5 мин.

Против течения. Почему 18 команд - это перебор

alt

Учитывая, что в грядущем розыгрыше главного титула страны, до старта которого осталось меньше месяца, в третий раз кряду примут непосредственное участие 18 команд, самое время затронуть изменения, которые должны были произойти после громкой реформы двухлетней давности, но в жизнь так и не претворились. Итак, последняя на сегодняшний момент реформа в Примейре, связанная с изменением числа участников – далеко не первая. Например, в конце 80-ых за победу боролись 20 команд, а с начала 90-ых и до середины 00-ых их количество уменьшилось до 18-ти, но рассмотрение этих периодов отложится в долгий ящик, ключ к которому будет выброшен. Картины двух предыдущих сезонов вполне хватит, чтобы уже сейчас можно было бы ставить неудовлетворительную оценку текущей системе, параллельно задумавшись над наилучшим вариантом для этой страны, беря в расчёт её специфические особенности.

Не новость, что моду в португальском чемпионате диктуют три клуба плюс/минус “Брага”, они же старательно тащат его в ТОП-5, они же удерживают для государства право на трёхместную квоту в Лиге Чемпионов, в которой сами же и участвуют. При этом для среднестатистического любителя футбола вся остальная Примейра – дремучий лес, в котором мало того, что и "деревьев" стало не 12, а 14, так и похожи они друг на друга, как две капли воды. В этом есть доля правды – в Португалии рандомно взятый середняк не исповедует модель с тремя центрдефами, ведёт в целом тихий шопинг на рынке трансферов, не выделяется в положительную сторону посещаемостью (о ней ниже) и вряд ли является симпатичным авторским проектом (”Арока” Видигала да “Белененсиш” Веласкеса в качестве натянутых исключений общую картину не исправят).

Реформа “18” не смогла наметить в посещаемости положительную динамику, и здесь без цифр не обойтись: средняя заполняемость стадионов “приземлённых” (без “Бенфики”, ”Спортинга” и ”Порту”) команд в два дореформенных сезона составляла соответственно 4438 и 4420 человек, в два из двух постреформенных сезона – 4432 и 4788. Действительно, в розыгрыше 2015/16, как кажется, есть определённый прогресс, но он объясняется легко и неожиданно: фанаты из Порту и Лиссабона ездят за своими любимцами из тура в тур по всем городам и сёлам, их количество растёт из года в год, и именно они помогли, к слову, “Тонделе” собрать на одном из матчей 22 тысячи, а “Ароке” – 24 тысячи. Про Сегунду и говорить не стоит – там и тысячи не собирается в среднем за год.

Вторая проблема важна не менее первой, и связана она даже не с выросшим процентом медийно нераскрученных игр между середняками относительно всех календарных игр сезона, что тоже не есть хорошо, а с психологическим осознанием невозможности отбора полноценных трёх очков у гегемонов со стороны прочих коллективов. Простой факт – если вообще забыть о “Браге” (да не обидятся поклонники этой прекрасной команды), то за два последних сезона “орлы”, ”драконы” и ”львы” на троих потерпели в поединках с “приземлёнными” лишь десять поражений, причём, лишь два из них были получены в домашних стенах (Жозе Пезейру “отличился”, ничего удивительного).  Из, на секундочку, 168 встреч! Слишком много даже для такого турнира, где любой человек, поставивший в межсезонье небольшие деньги на чемпионство крепкой во всех смыслах “Браги”, в случае её триумфа озолотится в одночасье.

Наконец, третья и главная беда. Примейре катастрофически не хватает сенсационности с точки зрения общесезонных результатов. История знает лишь два случая, когда чемпионом становились “Белененсиш” или ”Боавишта” (опять же, одна команда из столицы, а другая – из второго по значимости города), и при текущем формате розыгрыша нет никаких предпосылок, что золотые медали уедут в Брагу, Гимарайнш или ещё куда-либо. В Сегунду вылетают лишь те, кто изначально готовил себя к борьбе за выживание (здесь исключений чуть больше), к октябрю подавляющее число команд барахтается в таблице, играя, что называется, в своё удовольствие, а итоговая зона Лиги Европы заполняется клубами зачастую только потому, что кто-то должен её заполнить. Все эти факторы складывались десятилетиями, и свежая реформа их только усугубила.

Как быть, когда 18 команд – слишком много для столь предсказуемого чемпионата, а 16 – слишком мало для столь климатически выгодного? Лучший с точки зрения математики и дискуссионный с точки зрения футбола пример решения этой задачки лежит в Бельгии. Развернуть на несколько печатных страниц особенности регламента Лиги Жюпиле труда не составит, но, дабы не вгонять и без того подуставшего читателя в сон, лучше пояснить вкратце основные опорные пункты. Во-первых, любая команда, вшитая в этот формат, проведёт в рамках первенства от 35 до 42 игр. Во-вторых, в Лигу Европы сможет попасть даже команда, занявшая по итогам “регулярки” 14-ое место из общих 16-ти. В-третьих, даже у откровенного аутсайдера будет возможность исправить ситуацию и сохранить прописку. И в-четвёртых, у команды, грамотно распределившей силы на “регулярку” и закрепившись по её итогам в шестёрке лидеров, останется ещё десять поединков, в которых она сможет решить судьбу титула в свою пользу. Именно последний пункт нещадно критикуется в самой Бельгии, но именно он может подстегнуть чемпионскую интригу в Португалии вовлечением в неё ещё нескольких команд.

Разумеется, даже при всём желании одним сокращением Примейры до 16-ти команд и параллельного переноса в неё бельгийского формата дело не исправить, хотя бы по той причине, что португальцы делегируют больше команд в еврокубки, а, следовательно, этот смелый и ни на что не похожий формат придётся подвергать коррекции. Но ведь не за горами и уменьшение числа евроучастников от Португалии– рано или поздно оно произойдёт, и тогда “Риу Ави”, “Витория Гимарайнш”, ”Пасуш”, ”Боавишта” и остальные скромные коллективы окончательно захлебнутся в болоте турнирной демотивации. 

Егор Саваков

Не забывайте подписываться на этот блог - впереди ещё очень много интересного!