9 мин.

Кто на самом деле должен играть в воротах сборной?

Заметка писалась без учета статистики матчей «Мордовия» – «Краснодар», «Локо» – «Уфа» и «Зенит» – «Рубин».    

Состав сборной никогда не бывает идеальным – всегда какое-то решение вызывает небольшую изжогу. Сейчас даже ходить далеко не пришлось – один лишь взгляд на список приглашенных на товарищеские матчи вратарей (Акинфеев, Лодыгин, Гильерме, Крицюк) уже настолько неприятен, что в мире не хватит ромашкового чая, чтобы успокоить ярость в моей груди.

Конечно, было бы неплохо, чтобы тренерский штаб как-нибудь пояснял свои решения, но до этого еще не дожили даже в цивилизованных футбольных странах, чего уж говорить о России. Но, тем не менее, все-таки интересно, почему выбор в некоторых случаях сделан не в пользу сильнейших.

Вопросов по Крицюку у меня нет – его просто очень сложно оценить. Два матча – в кубке с «Тереком» и с «Зенитом» в чемпионате – недостаточная дистанция, чтобы делать какие-то выводы. А в «Браге» (39 матчей за два сезона) я его не видел ни разу и сомневаюсь, что хоть кто-то (кроме, надеюсь, Балахнина или Овчинникова) посмотрел хотя бы половину его игр в Португалии. Лига Сагриш, к сожалению, не обладает сколько-нибудь статистическим освещением в открытых источниках – да, Опта наверняка обсчитывает этот турнир, но получить информацию по нему можно только по платной подписке (тоже самое и по Инстату, и по Wyscout). Поэтому Крицюк пока – это темная лошадка, и более-менее взвешенное мнение по нему сформируется к концу чемпионата (вполне возможно, что Слуцкий его вызвал просто для того, чтобы получше узнать).

Но остальных кандидатов мы хорошо знаем и вполне можем проанализировать их игру и провести некоторое сравнение. 

Статистика всех вратарей с русским паспортом, сыгравших в чемпионате 10 матчей и более (такое ограничение сделано для того, чтобы дистанция для анализа была более-менее приемлемая).

Для Рыжикова, Гильерме, Акинфеева и Лодыгина отдельно посчитана статистика с учетом их выступлений в еврокубках (то есть в синей колонке РФПЛ + Европа). Все не свалено в общую кучу, потому что я пока не придумал, как можно еврокубки нормировать. Все-таки матчи против «Манчестер Юнайтед», «Вольфсбурга», «Ливерпуля» по очевидным причинам сложнее для вратаря, чем игры с аутсайдерами РФПЛ. И если в чемпионате плюс-минус все играют против одинаковых соперников по кругу (хотя все равно тут допустимы большие вольности, ведь «Кубань» начала сезона и нынешняя – это две разные команды, и тоже самое можно сказать и про «Динамо»), то в еврокубках силы соперников разнятся. Но, тем не менее, выделенная отдельно статистика тоже дает определенную пищу для анализа.

По каким параметрам необходимо оценивать вратаря:

1) Эффективность в игре на ленточке

2) Эффективность в игре ногами

3) Эффективность в игре на выходах

4) Более факультативный критерий – взаимодействие с партнерами (в первую очередь с обороной).

Образцовый анализ по вратарской линии выглядит примерно так. Его автор – Сэм Джексон – один из лучших западных спецов по киперам. Но его анализ априори более детален, чем любой, который можно сделать по вратарям РФПЛ, используя информацию только из открытых источников. Ведь в России до сих пор, к сожалению, никто не додумался считать xG, xS, сверх-сэйвы и оценивать сложность ударов. Или, по крайней мере, никто не выкладывает эту информацию в открытый доступ. Поэтому работать приходится с сырой статистикой, которая гораздо более примитивна и не позволяет сделать анализ хотя бы на том уровне, что был в недавней моей записи про вратарей АПЛ. Но, тем не менее, она дает хотя бы какие-то варианты для анализа.

Начнем, пожалуй, с конца. Взаимопонимание с партнерами – это достаточно мифическая вещь, но именно она, на мой взгляд, пока позволяет оставаться Акинфееву безальтернативным первым номером сборной. Оценить ее статистически достаточно сложно, но, думаю, как только в России произойдет смена поколений в защите, Акинфееву предстоит наконец присесть на лавку.

Игру на выходах, к сожалению, тоже достаточно сложно оценить. Если в сезоне-2014/15 по РФПЛ в открытых источниках еще была статистика, частично отображающая игру на выходах (catch and punches), то с нового чемпионата ее считать перестали. Вдобавок, даже ее использование не сильно приблизит к истине, в отличие от той методике, которую использует Джексон. 

По оси абсцисс отложена эффективность игры вратаря на выходе (чем выше вероятность, что он поймает мяч, чем отобьет или промахнется, тем правее находится точка с ним). По оси ординат – агрессивность вратаря, то есть вероятность того, что он вообще рискнет выйти на этот мяч. Крест на самой диаграмме – это средние значения по лиге. И лучшие по игре на выходе вратари находятся либо в правом верхнем, либо, что реже, правом нижнем углу. По России, к сожалению, такой статистики нет.

С оценкой игры ногами ситуация обстоит очень интересно. Анализируя ее, я предлагаю не обращать внимание на стандартную для такого случая общую точность передач, поскольку ни один вратарь из предложенных не совершает более 0,2 неточных коротких передачи за игру (и очевидно, почему). Таким образом, вратарь, который в среднем делает больше коротких передач, чем конкуренты, будет иметь более высокий общий процент точности. И если посмотреть на статистику наших вратарей, то заметно, что самая высокая общая точность передач, за редким исключением, как раз у Лодыгина («Зенит» владеет мячом 54,6% – третий показатель в лиге), Реброва («Спартак» владеет 54,1% – пятый показатель), Гильерме («Локомотив» владеет 51,1% – седьмой результат), Габулова («Динамо» владеет 52,2% – шестой результат). Неудивительно, что именно у них самая высокая (и выше средней по лиге) доля коротких передач (короткие разделить на общее количество).

Поэтому я предлагаю рассматривать только точность длинных передач (35 и более метров) – компонент, в котором наблюдается серьезный контраст. Конечно, это тоже далеко не конечный пункт, ведь кому-то приходится играть лонгболлами на условного Шкулетича или Погребняка, а кому-то – на Мусу. Очевидно, что шансы на выигрыш верхового мяча здесь разные, но в таком случае в дело вступает уже не только умение вратаря точно выбить мяч, но и способность оценить ситуацию, продемонстрировать понимание игры и не выбивать мяч куда попало.

В конце попробуем подключить статистику, которая отражает противодействия ударам. На мой взгляд, для вратаря команды уровня сборной России этот показатель самый важный, поскольку по ее воротам всегда наносится приличное количество ударов. И уже на основании двух показателей будем делать выводы.

Способности Акинфеева сильно преувеличены. Когда-то одним из главных его преимуществ считалась как раз игра ногами. Помню, когда ЦСКА только в начале эры Слуцкого четыре или пять матчей подряд не мог забить пенальти, всерьез обсуждалась идея, а не дать ли пробить Акинфееву? Если серьезно, то регресс Игоря в данном компоненте удручает – его показатель в 23,8% – с отрывом худший в лиге и хуже среднего по чемпионату более чем на 10%!

Вдобавок его игра на ленточке всего лишь на 1,2% лучше среднего по лиге – не слишком внушительно для первого вратаря сборной.

Удручает присутствие в составе Гильерме. Я не до конца определился, как понимать это приглашение бразильца. Его процент отраженных ударов (63,6%) ниже среднего по лиге почти на 6 пунктов и это при том, что он не демонстрирует выдающихся показателей в игре ногами – всего на 1,5% лучше среднего по лиге. Да, с учетом еврокубков он отбивает лучше на 3%, но даже итоговые 66,6% все равно ниже среднего показателя по лиге.

Габулов может винить только себя. Вы, наверное, помните завуалированный наезд Габулова на Овчинникова в твиттере? Так вот статистика показывает, что в данном случае прав Босс. Габулов отразил всего 57,7% ударов в створ – абсолютно худший показатель в лиге. При этом оборона «Динамо» – одна из самых эффективных в лиге. Несмотря на приличное количество молодых игроков в составе, они позволяют наносить по своим воротам всего 10,4 удара (лучший результат после ЦСКА и «Зенита»).  

Лодыгин подтверждает репутацию нестабильного вратаря.

1,9 сэйвов в среднем за матч – это уровень Габулова. Процент отраженных ударов чуть выше, чем у кипера «Динамо» – 60,3%, но это все равно гораздо ниже среднего по лиге. В еврокубках Лодыгин начинает играть гораздо лучше, доводя свой уровень надежности до 68,4%. В целом тем самым Юрий подтверждает расхожее мнение, что он достаточно куражный вратарь, и играет тем лучше, чем чаще бьют по его воротам.

Почему привозит Лодыгин

При этом, вопреки общему убеждению, Лодыгин не так плох в игре ногами. 41,2% точности длинных передач – лучший после Конюхова показатель в чемпионате и это на 7% лучше, чем средний показатель по лиге. О шутках, что Лодыгин не может при ударе от ворот перебить центр поля на время можно забить.

Отсутствие в списке Рыжикова – преступление

Сергей Рыжиков – лучший в чемпионате по сэйвам (4,7 в среднем за матч против 3,9 у Беленова и среднего показателя 2,91) и лучший по проценту отраженных ударов. 79,5% надежности – это уровень лучших вратарей евросезона. При этом «Рубин» – вторая с конца команда по эффективности защиты – 15,2 допущенных удара в среднем за матч (хуже только «Уфа»).  

Только один вратарь в топ-5 европейских чемпионатов долгое время демонстрировал показатель надежности выше 80% – Самир Хандович за «Интер» в первом круге. Но тогда словенец был в прекрасной форме, а его цифры находились на уровне скорее хоккейных вратарей. В той же АПЛ самые надежные киперы (Чех, Батленд, Адриан) весь сезон обитают вокруг отметки 78-79%. Самое интересное, что Рыжиков демонстрировал примерно тот же уровень в еврокубках – в не самой простой группе его показатели практически без изменений (4,5 сэйвов за матч, 79,4% надежности). При этом он на весьма приличном уровне играет ногами: 36,8% точности лонгболлов – это сильно выше среднего по лиге.

Нет, конечно, цифры Рыжикова не значат, что он играет на уровне лучших вратарей Европы, но он точно заслуживает приглашения в сборную – тем более, если вызывают сразу четырех.  

Джанаев и Ребров могут быть неплохими третьими номерами

Оборона «Ростова» с приходом Бердыева стала играть гораздо лучше, но, тем не менее, даже в таком состоянии она допускает 12,7 ударов за матч, что является лишь девятым показателем в лиге. При этом Джанаев – второй по надежности в лиге (77,8%) и на нормальном уровне играет ногами (на 1,6% лучше среднего по лиге).

Ребров – четвертый в лиге по надежности (73,9%), третий по числу сэйвов (3,5) и третий по точности длинных передач (38,5%). И это при том, что оборона «Спартака» всего десятая по надежности в лиге (12,8 ударов). На этом фоне логичным видится решение руководства не покупать ему на смену Юрченко, о котором столько говорили. У бывшего кипера «Уфы» процент надежности всего 66%, а точность длинных передач – 29,3%. Достаточно низкие показатели.

Надеюсь, когда-нибудь главные тренеры все-таки будут более подробно пояснять свои решения – тем более кто, если Слуцкий должен первым начать это делать. Пока же четверка вызванных вратарей выглядит чертовски нелогично. А импортозамещение еще никогда до добра не доводило. 

P.S. Обратите внимание на 21-ти однолетнего Селихова. Вполне вероятно, что в «Амкаре» растет будущий первый номер сборной.