4 мин.

Глазами гонщика. Как устроена кабина автомобиля GT

Пилот серии Blancpain Endurance Михаил Лобода рассказывает о предназначении всех рычагов и кнопок в автомобиле GT.

Кабина гоночного автомобиля сильно отличается от салона обычного серийного авто. В современных гоночных машинах высокого класса, таких как GT, много систем, обеспечивающих помощь пилоту в управлении автомобилем. В данной статье мы разберем бортовую панель и органы управления Mercedes SLS AMG GT3, на котором наш экипаж выступает в Blancpain Endurance Series.

1)      Flash – кнопка, незаменимая в гонках на выносливость, где в заездах одновременно принимают участие машины в разных по скорости классах. После нажатия на кнопку фары вспыхивают несколько раз – это позволяет предупредить об обгоне более медленного пилота.

2)      Radio – служит для обратной связи с инженером или менеджером нашего экипажа. По радио мы сообщаем важную информацию по машине или по ситуации на трассе, а с пит-уола обычно получаем информацию о стратегии на гонку.

3)      Pit-limiter – ограничитель скорости на пит-лейн. Очень важно для высокого результата не получать штрафы по ходу гонки, поэтому, дабы избежать наказуемого превышения скорости, мы используем эту кнопку при заезде и выезде с пит-лейн.

4)      Neutral – кнопка, служащая для переключения полуавтоматической коробки передач в нейтральное положение.

5)      6)   Лепестки, служащие для переключения коробки передач вниз и вверх, слева – вниз, справа – вверх.

1)      Light – обычный свет.

2)      Light 2 – более яркие фары, используемы на длинных гонках в ночное время суток.

3)      Rainlight – свет, используемый во время дождя, аналог противотуманных фар.

4)      AC – кондиционер, но в нашей машине он не используется и не нужен, отлично хватает прямого воздушного обдува.

5)      Fan – обдув. Скорость потока зависит от скорости автомобиля. Некоторые пилоты при движении свыше 200 км/ч закрывают визор шлема, потому что из-за ветра начинают хуже видеть.

6)      Fuel-reset – используется для обнуления датчиков. На пит-стопе, после дозаправки автомобиля, необходимо обнулять датчик топлива, чтобы компьютер корректно высчитывал и отображал на дисплее остаток топлива в баке.

7)      MAP – переключатель между тремя режимами работы двигателя. Служит для контроля расхода топлива. 1 – самый экономичный режим, используется, например, во время выезда на трассу машины безопасности. В этом режиме мощность двигателя сильно снижается. 2 – менее экономичный, может использоваться по ходу гонки, чтобы сохранить топливо до планового пит-стопа. Мощность двигателя немного ниже обычного. 3 – боевой режим работы двигателя.

8)      ABS – переключатель режимов работы системы ABS. Имеет 10 уровней. 10 – минимальная помощь в работе ABS. 1 – максимальная помощь при торможении. В квалификации на новых покрышках, переключатель устанавливается на десятый режим, дабы уменьшить помощь системы ABS на торможении, что позволит сократить тормозной путь. При износе покрышек в гонке для того, чтобы избежать блокировок на торможении, переключатель сдвигается на несколько режимов ниже. В дождь переключатель устанавливается в положении от 1 до 5.

9)      ABS reset – кнопка, перезагружающая систему ABS при возможных сбоях.

10)   ASR – переключатель режимов системы traction control. Имеет 10 уровней, как и ABS. Соответственно 10 уровень – минимальная помощь при пробуксовке, 1 – максимальный уровень ASR. Как и в случае с ABS, выбор режима варьируется в зависимости от износа покрышек и состояния трассы (сухо или мокро).

11)   Driver ID – так как в экипаже едет несколько пилотов (в нашем случае три), для корректного отображения фамилии на экранах live timing каждый пилот имеет свой номер. Садясь в машину, пилот переводит переключатель на свой номер, и фамилия на экранах меняется.

12)   ASR on/off – используется для включения/выключения системы ASR. При въезде на пит-лейн система ASR должна быть выключена, чтобы облегчить старт от бокса. При выезде с пит-лейн включение системы обязательно.

13)   ABS on/off – используется для включения/отключения системы ABS.

14)   Тумблер зажигания

15)   Start engine – стартер.

16)   Рычаг включения задней передачи.

17)   Включение-выключение массы. Масса – это весь корпус авто, к которому подходит минусовой провод с акб.

18)   Аварийка

19)   Кнопка включения системы пожаротушения.

20)   Рычаг, используемый для настройки педального состава. Позволяет настроить расстояния до педалей, индивидуально под каждого пилота.

21)   Кнопки используются инженерами и механиками для настройки систем автомобиля.

МИХАИЛ ЛОБОДА