13 мин.

Как в Беларуси ходят на гандбол

К репортажу с места событий добавился репортаж из очереди.

БГК

Всякий раз, когда я приезжал в Брест, меня приятно удивляло огромное количество билбордов на тему БГК. Сразу становилось понятно, какой клуб здесь любят – ну, или хотя бы будут любить в ближайшее время. Потому что активно завлекают зрителей. И грядущее событие тоже активно анонсировалось.

Большими буквами «впервые в Бресте» - это ведь тоже реально работает.

очередь 1

У арены с Денисом «Superfrank»’ом  оказались за 40 минут до матча – вполне приличный показатель. Но наши планы попасть на арену заранее, походить там немного и, наконец, с удовольствием взглянуть на предматчевое шоу пошли прахом.

Очередь.

очередь

Она, чтоб вы понимали, была не просто гигантская. Эта очередь доходила до стоянки, огибала несколько машин и дугой выходила к углу дворца спорта «Виктория». Счастливчики, подходившие с той стороны, ещё не знали, что их ждёт. Но минут через десять ситуация изменилась – краешек очереди уже торчал из-за угла.

Эта очередь сразу же заняла первое место в моём личном топе. Даже вчерашняя на матче «Динамо» Молодечно против «Немана» (в Молодечно, кстати, тоже 2 входа) оказалась меньше.

- Даже на ПСЖ таких очередей не было, - говорит Денис.

очередь2

Существует пять стадий принятия неизбежного.

Первая стадия – отрицание. Человек отказывается верить в то, что происходит.

- Я не буду стоять в этой очереди! – ругается болельщик с шарфом БГК и уходит. Дома он посмотрит матч по телевизору или интернету, выпьет чаю/кофе/пива и будет доволен. Главное, чтобы не исчезло его желание ходить на БГК. Но ведь и руководство гандбольного клуба не виновато в том, что досмотры начали проводить с пристрастием.

- Мешков увидит пустой зал и прикажет всех впустить без очереди! – комментирует один из собратьев по несчастью. Но верит ли он в это?

очередь3

Вторая стадия – гнев. Проявляется агрессия ко всему, что вам окружает.

- Молодой человек, нельзя ли поаккуратнее? – злобно говорит мне женщина, когда я прохожу мимо неё и не задеваю. Просто ей хочется выплеснуть эмоции. И я её в этом не виню.

- Куда ты лезешь? А? Куда ты лезешь?! – наблюдаю я со стороны небольшой локальный конфликт человека, который уже давно стоит в середине очереди, и нечеловека, который нагло пытается пролезть без очереди.

очередь4

Третья стадия – торги. Человек пытается договориться с кем угодно о лучшей доле.

- А не позвонить ли мне корреспонденту Трибуны, который сейчас на матче, и не попросить ли его провести меня на арену? – произношу вслух я.

Произношу и понимаю, что я так не сделаю. Это будет как минимум по-свински по отношению к Денису, который купил мне билет и даже встретил на вокзале.

Какой-то мальчонка подбегает к другу и кричит:

- Идём, там очередь меньше!

Я коварно иду за ним и понимаю, что за мной перебегает ещё человек двадцать. Очередь «там» и впрямь оказывается меньше. Через какое-то время выясняется, что где-то начали ещё запускать людей.

- Через служебный вход что ли?

- Слушай, проверь, что там за вход. Может, мы так быстрее попадём.

- Женщины и дети – за мной! – смеётся болельщик, не потерявший силы духа. Всё ещё впереди.

очередь5

Четвёртая стадия – депрессия. Человек может хоть круглые сутки находиться в депрессии под воздействием окружающих факторов. В нашем случае – от получаса до двух. Я обитал там где-то полчаса – последние десять минут очереди и ещё двадцать минут игры.

- Слушайте, ну это просто КНДР какой-то, - слышу я голос с самого конца очереди.

- И ведь сегодня рабочий день! Многие с работы отпрашивались… ради такого!

Пятая стадия – принятие неизбежного. Человек уже не торгуется ни с кем, человек уже весел и бодр. Он знает, что рано или поздно попадёт внутрь. К тому же, очередь начинает реально продвигаться вперёд. Кажется, уровень досмотра упал с «возможно уничтожение планеты» до «рядовой матч чемпионата Беларуси».

- Наши ведут 3:1! – раздаётся громкий голос в очереди. Его благодарят.

- А может, тут и оставаться? – шутит кто-то. – Почитаем текстовую трансляцию в отличной компании!

Над очередью пролетает встревоженная ласточка. У неё под сводом арены гнездо. Птица беспокоится, не толпа ли это китайцев, жаждущих деликатесное ласточкино гнездо, тут собралась. Очередь тоже беспокоится. Не начнётся ли налёт бомбардировщиков?

- Народ, какой счёт? – громко спрашиваю я.

Из разных уголков очереди раздаётся:

- 4:2!

- 5:3! – у кого-то трансляция обновляется чаще.

- 4:2!

- Спасибо, - так же громко отвечаю я.

Внутри нас уже ждёт стюард и милиционер.

фойе

Стюард не сканирует штрих-код и говорит:

- Вижу билет. Давайте, проходите, уже двадцать минут прошло!

Милиционер щупает карманы довольно быстро и не придирается ни к чему. Учитывая, что многие жаловались на жёсткий досмотр, рискну предположить, что втык от Мешкова они всё-таки получили. К тому же, после начала матча проход очереди значительно ускорился. Вот и славненько.

***

Арена уже давно заполнена и, кажется, ждёт только нас с Денисом. Мы влетаем в зал под рёв трибун. Спасибо, очень приятно, но аплодисменты всё-таки лишние. А, нет, просто БГК забил очередной гол.

трибуны

Трибуны активно поддерживают команду. Да какое там, трибуны ревут!

Перед началом матча на каждое место заботливые сотрудники клуба положили по картонной трещотке с эмблемой БГК. Мою трещотку кто-то увёл, поэтому я сидел тихонечко. Зато остальные успешно ими работали.

Барабан фан-сектора отбивает ритм, а трещотки ему вторят.

Бэ! Гэ! Ка!Бэ! Гэ! Ка! Каждая из букв в аббревиатуре сопровождается стуком барабана фан-сектора и мощным хлопком либо стуком трещотки. Бэ! Гэ! Ка! Выходит здорово.Сказать, что в «Виктории» было шумно – ничего не сказать. Довольно сложно было услышать, что говорили даже соседи, что уж про более дальних зрителей говорить.

Но это же здорово!

ведущий

Ведущий расхаживает по залу и неизменно подгоняет трибуны вперёд, а фан-сектор ему помогает. Это вообще абсолютно идеальный симбиоз. Ведущий заводит публику:

- Город над Бугом!

Фан-сектор ему вторит и отбивает ритм барабаном. Зрители на трибунах подхватывают: скандируют кричалку, шумят трещотками и аплодируют.

Может быть, только на матчах плей-офф хоккейного «Динамо» против «Локомотива» можно было встретить такую атмосферу. В любом случае, ничего подобного в Беларуси я не встречал.

фан-сектор

- Бре-е-е-ест! – заводит публику ведущий. Фан-сектор тут же подхватывает, а за ним и остальные зрители.

Ну, разве это не прекрасно?

Зрители радостно приветствовали каждое активное действие любимой команды. БГК в атаке? Поддержим команду! БГК отбирает мяч? Взрыв эмоций! БГК забивает? Тут и добавить нечего.«Скьерн» атакует?

- Друзья, вы знаете, что делать! Пошумим! – кричит ведущий.

И зрители с удовольствием шумят. Свистят так, что денег точно не будет – но кого это волнует? Главное, чтобы датчане испугались, дрогнули, чтобы у них задрожали коленки.

И это работает! В первом тайме «Скьерн» нещадно освистывали так, что ноги и руки у них дрожали. Заодно и Виталий Черепенько приободрился и выдал отличный первый тайм, отбив массу бросков.

Во втором тайме он уже отыграл слабее.

- Что-то Череп мёртвый, пора его менять, - обсуждают болельщики.

И действительно, Иван Пешич начал разминаться, чтобы под скандирование болельщиков «Пе-шич! Пе-шич!» выйти на площадку для отражения семиметрового, а через пару минут – и вовсе заменить Черепенько.

И заменил здорово!Хорват вышел не здорово, а очень здорово! Пешич вышел и сразу же отбил бросок. Через пару минут снова отбил. Иван поймал кураж и попросту феерил в воротах. Каждый отражённый бросок Пешич яростно праздновал и обращался к трибунам: давайте, давайте, шумите, кричите, вы нам нужны!

Пешич

И не один апеллировал к зрителям. Дмитрий Никуленков после удачного броска, возвращаясь на свою половину, тоже взывал к зрителям: ну же, родные, болейте ещё, ещё громче!

И зрители, и фан-сектор неустанно внимали просьбам команды.

- Вперёд, мешковцы! – скандирует фан-сектор.

- Вперёд, мешковцы! – ревут трибуны.

- Вперёд, мешковцы! – кричит ведущий.

Вот как тут коленки могут не задрожать?

девушки

Даже девушки из группы поддержки старательно отбивали ритм и поддерживали команду. 

На трибунах был даже собственный оркестр. Люди, смеясь и улыбаясь, весело подыгрывали в такт барабану, а то и вовсе начинали играть что-либо своё. Зрители в восторге.

оркестр

Пешич вновь выдаёт знатный сейв. Арена в экстазе. Женщина по соседству со мной натурально вопит от радости, дети радостно машут шарфами.

- Вставай, арена! – скандирует фан-сектор.

И арена радостно встаёт. Вверх взмывают шарфы. Уже практически понятно: БГК будет играть в 1/8 Лиги чемпионов. Впервые в своей истории. Но до того, как это официально будет известно, необходимо отыграть ещё минутку.

- Город над Бугом!

фан-сектор

Всеобщая эйфория накрывает даже меня. Я периодически подбираю челюсть с пола и продолжаю наблюдать.

Всё. Свисток. Брест увидит 1/8 Лиги чемпионов!

- Друзья, давайте споём гимн! – кричит ведущий. Гимн заботливо напечатан на оборотной стороне трещоток. Пока что мало кто поёт, но самая идея отличная – стоит её и дальше прививать людям.Постепенно народ расходится. Я выхожу в фойе. Его украшают фотографии гандболистов клуба, а также отдельная витрина с кубками. У витрины толпятся люди. Наверняка здесь появятся ещё пара белорусских трофеев в ближайшее время. А там, глядишь, дорастут и до международных.

 

трофей

В фан-шоп заглядывают дети. Девочка лет десяти старательно выбирает шарфик. Она колеблется. Выбор между синим и синим шарфом оказывается крайне непреодолимым и девчушка подзывает маму с просьбой о помощи.

Шарфы стоят адекватные 130-150 тысяч (5-6 евро), а футболка – 500 тысяч (20 евро). Не такая уж и неподъёмная сумма. Неудивительно, что в атрибутике БГК щеголяли больше половины «Виктории».

фан-шоп

Арена постепенно пустеет. Люди обсуждают прошедший матч. Я прохожу мимо выхода и забираю на память одну из бесхозных, оставленных трещоток.

- Хорошо, что Черепа поменяли.

- Да-а, вот Пешич вышел, отбил парочку и сразу же кураж у «Скьерна» сбил!

- В 1/8 Лиги чемпионов Кельце, наверное, выпадет… Поедем?

- Тут 300 километров всего, съездим, конечно!

Я прощаюсь с Денисом и забегаю в троллейбус. Конечно же, там обсуждают БГК. На остановке заходит мужчина.

- А как БГК сыграл? – спрашивает он у меня.

- Выиграл.

- Ух, отлично!

Я иду по улице. Слегка заплутал, поэтому спрашиваю дорогу у таксиста. Он объясняет, а потом, чуть смущаясь, говорит:

- Парень, у меня тут интернет пропал… как БГК доиграл? – таксист смотрит на мою трещотку с эмблемой брестского клуба.

- 27:23, выиграли, - улыбаюсь я.

- Йес! Спасибо! – благодарит он меня так, будто это лично я отбивал мячи вместо Пешича и Черепенько.

Складывается впечатление, будто каждый житель города интересуется гандболом. В тот момент, пожалуй, я бы не удивился, если бы старенькая бабушка поинтересовалась у меня исходом игры.

Живёт ли Брест гандболом? Не знаю.

Одно я знаю точно: гандбол живёт в Бресте.

cx`n