4 мин.

Командная тактика

«Феррари» и «Макларен», Шумахер-Баррикелло, Хаккинен-Култхард, – кажется, что болельщики всегда будут обсуждать подробности былых скандалов. Между тем, командная тактика, увы, – явление в гонках отнюдь не редкое. Причем, довольных не бывает, какое бы руководство команд не приняло решение о регулировании ситуации. А выбор здесь тяжелый. Ведь чаще всего такие разговоры возникают, когда все хорошо, марка сильна, а ее пилоты претендуют в гонке на самые высокие роли. И не испортить праздник ни себе, ни своим болельщикам, ни самим гонщикам, – это тонкий баланс. И каждый решает для себя по разному. Сегодня мы видели два кардинально разных подхода к вопросу с командной тактикой в двух ведущих кузовных чемпионатах. ДТМ, где «Ауди» буквально доминировали на голландской трассе Занфоорт, и WTCC, где в шведском Андерсторпе не было равных «Шевроле».

Немецкий чемпионат всегда отличался невероятной волей марок к победе. Особенно – в общем зачете. Поэтому судьба конкретного пилота мало что значит, когда речь стоит об увеличении шансов на общую корону признанного лидера. Александр Према, блиставший в А-1 и ГП-2, сегодня на своей шкуре понял всю справедливость этого утверждения. Переход в кузова дался французу непросто, а из колеи выбила еще и тяжелая авария на Хоккенхайме в начале сезона. Но Алекс постепенно подтягивался к первым рядам и в последних гонках здорово прибавил. На этот раз он вел напряженное сражение с Мартином Томчиком всю гонку. Две других «Ауди» они опередили из-за лучшей тактики пит-стопов, а между собой пару раз менялись позициями после красивой, но корректной борьбы.

Томчик благодарит Према за победу

Последний раз Према вышел вперед за несколько кругов до финиша и даже начал отрываться. Казалось бы, – вот она, первая победа! Но у Томчика намного больше очков в чемпионате и «Ауди» решила, что лишние два балла нужнее именно Мартину. За пару поворотов до финиша Алекс сбросил скорость и подгадал так, чтобы пропустить вперед партнера прямо на финишной прямой. Ничего явного, как у Рубенса в Австрии, но все все равно было ясно. Более того, – похожие события развивались и позади. Лидер чемпионата, Матиас Экштрем потерял немало мест на пит-стопах и шел в районе седьмого места. Учитывая, что Берндт Шнайдер (как и «Мерседес» в целом) уик-энд провалил, – вроде бы неплохо. Но Матиас рвался вперед. На этот раз он, в отличие от Мюджелло, прошел Хаккинена (Мика в итоге переместился с 13-го стартового на 7-е финишное место). Затем его пропустил без борьбы Кристиан Абт на «Ауди», а на последних кругах Экштрем смог преодолеть сопротивление лучшего из «Мерседесов», – канадца Бруно Спенглера. Казалось бы, – прекрасное четвертое место. Но нет, – впереди было три «Ауди» и в самый последний момент Тимо Шайдер, почти остановившись, пускает Матиаса на подиум. Продлись гонка еще один круг, и то же самое сделали бы, наверняка, Према и Томчик, но они, как назло, как раз уже финишировали, меняясь местами уже на финишной прямой. В результате всех этих манипуляций Матиас невероятно укрепляет свое лидерство. У него восемь очков преимущества над… Томчиком, который после этой победы выходит на второе место и в свою очередь на четыре очка опережает вышедшего на третье место Спенглера из «Мерседеса». Следующий, восьмой этап пройдет более чем через месяц, – 2-го сентября на Нюрбургринге.

Шевроле доминирует в Андерсторпе, но ее пилоты недовольны

Ну а в WTCC ситуация была обратной, – там «Шевроле» также доминировала во второй гонке после победы Роберта Хаффа в первой. Впереди на последних кругах были Никола Ларини и Алан Меню. Это позволило бы им отыграть кучу очков у лидеров, потому что у «БМВ» на Андерсторпе не ладилось. Особенности трассы, мокрый асфальт и весовой гандикап сделали свое дело, – лидеры чемпионата от очков были далеко. Проблема в том, что обувшийся в слик Рикард Райделл был невероятно быстр под финиш, когда трасса почти подсохла. Он проходил соперников одного за другим и вышел на третье место. Казалось бы, – куда уж лучше, – у «Шевроле» весь пьедестал почета и прекрасный шанс в чемпионате. Но Райделл был намного быстрее и выступал на родной шведской трассе. Руководство команды не стало тормозить пилота. И ведь заметьте, речь не шла о том, чтобы пропустить и уступить место, нет, – всего лишь не атаковать на самом последнем круге собственных партнеров с риском вылета. Но Рикард атаковал и прошел сначала Меню, а потом и Ларини. И выиграл гонку! А Никола, потерявший эти важнейшие очки в общий зачет, долго негодовал в закрытом парке, срывая зло на руководстве команды и лишь нехотя вышел на подиум. Зато все было честно, хотя и внесло определенный разлад в сам коллектив. Так что командная тактика, – штука сложная. Возвращаясь же к самому этапу, надо отметить подиум Тьяго Монтейро в первой гонке и блестящее выступление Джейми Томпсона на «Альфе», финишировавшего третьим и пятым соответственно. Кроме того мы увидели и альтернативные источники энергии, – две машины из армады «СЕАТов» ехали на дизеле, а единственная местная «Вольво» – на биоэтаноле. В первом случае Хорди Жене не преуспел, а Иван Мюллер заработал одно шестое место, зато выступающий на своей «С60» вне зачета швед Роберт Дальгрен финишировал десятым и восьмым! Следующий этап пройдет через месяц на немецком Ошерслебене.