4 мин.

Саксонский феникс. Скромный немецкий клуб дебютировал в Кубке УЕФА, но всё разрушил страшный пожар в гостинице

По итогам сезона 1970/71 немецкий клуб «Халлешер» из саксонского города Халле неожиданно для всех занял третье место в Оберлиге (чемпионате ГДР), уступив лишь дрезденскому «Динамо» и клубу «Карл Цейсс» из Йены, благодаря чему обеспечил себе право на участие в новом европейском турнире — Кубке УЕФА, перехватившем эстафету у Кубка ярмарок. В первом отборочном раунде жребий свёл «Халлешер» с ПСВ из Эйндховена. 15-го сентября 1971-го года немецкий клуб принял гостей из Нидерландов на арене «Курт-Ваббел-Штадион». В первом тайме полузащитник «Халлешера» Гюнтер Ридль получил рассечение колена, но категорически отказался от замены. Вдохновившись мужеством товарища, одноклубники Ридля собрались с духом и выстояли, сохранив нули на табло.

«Нам будет очень тяжело», — сказал после матча главный тренер «Халлешера» Вальтер Шмидт, словно подписывая своим подопечным приговор. С наставником согласился капитан Бернд Бранш: «Мы столкнулись с очень сильным соперником. Боюсь, нам может не хватить опыта. Вот если бы мы выступали в Европе уже третий или четвёртый год, то сейчас играли бы намного увереннее...»

По дороге в Эйндховен некстати заболел ведущий игрок гостей — 21-летний полузащитник Эрхард Мозерт. В шестнадцать лет Мозерт подписал контракт с «Халлешером», в семнадцать дебютировал в кубковом матче, а через месяц после 19-го дня рождения был вызван в сборную ГДР. За пару дней до матча с ПСВ подтвердилось худшее опасение главного тренера Шмидта: игрок подхватил вирусную ангину. Ответный матч был назначен на среду, 29-е сентября.

За три дня до игры гости из Германии прибыли в Эйндховен и заселились в гостиницу Silveren Seepaerd («Серебряный морской конёк») на привокзальной площади. Белокаменная часть здания с деревянными полами была построена ещё в 1909-м году и с тех пор подвергалась разве что косметическому ремонту. В 1960-м году к ней пристроили бетонную часть — вдвое больше по площади, с рестораном и просторным вестибюлем. Ночью с понедельника на вторник игроки и тренеры отдыхали в номерах. Примерно в половину шестого утра водитель клубного автобуса заметил возгорание на первом этаже. Он побежал к главному входу, но не решился войти в гостиницу: весь вестибюль заволокло дымом. Тогда мужчина бросился к запасному выходу, но тот оказался закрыт. 86 человек оказались в ловушке.

Кто-то вызвал пожарную бригаду с уличного таксофона. К тому времени пламя охватило ресторан и стало пожирать один этаж за другим. Деревянные полы трещали и проваливались под ногами посетителей. Проникнуть в новое здание было уже невозможно: сгорели все перекрытия, а лестничную клетка заполнилась густым дымом. У гостей остался лишь один шанс на спасение. Пожарные прибыли на место через десять минут после начала пожара и увидели жуткую картину: из разбитых окон охваченного пламенем здания выпрыгивали люди. Бригаде потребовалось два часа, чтобы взять пожар под свой контроль.

Трагедия унесла жизни девяти человек, из них двое разбились при падении с большой высоты, ещё девятнадцать посетителей получили ранения. Футболист «Халлешера» Вольфганг Хоффман погиб. Эрхарду Мозеру повезло больше: он спасся ценой пяти переломов. Клаус Урбанчик остался в здании и сумел вытащить на улицу несколько человек, но провёл месяц в больнице с тяжёлыми ожогами рук и ног. Врачи собирались ампутировать футболисту ногу и руку, но защитник, подобно фениксу, восстал из пепла.

Причины возгорания так и не были найдены — а может, их умалчивает история. Зато очевидно, что в отеле не было свода правил пожарной безопасности и плана эвакуации гостей при чрезвычайной ситуации. Конструкция здания не предполагала защиту от быстрого распространения огня. Ответный матч был отменён, ПСВ была присуждена техническая победа.

В апреле 2006-го года состоялась благотворительная встреча команд. На торжественной церемонии Клаус Урбанчик, ставший скаутом «Халлешера», получил памятный подарок — футболку ПСВ с автографом главного тренера голландского клуба Гуса Хиддинка. Крепкое рукопожатие — как 35 лет назад на поле «Курт-Ваббел-Штадиона».

После матча, который футболисты «Халлешера» проиграли со счётом 0:3, Клаус обратился ко всем присутствующим — среди них был и Отто Хоффман, 81-летний отец Вольфганга Хоффмана: «Мы были небогатой, но очень дружной командой. Разлучить нас смогла только ужасная трагедия. Цените жизнь и помните: в жизни есть вещи намного страшнее поражения в футбольном матче».