9 мин.

Золотой пистолет. Что делает «Голден Стэйт» непобедимыми

«Уорриорс» выдали рекордный старт в истории НБА. Блог «Планшет» объясняет, почему их никто не может победить.

Расписание

Как известно, «Голден Стэйт» – ненастоящие чемпионы и им просто очень сильно везет. Так что для начала нужно пояснить, почему рекорд «Уорриорс», каким бы замечательным он ни был, не стоит переоценивать.

Здесь есть две составляющие:

Во-первых, командная преемственность. Старт чемпионата – это всегда время для экспериментов. «Сперс» пытаются подстроиться под ЛаМаркуса Олдриджа, «Кэвз» – понять, почему же без Лава и Ирвинга они выглядят стабильнее, чем с ними, и исправить это. Остальные и того хуже: у одних – новый тренер без опыта работы в НБА, у других – новая обойма.

Логично, что более сыгранные команды легче входят в сезон. А более сыгранной команды, чем у «Уорриорс» представить сложно – костяк сформировался уже давно, и лишь на самом конце скамейки происходят какие-то малозначительные изменения. Все 10 игроков, проведших больше 100 минут в этом сезоне, присутствовали в составе и в прошлом году.

Во-вторых, согласно рейтингу TeamRankings.com, у «Уорриорс» на старте сезона одно из самых простых расписаний (седьмое по легкости в лиге). Хотя им и пришлось играть четыре серии сдвоенных матчей, в основном они выступали дома (9 к 7), не ездили в длительные турне (не больше двух матчей в гостях) да и выходили против довольно слабых соперников. Лишь четыре клуба из 16 могут похвастаться положительным балансом побед и поражений («Торонто», «Чикаго», «Детройт» и «Мемфис»), при этом обе игры с ними состоялись в Окленде. Все оппоненты, которые вроде бы обладают и звездным составом, и амбициями, как раз на старте сезона впали в кризис самоопределения и оказались главными разочарованиями сезона: «Новый Орлеан» отходил от травм, у «Клипперс» новая «скамейка», а «Хьюстон» теперь команда Кардашьян. Из 16 побед семь пришлись как раз на матчи с ними, а еще были «Лейкерс», «Нетс» и «Сакраменто».

Эти два положения, естественно, ни в коем случае не отменяют совершенно невероятного старта, лучшего в истории НБА, и нашей сопричастности ему. Они просто намекают, что не стоит (по крайней мере, пока) переносить опыт первого месяца на весь сезон. Этот рекорд хорош сам по себе. А о 73-9 можно будет говорить ближе к марту, когда будут и турне, и «Сперс» с «Кэвз», и даже «Рокетс» будут похожи на баскетбольную команду.

Авангардность

Зато рекорд еще сильнее подчеркивает то, что мы и так хорошо знали (а вот те, которые думали, что чемпионы ненастоящие, узнают сейчас): «Уорриорс» перехватили у «Сперс» инициативу и стали клубом, который диктует моду в НБА. Пускай, сами основополагающие идеи принадлежат не им, зато они прилежно усвоили опыт предшественников, переосмыслили его и продвинулись в самых важных областях.

Итак, «Уорриорс» – это прообраз команды будущего:

Команда будущего обладает неприлично широкой ротацией. Еще недавно клубы НБА довольно осторожно подходили к расширению основного состава: все опасались, что игрового времени не хватит на всех желающих, а это неминуемо повлечет внутренние конфликты, существовало четкое разграничение между игроками старта и резервистами (за исключением так называемого «шестого игрока»), в плей-офф все сводилось к семи-восьми ключевым персонажам. «Сперс» заставили переосмыслить это положение – теперь нормально беречь лидеров, давать отдых на сдвоенные матчи и иметь по сути две пятерки, не равноценные, но вполне боеспособные. Есть, конечно, несознательные команды вроде «Сакраменто», но это прошлый век.

Команда будущего работает над тем, чтобы минимизировать вероятность травм. Про это мы ничего не знаем, кроме того, что данная область считается в лиге одной из самых перспективных для продвижения: сейчас во многих командах игроки тренируются со специальными приборами, фиксирующими движения и потоотделение, пробуются самые разные технологии восстановления, и наверняка есть еще куча всего, что остается за кулисами. Даже после прошлого успешного в смысле травм сезона «Уорриорс» полностью поменяли команду физиотерапевтов – значит, до совершенства в этом вопросе еще далеко.

Команда будущего понимает, что самое важное на площадке теперь происходит не под кольцом, а на периметре. Если в комплектовании состава «Голден Стэйт» и есть какая-то «аналитическая» логика, то она сводится к тому, что это команда универсальных высоких игроков, каждый из которых (за исключением «больших», естественно) выше среднего и по игре в защите, и по броскам с дистанции, и по умению делиться мячом.

Отсюда вытекают основные преимущества «Уорриорс» на старте. В нападении они совершают больше всех дальних попыток (как минимум, 12 за матч), причем с хорошим процентом для группы – 41. В защите позволяют соперникам не более 6 трехочковых попыток за игру, причем с процентом 29.

Вот так выглядят диаграммы попаданий в атаке и в защите.

Прямо сейчас у «Уорриорс» самое эффективное нападение в НБА – 114,4 очка на 100 владений.

Защита занимает 4-е место в лиге по эффективности – 98,9 очка на 100 владений.

Это тоже проистекает из опыта «Сан-Антонио», но впервые в столь чистом виде было сформулировано именно в Окленде: в «краске» опаснее тот, кто опаснее на дуге. Теперь приходится привыкать к парадоксам нового времени.

Неразгаданная пятерка

То, что принесло «Уорриорс» титул, никуда не делось, а стало лишь лучше, намного. Маленькая пятерка (Грин – Игудала – Барнс – Томпсон – Карри) уничтожает всех на обеих сторонах площадки.

«Голден Стэйт» не задействует их столь же активно, как это было в финальной серии, но это и не требуется. Особенный отряд оказывается на паркете в те ключевые моменты и за считанные минуты переворачивает ситуацию – именно так было в матче с «Клипперс», где «Уорриорс» уступали 23 очка, а Карри вроде бы выглядел не очень здорово. За 56 минут вместе суперпятерка выдала «+81» (200-119), при атакующем рейтинге 160,9, а защитном – 90. В лиге нет и близко ничего подобного.

Секрет пятерки состоит из двух частей.

В атаке все построено на абсолютно непонятном для оппонентов пик-н-ролле с участием Карри и Грина, при участии трех снайперов. «Кэвз» были единственными, кто приблизился к разгадке это сочетания максимально близко: по теории нужно всеми способами избежать чего бы то ни было в исполнении Карри, не пустить Грина к кольцу и потом молиться, чтобы Барнс или Игудала промазали с дуги. (Участие Клэя Томпсона здесь тоже очень важно – в матче с «Нетс», который «Уорриорс» должны были проиграть, снайпер как раз не участвовал и со «спейсингом» возникли проблемы). Проблема в том, что мольбы не помогают, а во всех остальных случаях защита разрывается на части за счет расставленных на периметре снайперов и быстроногого Карри.

В защите подобрать к ним ключ тоже сложно. Вся пятерка может меняться при любом заслоне, все игроки подвижны и могут быстро перемещаться, устраивать ловушки и дабл-тимы, а потом восстанавливать позицию, не проигрывают подбор за счет атлетизма и активности. При этом Дрэймонд Грин вполне может отбиться от почти любого центрового лиги. Последнее время все дискуссии сводятся к тому, что существование подобной пятерки стало возможным благодаря кризису на позиции пятого номера – и какой-нибудь условный Шакил О’Нил просто не заметил бы этих «малышей». Но только «Дабс» не просто дабл-тимят «больших», они еще и здорово отсекают их от мяча, как, например, это произошло, в 5-м матче серии с Мозговым.

Прототипом суперпятерки «Уорриорс» выступила маленькая пятерка «Хит» эпохи «Большого Трио». Только она была не столь эффективна, так как Уэйд не бросает из-за дуги, Бош не защищается так, как Грин, а Карри тогда еще не изобрели.

Неразрешимость проблемы, связанной с маленькой пятеркой «Голден Стэйт», ставит еще один важный вопрос. Возможно, единственным способом защиты от такой линии является отсутствие подстраховки с периметра, просто защита один в один с какими-то ухищрениями. Если команды не найдут способа остановить Карри с помощью физического подавления и грубости (как это делали «Клипперс»), то разгадка может быть весьма неожиданной.

Дрэймонд Грин

Нужно понимать, что систему «Уорриорс» не так просто взять и перенести в другое место, так как она построена не только на важных тенденциях и прочей абстрактной теории, но и на неповторимых героях.

Майк Д’Антони называет форварда «Голден Стэйт» «самым важным игроком в лиге». Грин – символ всего, что пытаются делать «Уорриорс», и даже гораздо шире олицетворение идеи тотального универсализма.

В нападении Грин выступает и снайпером (44%), и разыгрывающим (6,6 передачи). Он больше не теряется под давлением (как это произошло в первых двух матчах финала), у него хватает роста, чтобы отдать любую передачу, он хорошо водит мяч. Более того, живущая в нем ярость часто помогает закрывать глаза на какие-то небольшие проблемы – в те моменты, когда атака «Голден Стэйт» может захлебнуться, когда лениво и хочется просто играть академично, Грин хватает мяч в свои руки и просто прет танком под кольцо. Эта его энергия и есть то, что постоянно подпитывает его партнеров.

В защите же Грин уникален тем, что при своих скромных габаритах он обладает размахом рук центрового и имеет низкий центр тяжести, что позволяет ему не прогибаться перед пятыми номерами. Ну а все, чего ему не хватает, он компенсирует за счет злости, которая вроде как не отпускает его ни на секунду.

Стефен Карри

Если Денниса Родмана, бросающего трехочковые, еще можно представить, то Карри – это, естественно, революционное явление. Ничего подобного никогда не было – лучший снайпер в истории баскетбола (по соотношению попыток, эффективности, релизу) перестраивает игру на свой лад.

Его в этом сезоне характеризуют три детали:

Карри стал еще агрессивнее в бросках из-за дуги. Он уже реализовал 78 трехочковых (и совершает больше 10 попыток за матч), что примерно в два раза больше, чем у идущего вторым Дэмьяна Лилларда. И при этом продолжает изменять наши представления в целом об игре первых и вторых номеров – если в среднем по лиге 84% трехочковых совершаются после передачи, то у Карри эта цифра составляет лишь 62%. «Малыш» бросает схода и умудряется оставаться в этом эффективнее любого.

Карри прибавил в атаках из «краски». Раньше игра внутри оставалась его слабым местом: три сезона назад из 168 игроков, совершивших не мене 200 бросков, Карри занимал 151-е место по проценту попаданий. В этом сезоне лишь Хассан Уайтсайд и ДеАндре Джордан могут похвастаться такими же успехами – Карри реализует 68% попыток (всего 83).

Карри – именно тот игрок, благодаря которому надежда на рекордный сезон имеет реальные основания. Может, в нем нет инстинкта убийцы, как у Джордана, но его трехочковые словно обладают магическими свойствами – в матчах, когда у «Уорриорс» не все получалось, когда казалось, что, возможно, сегодня придет день и проиграть, несколько попаданий встряхивали партнеров и полностью меняли энергетику.

Фото: Gettyimages.ru/Thearon W. Henderson