8 мин.

«Камень, ножницы, бумага». Как вылечить сборную России?

Доброго времени суток, уважаемые любители футбольного инжиниринга!

Как известно, после любой неудачи сборной России в болельщицкой среде принято с упоением обсуждать ее абсолютную никчемность, вопиющий непатриотизм зажравшихся тунеядцев-игроков с их негорящими глазами, бессовестного тренера-жулика с его космической зарплатой, чиновников-мерзавцев, лимит-убийцу и еще великое множество подобного рода штампов, гораздо более тошнотворных, чем собственно футбол в исполнении команды Капелло.

В силу того, что мой скудный инженерно-футбольный инструментарий не позволяет производить вычисления минимально допустимой яркости глазного свечения, расчеты коэффициента патриотизма или измерения глубины тренерской мысли, предлагаю порассуждать на более приземленные и, наверное, менее интересные для среднестатистического обывателя темы.

Честно говоря, вопрос несоразмерности гонорара Фабио и показываемых сборной результатов меня, в отличие от его работодателя в лице РФС, волнует в последнюю очередь, а вот сами эти результаты наряду с качеством игры, напротив, вызывают мой живейший интерес и недюжинное беспокойство. В этой связи я хотел бы откликнуться на призыв Капелло и в максимально конструктивном ключе обсудить игру сборной в матче с Австрией, попутно задав несколько риторических вопросов к тренерскому штабу.

"Камень, ножницы, бумага..."

Внезапная потеря Игнашевича вынудила Капелло перед матчем делать непростой выбор напарника для брата Васи между столпом обороны едва избежавшего вылета в ФНЛ «Ростова», столпом обороны уверенно избежавшего вылета в ФНЛ «Спартака» и столпом обороны армейской молодежки, которого кто-то хитрый очень настойчиво отрекомендовал тренерскому штабу Фабио. В активе у каждого из столпов уже числилось по одному «товарняку» в основе сборной, так что никаких сомнений в их боевой готовности не могло быть по определению. 

То ли Новосельцев, как принято говорить, лучше смотрелся на тренировках, то ли ему подфартило вовремя «выкинуть ножницы» - так или иначе, перст Капелло указал именно на Ивана, а Чернов с Макеевым сели на лавочку с готовностью в любую минуту «выйти и зацементировать».

Усы Газзаева

Впрочем, это был не единственный сюрприз от Фабио, ведь помимо Новосельцева в стартовом составе появился и грозный Иванов. Почему «грозный» стало понятно уже к восьмой минуте, когда Олег в своей штрафной сначала всерьез угрожал собственным воротам – но в прыжке спас Акинфеев, а затем здоровью Березуцкого – и тут, увы, кипер оказался бессилен.

Итак, на исходе первой десятиминутки важнейшего для сборной матча в центре обороны нарисовалась зубодробительная связка Новосельцев – Чернов. Черт подери, да еще пару недель назад я бы скорее поверил в то, что Газзаев сбреет усы и возглавит «Спартак», чем в нечто подобное!

В такой ситуации даже как-то неловко спрашивать: а почему Чернов, а не Макеев? Ведь если Макеев как центрдеф настолько плох (о чем косвенно свидетельствует и ворох его персональных ошибок в матчах последних туров РПЛ), что проигрывает конкуренцию даже «зеленому» армейскому дублеру, то на кой черт его вообще вызвали? Впрочем, нельзя исключать, что дело не в конкуренции – просто на сей раз уже Чернов удачно «выбросил камень»…

Шило в мешке

Думается, утаить от настырных австрийцев как шило острый дефицит опыта у пары центральных защитников в и без того солидном мешке игровых проблем команды Капелло было практически невозможно, тем более на протяжении без малого двух таймов. При этом простая логика диктовала необходимость ослабления давления на собственные ворота за счет активизации атакующих действий. Получилось же все с точностью до наоборот.

За весь первый тайм сборная России провела лишь одну осмысленную атаку с ударом Шатова, которую с некоторой натяжкой можно назвать потенциально голевой. Справедливости ради, начал ее Иванов – и это единственный комплимент в его адрес, который вы найдете в рунете.

Логичный вопрос, почему в основе вышел именно он, наверняка задавал себе и Капелло, коль скоро убрал Олега сразу после перерыва. Ведь если припомнить последний «товарняк» с белорусами, до появления трио Головин – Миранчук - Оздоев он смотрелся ничем не лучше замененного Дзагоева, и к внезапному преображению сборной в концовке того матча имеет скорее косвенное отношение. Не исключено, за Олега сыграл опыт, который помог ему вовремя «выбросить бумагу» - если так, вопросы к Капелло отпадают сами собой.

Бессистемность как система

Впрочем, партнеры Иванова по центру полузащиты Глушаков с Широковым до перерыва выглядели так, будто едва знакомы не только с формальным новобранцем из «Терека», но и друг с другом, не оказывая помощи своим юным оборонцам никакой практической с выходом из-под австрийского прессинга.  При этом оба приняли живое участие в эпизоде с пропущенным голом, поочередно не сумев прервать фланговый прострел на Юнузовича.

Разве что Жирков с Шатовым каждый на своем фланге пытались обеспечить хоть какое-то подобие перехода из обороны в атаку, но поодиночке «бороться с системой» (а точнее бессистемностью) им было не под силу.

В общем, после такого бездарного первого тайма только и оставалось вспоминать, когда в последний раз случалось что-то подобное. Если отталкиваться от игрового конструктива, копаться в памяти долго не придется – лично я в своих поисках остановился на осеннем матче с молдаванами, с которого, кстати, и возобновилась острая фаза общего негатива по отношению к сборной и ее тренеру. Можете считать это совпадением, но, начиная аккурат с поединка против Молдовы, из нашего поля зрения полностью исчез Виктор Файзулин – один из немногих игроков сборной эпохи Капелло, которого футболка с двухглавым орлом окрыляет по-настоящему

Назло рекордам

Между тем, после перерыва кое-какие положительные сдвиги в игре сборной, в том числе и стараниями тренерского штаба, все-таки произошли. На двадцатиминутном отрезке с 54-й по 74-ю минуту Шатов, Жирков и свежий Миранчук при поддержке вышедших из игровой комы Широкова и Глушакова имели четыре хороших возможности сравнять счет, но черная серия полузащиты российской сборной, не забивавшей в официальных матчах с осени 2013-го, по-прежнему имеет все шансы дожить до двухлетия.

При этом бросить камень в того же Шатова, поучастовавшего во всех шести созданных командой потенциально голевых эпизодах (итоговый КАА 3,0), язык не повернется. Да и Широков, сделав три шикарных "последних паса", частично "отмазался" за бесцельно прожитую первую 45-минутку.

Как ни странно звучит, второй тайм матча с Австрией с точки зрения командной атакующей активности (5 голевых моментов) стал одним из лучших для сборной за два последних года, но провести хотя бы подобие ударной концовки, как это вышло с белорусами, ей не удалось.

Однако реализация моментов (и тут я возьму на себя смелость согласиться с Фабио) по-прежнему остается главной проблемой сборной. Если брать в расчет все тот же временной отрезок с начала 2014-го, эффективность в завершении во всех матчах с учетом товарищеских (всего 17 поединков) составляет 27,3%, а в официальных (9) – аж 16,3%. Но по-настоящему страшно (хотя, казалось бы, уже элементарно некуда) становится,  лишь в тот момент, когда из расчетов мы исключаем поверженный Дзюбой Лихтенштейн – и остаются жалкие 10,6%!

Для сравнения в 10 матчах предыдущего отборочного цикла реализация моментов у сборной составляла приличные 34,5%, а без учета матчей с условными карликами (хотя Люксембург с Азербайджаном я бы к ним относил лишь отчасти) и того выше – 38,5%!

При этом в количественном выражении общекомандная атакующая активность в официальных поединках хоть и снизилась, но не настолько критично - с 5,80 до 5,44 голевых моментов в среднем за матч. Тем не менее, оба этих фактора в совокупности привели сборную к одному из самых нижних экстремумов синусоиды ее болельщицкого восприятия за всю российскую историю.

Медицинский вопрос

Падать ниже, казалось бы, уже некуда, но сборная России за последнее время перебила уже столько собственных антирекордов, что в ее случае загадывать что-то бессмысленно. Однако связывать крутизну этого пике с внезапным массовым затуханием глаз у игроков нашей команды я бы не стал. И уж тем более не стал бы рассчитывать на лечебный эффект от их принудительного и обильного поливания грязью и подобного рода народных рецептов.

Но если от спорных методов итальянского лекаря и его странных омолаживающих эликсиров пациенту лучше не становится, вполне очевидно, что схему лечения нужно менять вместе с доктором, пока последствия не стали необратимыми.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.

Теория атакующей активности