10 мин.

Остаться в живых. Эпизод первый

Евгений ЧЕЖЕГОВ. (Отправлено 30 июня). Первого июля наступит ясность с количеством команд, которые примут участие в мужской суперлиге А в сезоне-2009/10. Во всяком случае этого ждут в РФБ, о чем было объявлено пресс-релизом месяц назад, по итогам заседания Совета суперлиги. А точнее – ждут финансовых и банковских гарантий от всех заинтересованных сторон. Уже анонсирована дата старта чемпионата страны (15 октября), однако схема турнира будет зависеть от количественного состава. Согласно общим ожиданиям (сказал бы «по регламенту», но этот документ на будущий сезон пока не утвержден) в СЛА должны сыграть 12 клубов. Те же, кто годом ранее, минус «Спартак-Приморье» (по финансовым причинам отказался от турнира за 9-12 места и автоматически должен быть лишен места в СЛА), плюс – саратовский «Автодор», победитель суперлиги Б.

Однако далеко не факт, что уже к 1 июля все остальные клубы оплатят вступительные взносы или даже предоставят банковские гарантии. Под большим сомнением финансовая состоятельность самарского ЦСК ВВС, пермского «Урал-Грейта», сургутского «Университета» и даже московского «Динамо» (долги за прошедший сезон не погашены, грядет радикальное секвестирование бюджета). Поэтому, несмотря на дэдлайн РФБ, более-менее четкая картина следующего чемпионата России прояснится куда позже.

В кризис даже привычно агрессивные в прежние годы «тугие кошельки» нашего баскетбола затаились в ожидании. На дворе конец июня (в прежние годы к этому сроку уже составы команд были сформированы более чем наполовину), а говорить о наличии жизни можно лишь в двух клубах – в ЦСКА, который честно и внятно объяснил новый вектор своего развития и совершил под ним уже несколько приобретений, и в «Химках», которым дебютировать в Евролиге. Добавлю еще «Енисей», который по-сибирски спокоен и тих в информационном поле, но уже сделал одно конкретное дело – оплатил заявочный взнос на участие в Еврочеллендже. Остальные-то где?..

Станислав ГРИДАСОВ. (Отправлено 1 июля). Остальные сейчас застыли в сомнительной позе целителей у постели Буратино. Вот оно – 1 июля. В Самаре, похоже, сбрасывают все долги на ЦСК ВВС и выводят в суперлигу А новые «чистенькие» «Крылья». В Перми хоронят «Урал-Грейт» – там вообще какая-то очень старая и запущенная история с долгами, еще, говорят, со времен Кущенко. В «Динамо» Дроздов и Базаревич дали два совсем невнятных интервью. В «Автодоре» тоже пока нет никакой ясности. По Подмосковью бродят, как бородатые партизаны, слухи о скорой отставке Громова, что повлечет за собой и изменения в том «ковровом» финансировании спортивных проектов, которое было принято при этом губернаторе. Но я знаю одного человека, которого мало тревожит происходящее. Рассказывают, что президент РФБ Чернов бросил примерно такую фразу: «Заявится шесть команд, будут играть шесть, пять – так пять, по ф». Ни в РФБ, ни в клубах сейчас, кажется, вообще не думают, что будет с российским баскетболом через два сезона? А через пять? Может, попробуем подумать за них?

Е.Ч. (Отправлено 1 июля). Ты знаешь, что будет на мировых фондовых рынках через пару лет? Я – нет. Так же – и в любой другой отрасли. Мы не можем предсказать результат, мы можем предложить некий сценарий, который, по нашему мнению, способен привести к эффективному результату. На протяжении последних лет мы от разных баскетбольных функционеров слышали мантру – «российский чемпионат занимает второе место в Европе по силе после испанского». По совокупным зарплатам игроков, тренеров, доходам агентов – безусловно. По умению зарабатывать на баскетболе, по умению продавать этот продукт конечному потребителю?..

Невозможно продавать то, что принадлежит «обществу», а точнее общественной организации, коей является Российская федерация баскетбола. Пока в российском клубном баскетболе не будет нормального, естественного для всей Европы, разделения на профессиональную лигу (сильная лига формируется силой клубов, базируется на принципах бизнеса, общей заинтересованности участников и готовности их руководителей к компромиссу) и собственно национальную федерацию (пусть развивает институт сборных и различные студенческо-молодежные соревнования, обладает надзирающими и контролирующими функциями, собирает славу в случае больших и малых побед на международной арене), всерьез рассуждать о сильном чемпионате – бессмысленно. Вся его реальная «сила» отражает «силу» российской сырьевой экономики. Кстати, вспомни, Евролига УЛЕБ возникла как осколок от Евролиги ФИБА аккурат по этой причине – когда ведущие испанские клубы в полный голос заявили о несправедливости в распределении доходов от продажи коммерческих прав и ТВ-трансляций чиновниками ФИБА, привыкших жить по старинке и не уследивших за быстро меняющимся «пейзажем». Раз клубы существуют на деньги спонсоров и инвесторов, сами клубы и должны вырабатывать правила игры. Такие правила есть во всех ведущих европейских чемпионатах. Не вижу причин, почему Россия должна стоять особняком.

Ст.Г. (Отправлено 2 июля). У меня нет данных, что будет через пять лет с фондовым рынком, норильским никелем или каспийской нефтью, я говорил о другом. Нет сомнений, что двумя насущными заботами российского баскетбола являются создание независимой от РФБ лиги и отставка Чернова. Только какой должна стать эта лига? Российской или международной, как КХЛ? С акцентом на страны бывшего СССР или с прихватом Китая? Сколько в ней должно играть команд? 10, 12, 16, 24? Говорить вообще о лиге – все равно, что говорить вообще о журнале или заводе. К инвестору не приходишь со словами «давайте сделаем журнал» или «давайте построим заводик». Какой журнал? С какой концепцией? Когда он окупится?

То же самое и отставка Чернова – только первый шаг к назначению, и назначению кого? Поговаривают, что в РФБ очень хочет вернуться Сергей Белов. Такая простейшая вроде замена, с Чернова на Белова, с минуса на плюс, только что принципиально нового сможет предложить Сергей Александрович нашему баскетболу? Расчистит судейский гадюшник – да, наверное. Белов – человек честный. Но что еще? Напомню, что у нас уже была относительно независимая суперлига, и с ее независимостью покончил президент РФБ С.А.Белов. До сих пор помню, с какой презрительной усмешечкой он отозвался про тогдашних руководителей клубов: «пауки в банке, передерутся». И именно Белов, ленясь, вручил все ключи к реальному управлению федерацией Сергею Викторовичу Чернову, тогда еще не слишком заметному чиновнику, одному из. Позволил Чернову расставить своих людей на ключевые позиции. Сам же Белов, как был, так и остался – одиночкой. Нет, не объединитель он, не собиратель земель.

Е.Ч. (Отправлено 3 июля). Очевидно, что первичен вопрос разделения функций, а вопрос личностный идет следом. Чернов, как опытный и обладающий определенным авторитетом в ФИБА функционер, наверное, вполне способен принести пользу в качестве президента РФБ. В рамках тех полномочий, которые должны быть отведены федерации и о которых я говорил выше. Клубы, участвующие в элитном чемпионате – сколько их будет, 6, 10 или 12, вопрос непринципиальный – должны проявить волю для создания независимой от федерации лиги. Перед глазами пример КХЛ, которая полтора года назад рождалась отнюдь не в простом противостоянии между Медведевым и президентом ФХР Третьяком. Но результат противоборства (пусть, во многом, предрешенный за счет административного ресурса) оказался эффективным – за один сезон КХЛ выработала четкие правила игры, понятные для клубов.

Российской профессиональной баскетбольной лиге претендовать на международный статус изначально не стоит – у себя бы разобраться для начала. Тем более опять же перед глазами пример испанской лиги: там не кричат на каждом углу о том, что «мы лучшие», а просто занимаются делом. Наверное поэтому по средней посещаемости испанский элитный чемпионат является лучшим в Европе, а сезон-2007/08 большинство клубов ACB закончили, пусть и с небольшой, но прибылью. России до этого пока далеко, и если не переводить баскетбол в реальную плоскость, никогда не добраться. Вот поэтому именно клубам и необходимо прорабатывать вдумчивый регламент.

На мой взгляд, ключевые аспекты в нем могут быть следующие: 1) резкое сокращение количества легионеров (по «югославскому» сценарию, 1-2 иностранца); 2) введение потолка зарплат, salary cap (да, это заставит наши клубы слегка поумерить амбиции на евроарене, зато и заставит менеджеров работать более эффективно в кризисных условиях, и придаст стимул для прогресса российской молодежи); 3) финансовая прозрачность клубов; 4) синергическая работа клубов лиги по агрессивному продвижению баскетбольного чемпионата в СМИ. Да, это требует немалых сил, да это требует изменения мышления действующих баскетбольных функционеров, да, за один день тектонического сдвига ожидать не приходится. Но если мы не хотим завтра услышать, что в чемпионат России не заявился ни один клуб, начинать реформы надо сегодня.

Ст.Г. (Отправлено 4 июля). Даже не знаю, с какого места начинать с тобой не соглашаться. Не в первый раз встречаю суждения о том, что российский баскетбол должен стать скромнее и пойти по проторенной сербами дорожке. А почему, кстати, баскетбольная Россия должна брать пример с Сербии? Не с Японии или Китая, не с Греции или Германии, а именно с Сербии? Вот возьмем, к примеру, Германию. Немецкая бундеслига – вторая по успешности в Европе. Берлинская «Альба» заняла первое место по посещаемости в баскетбольной Евролиге (больше 11 тысяч зрителей на каждом матче!). На «Бамберг» в Кубке УЛЕБ ходили больше 6 тысяч (второй показатель), на «Телеком» в Еврочеллендже – 3800 (второй показатель после «Урал-Грейта»), и даже «Олденбург» со своими 2243,8 был популярней наших «Триумфа», «Локомотива» и ЦСК ВВС. В Германии и хоккей, и гандбол, и биатлон вполне себе коммерчески состоятельны. Чем не пионерам пример?

Я не вижу общей базы для сравнения сербского и российского баскетбола. Во-первых, можно всерьез говорить о югославской школе баскетбола, которая уже лет 30 работает именно как школа – то есть по более-менее общей системе, с преемственностью традиций. Можем ли мы что-то похожее сказать про наш баскетбол? Во-вторых, под «сербскую модель» подведена строгая экономическая база, и это не только скромные масштабы сербской экономики. Мы же знаем с тобой, как много контролируют в европейском баскетболе югославские тренеры и агенты. Подготовка молодых игроков для богатых клубов – это же их общий национальный бизнес! Когда этой осенью в саратовский «Автодор» приехал тренер Мирослав Николич, он, немного осмотревшись, стал тут же обзванивать коллег (звонил, говорят, и Желько Обрадовичу) и рассказывать, какая есть в Саратове молодежь, кого и куда надо продать. Он еще и месяца толком не проработал, и задачу выхода в суперлигу А не решил, но уже – на автомате – продать. А в-третьих, – и это, на мой взгляд, главное: все кабинетные попытки нарисовать нам «сербский путь» абсолютно не учитывают коренного свойства российских денег. Российские деньги изначально ориентированы на дорогие понты, на соревновательность с другими понтами, и это началось не с олигархов. Знаешь, как в Саратове во второй половине XIX века появился первый в провинции общедоступный художественный музей? Художник Боголюбов завещал городу свою коллекцию (очень приличную, кстати) – с условием, что будет построено здание городской галереи. Купцы и чиновники долго отбрехивались, тянули время, пока Боголюбов не пригрозил: не решите вопрос, отдам коллекцию в Пензу или Самару (не помню точно, в какой город), вот тогда – сразу же – была выделена земля, найдены деньги, построено прекрасное здание. Сыграл «дорогой понт» – мы первые в провинции, мы не хуже, чем московские купцы Третьяковы, мы тоже могем, а Пенза с Самарой нет. Заметь, прошла идея «крутизны», и только потом при музее появилось училище рисования, и только потом – лет через 20 после открытия музея – появилась знаменитая «саратовская школа»: Борисов-Мусатов, Петров-Водкин, Уткин, Павел Кузнецов.

К нашему традиционному олигарху не подъедешь со скромной затеей. Как говаривал Рэм Вяхирев, когда ему приносили «мелкие проекты», «да у меня на округление бюджета больше уходит». Смотри, что делает самый богатый человек России Михаил Прохоров: наигравшись с ЦСКА (задача стать самыми крутыми в Европе выполнена), он находит новое поле для соревновательности – НБА. Роман Абрамович здесь, который одновременно тратит деньги на «Челси» («понты», соревновательный интерес), на Хиддинка (национальный интерес) и на стратегическое развитие российского футбола (поля, методички, обучение, академия Коноплева) – исключение.

Обращу твое внимание, что и КХЛ – это история про понты, ее месседж «мы будем круче, чем НХЛ». И КХЛ на старте располагала базой, которой нет у российского баскетбола: традиционно сильная российская хоккейная школа, укорененность хоккея в российской провинции, самый мощный в стране политико-экономический ресурс («Газпром»), личные амбиции конкретного человека (Медведев). Я не маркетолог, мои знания в этой области очень приблизительные, я так, любительски прикидываю. В рекламе есть понятие стоимости контакта с потенциальным потребителем. Компания «Мегафон» является генеральным спонсором КХЛ и официальным спонсором футбольной премьер-лиги. В футболе «Мегафон» получает рекламу на Первом канале и серьезную футбольную аудиторию. В хоккее «Мегафон» получает рекламу на канале «Спорт» и лигу, в которой играют 24 команды со всей России. Предположим, мы с тобой пришли в МТС или в «Билайн» уговаривать их стать спонсором баскетбольной лиги. Что мы им можем предложить? 6-8 команд с полудохлой посещаемостью? Идею скромности? Нет, тут нужно придумывать что-то принципиально иное.

Продолжение следует.