6 мин.

Аномальная загрузка. Что делает ДеМаркуса Казинса уникальным центровым

Fivethirtyeight рассуждает о статистической загадке ДеМаркуса Казинса.

Дисклэймер: Если этот пост для вас слишком серьезен, то вам сюда.

Оригинал

С показателями в 21 победу и 31 поражение, собранными в по-прежнему относительно мощной Западной конференции, «Сакраменто» представляет собой типичного середняка НБА. Они не откровенно плохи – в отличие от показательных примеров из своей недавней истории – но все, на что они могут надеяться в этом году, это победа в схватке за последнее место в плей-офф с «Портлендом» и «Ютой», которая позволит им проиграть в первом раунде мощным «Уорриорс».

Это не особенно привлекательный вариант, особенно если учесть, что статус середняка – это худшее, что может случиться с командой НБА (данная идея подкрепляет неясную и насквозь порочную логику, объясняющую «сливы» сезона в стиле «76-х», и безумное предположение, что «Клипперс» должны взорвать команду и обменять Криса Пола). Но, несмотря на коллективную середнячковость «Кингс», в «Сакраменто» происходит много всего интересного. Ведущий за собой самую быструю атаку сезона Рэджон Рондо реабилитировался после прошлого сезона; Омри Каспи превратился в одного из лучших дальнобойщиков лиги и не хотел уступать неудержимому Карри в течение нескольких минут; Руди Гэй продолжает противопоставлять свою игру всем продвинутым статистическим метрикам и привлекает интерес других команд.

Ах, да, а еще в январе ДеМаркус Казинс бушевал по всей лиге, в среднем набирая 32,6 очка, 12,8 подбора и 3,3 передачи при 49,5 % с игры, 57,6% «истинных попаданий» и 42,9 % из-за дуги. Он выглядит совершенно фантастически и не так давно выдал две игры подряд с 48 и 56 очками. Эти показатели, конечно, выдающиеся сами по себе, но они также подчеркивают гораздо более впечатляющую вещь: Буги выдает рекордный сезон для «большого» по степени загруженности – что еще более внушает, если учесть, что речь идет о парне, любящем жесткую контактную борьбу.

В данный момент процента использования Казинса составляет 35,8 – это практически неслыханный показатель для центрового. После слияния лиг нечто подобное (36,2) было лишь у Джермейна О’Нила в 44 матчах сезона-2004/05, когда «Индиана» осталась без лидеров после травм и дисквалификаций, последовавших за дракой имени Рона Артеста. (Самый близкий показатель, которого добился О’Нил в других сезонах – это 30,2, что сопоставимо, но все же не столь уникально). Казинс в данном сезоне провел уже 43 матча, и его активное задействование – часть трехлетнего тренда, который отражен на этом графике:

Атакующая нагрузка Казинса в этом календарном году стала еще больше. С 1-го января его загрузка составила невероятные 37,8 процента, включая несколько недавних отрезков, на протяжении которых он перекрывал 40-процентную отметку на протяжении многих игр. Если постараться предложить историческую параллель, то нужно отметить, что даже Уилт Чемберлен едва-едва вышел на уровень 36 процентов использования в легендарном сезоне-1961/62, по ходу которого он в среднем набирал 50,4 очка за матч (все благодаря фактору низкой скорости игры). Так что вполне возможно, что мы станем свидетелями того, как Казинс возьмет на себя такую нагрузку в атаке, которая никогда не выпадала на «большого».

Казинс делает это все, показывая умения, которые очень сильно отличаются от привычных современных «больших». Типичный игрок передней линии, часто получающий мяч, больше похож на Деррика Фэйворса из «Юты» или Кеннета Фарида из «Денвера» – это добротные разносторонние игроки, которые прежде всего могут подбирать, защищаться и эффективно набирать очки. (Высокая результативность и пас – это важные умения, особенно в атаке, но совсем не обязательные для «большого»). Казинс отходит от этой формулы, особенно в атаке, где его атлетизм и мощные данки заслужили ему сравнения с Шаком (который доминировал, но при этом был очень традиционен по стандартам «больших»). В отличие от него, эффективность Казинса в деле набирания очков не очень высока, зато он компенсирует ее готовностью помочь партнерам передачами. (Он не получает такой же восторженной прессы, как другие пасующие «большие», но по количеству очков, набранных после передач от «большого», он уступает лишь Блэйку Гриффину, Марку Газолю, Жоакиму Ноа, Пау Газолю и Элу Хорфорду).

Частично высокая результативность Казинса вытекает из игрового стиля «Кингс». Согласно данным Synergy Sports Technology, лишь два «больших» – Келли Олиник из «Бостона» и партнер Казинса Уилли Коли-Стайн – получают большое количество атак в процентном отношении в быстром нападении, чем сам Казинс. Это легкие очки, которые являются следствием стремительного темпа, который задают их команды и их способности обогнать своего игрока на пути от кольца к кольцу. (Хотя по эффективности подобных владений Казинс находится в середине списка, главным образом потому что играет слишком авантюрно: в быстром прорыве Казинс почти так же часто теряет мяч, как забивает – однако даже посредственное владение при переходе из защиты в атаку гораздо ценнее, чем хорошо разыгранное позиционное нападение).

А часть проистекает из старомодного заигрывания в «посте»: Казинс получает порядка шести подобных владений за матч (это четвертый результат в лиге) и является одним из самых эффективных игроков под щитом. В этом смысле Казинс – прямой наследник «больших» прошлого. В то время как остальная лига помешана на пик-н-роллах, Казинс получает от «двоек» гораздо меньше, чем его коллеги. Частично это объясняется тем, что разыгрывающий Казинса Рондо ужасен с линии штрафных и не умеет бросать трехочковые – а это два важнейших фактора для того, чтобы отвлекать на себя внимание защитников. Частично же это следствие того, что «Кингс» вполне устраивает ситуация, при которой они забрасывают мяч в «пост» и наблюдают, как их огромный центровой наказывает соперников. (У Казинса также отлично получается выталкивать своего опекуна, когда тот пытается играть на опережение, и в таких случаях Рондо забрасывает мяч за спину защитнику). Данная концепция не зациклена исключительно на Казинсе (смотри также – Гэй, Рондо), но именно это позволяет Буги блистать именно так, как это делает Буги.

Именно это соединение баскетбола прошлого и будущего (Буги только 25 лет) делает Казинса столь интересным. На фоне толпы относительно современных «больших» вроде ДеАндре Джрдана, Сержа Ибаки и даже Руди Гобера (оборонительных специалистов, которые прекрасно проявляют себя, но при этом являются весьма ограниченными исполнителями, чьи действия атаки построены исключительно на пик-н-роллах и врываниях со слабой стороны, которые спродюсированы другими) атакующая игра Казинса сильно отличается и гораздо более самодостаточна. Он гораздо больше похож на доминирующих центровых 90-х, которые уничтожали соперников в одиночку. 37% очков Казинса в этом сезоне были набраны без передач – и это очень высокая цифра для «большого». Рондо, конечно, много создает возможностей для других, но и Казинс тоже помогает, имея третий рейтинг по проценту передач в команде.

Именно поэтому очень сложно оценить истинный вклад Казинса в нападении. Вообще не ясно, как стоит относиться к центровому, который борется за исторически максимальный уровень задействования в 2016-м, притом что его команда использует высочайший темп, но по уровню эффективности выступает средне. Казинс вполне может оказаться статистической аномалией в статистически непонятной команде, а может предстать прототипом доминирующего «большого» будущего. Одно совершенно точно: попытка Казинса обойти О’Нила, Чемберлена и прочих окажется одним из самых интересных статистических сюжетов во второй половине сезона, хотя бы потому, что чем ближе к этому подойдет Казинс, тем больше Казинса мы увидим.