5 мин.

От «Бенфики» к «Бенфике». Что стряслось с атакой «Зенита»?

Приятные воспоминания о сентябрьской прогулке «Зенита» по Лиссабону двухмесячной давности  все реже всплывают в памяти. С тех пор уж слишком много всего поменялось в игре команды Виллаш-Боаша, но не слишком – в лучшую сторону. Той самой победной волны хватило на то, чтобы обрушиться на берег Дона и зацепить Махачкалу, но затем мало-помалу штормить и лихорадить начало уже самих зенитовцев.

За точку отсчета, почти не раздумывая, можно принять матч со «Спартаком», когда появились первые признаки того, что оптимисты называют временным спадом, а пессимисты – глубоким кризисом.

Справедливости ради, на этом 10-матчевом отрезке до станции «Кубань» попадались на пути соперники, по большей части, матерые и дерзкие, а зенитовцев, как назло, накрыл очевидный атакующий спад, сопровождавшийся к тому же регулярно возникающими оборонительными огрехами.

Не обошлось, конечно, и без внезапных всплесков вдохновения у Халка и компании, но были они редки, как солнечные дни в Петербурге на излете осени, и только одной «Мордовии» суждено было испить до дна изрядную чашу горечи и разочарования.

В остальном все было не то чтобы беспросветно, но тускло и серо, как ноябрьское небо, а растерянный португалец все пытался выискивать сквозь эту пелену неясные и обманчивые проблески света. В отличие от Андре, у меня нет никакой уверенности, что субботняя победа является предвестником скорого просветления в головах зенитовских прим – пока это лишь желаемая гипотеза, выдаваемая за действительную истину.

Впрочем,  достаточно лирики – давайте лучше посмотрим на цифры. Как я уже рассказывал пару дней назад, атакующая активность «Зенита» на этом отрезке была в полтора раза ниже среднесезонных значений (4,40 против 6,25 голевых момента за матч), но, по правде говоря, все даже еще несколько хуже.

Ведь без учета матча с «Мордовией» и допвремени с «Арсеналом» команда в среднем создавала лишь 3,67 момента – между прочим, аналогичные показатели в официальных матчах этого года  у сборной России почти такие же. Кроме того, заметно упала и общекомандная реализация (27,7% против 33,3% по сезону).

Если, опять же, забыть о «Мордовии», в остальных 9 матчах зенитовцы забивают в среднем меньше одного гола за игру (0,89), тогда как по итогам августа эта цифра была выше больше, чем втрое (3,00).

Повышение класса соперников прогнозируемо привело к тому, что индивидуально созданные голевые возможности стали редкостью (3 из 47), зато значительно возросло значение стандартов, после которых было забито 4 мяча из 13.

Основным атакующим вектором является центральный (46% всех моментов), тогда как правый фланг явно провисает (лишь 15% против 39% опасных атак слева). Вывод о последствиях травмы Смольникова напрашивается сам собой, не правда ли?

Наряду с падением реализации скоростных атак (18% против 25% в сезоне), значительно упала и эффективность в завершении позиционных (27% против 37% в сезоне).

Разумеется, эта игровая рецессия в большей или меньшей степени связана со снижением активности и эффективности игроков, и в первую очередь – атакующих. Так выглядит сводная таблица по итогам последних 10 матчей.

 

Как видите, основная креативная нагрузка на этом отрезке легла на массивные плечи Халка, при участии которого было создано каждые две из трех голевых возможностей (66%, КАА 1,51). Если вплоть до октября месяца конкуренцию ему создавал Данни, то на сегодня португалец соперничает лишь за вторую строчку в этом рейтинге с Кержаковым. Ниже с заметным отрывом располагаются Рондон с Шатовым, для которых этот полуторамесячный период стал неудачным во всех отношениях.

Заметьте, Рондон и Кержаков получили примерно равное игровое время, но Александр был почти вдвое активнее своего коллеги по амплуа (КАА 1,48 против КАА 0,86). Но при этом реализация у россиянина просто кошмарная (1/9, 11%), хотя и у венесуэльца немногим лучше (1/6, 17%).

К сожалению, не блеснул в этом компоненте и Халк (3/15, 20%), хотя по итогам августа его эффективность была в районе гроссмейстерской отметки 50%.

А теперь давайте посмотрим на динамику изменения личных показателей активности основных игроков «Зенита» (сыгравших не менее 5 таймов на каждом из отрезков).

 

Поскольку общекомандные показатели созидания снизились примерно на 50%, очевидно, что о личной позитивной динамике говорить вроде как не приходится. Тем не менее, у трех игроков это все-таки получилось, но, к сожалению, эти трое – основная пара центральных защитников, чей вклад в общекомандное нападении априори невысок, плюс Анюков, активность которого на первом отрезке была неприлично низкой для крайнего защитника в игровой модели Виллаш-Боаша.

Что же касается атакующей группы – у всех наблюдается значительное падение КАА, наименее существенное – у Кержакова и Халка.

В группе артподдержке все еще хуже – наименьший регресс у Смольникова, но, скорее всего, только благодаря тому, что у него и игрового времени было гораздо меньше, чем у остальных.

Так что помощь пришла, откуда не ждали - спасибо бойцам невидимого фронта. Хави Гарсия забил столько же, сколько Кержаков и Рондон вместе взятые, а из двух центрдефов отдельно отмечу Гарая, который по сезонному уровню активности (КАА 0,34) даже опережает Анюкова (КАА 0,28 – опять же, к вопросу об общей низкой активности именно правого фланга).

…Приятные воспоминания о сентябрьской прогулке «Зенита» по Лиссабону двухмесячной давности  все реже всплывают в памяти. Но это не будет иметь ровно никакого значения, если в среду зенитовцы испортят португальцам впечатления от ответного визита. И тогда все эти цифры станут абсолютно бессмысленными.

P.S. Кстати, не за горами первый сравнительный инженерный анализ атакующей активности "Зенита" и "Спартака". Есть желание почитать?

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.

Бубнову на зависть. Чем пользователи Sports.ru могут помочь российскому футболу?

 

Специально для football-spb.ru