегетарианским бургерам. Как малайские бизнесмены перекрашивали «Кардифф Сити» в красный цвет. Как федерация футбола Англии выпихивала из сборной Фабио Капелло. Но ничто из этого не напоминало мне так остро о российском футболе, как ситуация в «КПР».

Весной 2012 года в прокат вышел фильм «The Four Year Plan» – о беспределе, который устроили в «КПР» итальянские владельцы клуба: Флавио Бриаторе и Джанни Паладини скандалили с игроками и диктовали тренерам замены почти четыре года. Я не встречал более обстоятельной хроники абсурда и невежества в футболе – это кино настолько выразительно, что кажется не документальным, а художественным; приблизиться к нему могла бы разве что экранизация идей Каринэ Гюльазизовой. После него все происходящее с «КПР» порой кажется мне кармическим воздаянием за годы издевательства над здравым смыслом и болельщиками.

И конца этому не видно. Новый владелец клуба Тони Фернандес обещал поправить ситуацию, но вместо этого неразумно потратил кучу денег. Харри Реднапп, который когда-то выжил Аделя Таарабта из «Тоттенхэма», вынужден изворачиваться и говорить, что всегда в него верил. Думать о новом стадионе (19-тысячный «Лофтус Роуд» – самый маленький в премьер-лиге) некому и некогда. Можно даже вспомнить, что это владельцам «КПР» когда-то первым пришло в голову уложить искусственное покрытие в стране, где уходу за газоном принято посвящать 300 лет, – в общем, этот клуб неплохо бы вписался в мир, где живут Ольга Смородская, Леонид Федун и менеджеры «Газпрома».

Ну и последнее. Отправляясь на матч «КПР» в Boxing Day, я попал в пробку на подъезде к гигантскому торговому комплексу по соседству со стадионом: только что стартовали рождественские распродажи, и западный Лондон встал – вместе с клубным автобусом «Вест Бромвича». Начало матча было отложено на 15 минут. Болельщики на передних рядах мокли под премерзким дождем, а диктор пытался подбодрить их сообщением о том, что Адель Таарабт не вызван в сборную Марокко и не уедет на Кубок Африки. К моему удивлению, эта новость вызвала такую радость на трибунах, что старенький стадион затрясся и заскрипел. Да, клуб может вылететь из премьер-лиги, потерять кучу денег из-за менеджеров, промахнуться с тренерами и игроками, но у него останутся болельщики – единственная сила, с которой можно пойти против кармы.

Хочу, чтобы в новом году это поняли и в российском футболе.