5 мин.

Попов – футбольный художник, и он нужен «Спартаку»

Ивелин Попов часто подергается критике болельщиками "Спартака" и специалистами за свою манеру игры. После небольшого конфликта в матче с "Уралом" болгарин получил очередную порцию нелестных высказываний. Однако портал "Евро-Футбол.Ру" предпочитает выступить с защитой в адрес болгарского полузащитника.

"Спартак" – такая команда, вокруг которой всегда ищут скандалы. К сожалению, это закон рынка, что большинству интереснее читать об интригах и расследованиях, а не о самом футболе. Вот и после победы красно-белых на сложном выезде в Екатеринбург, которая сохранила "Спартаку" первое место в премьер-лиге, одной из главных тем стало поведение Ивелина Попова. Болгарин высказал недовольство своей заменой.

Прежде всего, хочется отметить, что все разговоры о скандале высосаны из пальца. Реакция Попова на замену абсолютно нормальная, было бы хуже, если полузащитник остался бы доволен решением тренера. Все амбициозные футболисты хотят играть, можно вспомнить недавнее недовольство Криштиану Роналду решением Зинедина Зидана, когда француз снял с игры португальца. Тем более, Попов, наверняка, в отсутствии Промеса, Зе Луиша и Глушакова чувствовал себя одним из лидеров на поле или, по крайней мере игроком, на которого возлагались надежды в плане достижения результата. Конечно, ситуация с Поповым вышла не совсем красивая, но, уверен, что никакой проблемы не возникнет. Это обычный рабочий момент.

Интереснее другой момент - почему Попова действительно постоянно меняют. В этом сезоне болгарин не провёл ни одного матча целиком. Более того, в 2016-м календарном году болгарин не проводил на поле по 90 минут. Так и хочется пошутить про "эффект Ротенберга", но очевидно, что для Попова это объяснение не подходит. Для полноты картины взглянем на статистику Попова в сборной Болгарии. В отборочном цикле к чемпионату мира 2018-го года он трижды выходил в стартовом составе, и дважды его меняли. В квалификации Евро из 9 поединков Попова 5 случаях покидал поле досрочно. Это уже тенденция, что в разных командах с разными тренерами полузащитник не проводит по 90 минут.

На эту особенность я давно обратил внимание и думал, что дело в физических кондициях. Было предположение, что у Попова есть какая-то особенность организма, что он просто не выдерживает 90 минут на поле. Однако знающие люди опровергли такую догадку. С физикой у Попова всё в порядке, значит, дело чисто в игровых качествах. Следя за игрой болгарина в последнее время, становится понятно, в чём причина. Попов – футбольный художник, которого крайне тяжело встроить в игровую схему.

Попов из когорты тех, кто не просто играет в футбол, а старается творить. Отсюда все его шедевральные голы, потому что болгарин такие моменты чувствует. Можно вспомнить его точный удар в ворота "Зенита" в прошлом сезоне или "Рубину" в этом. А гол "Локомотиву" несколько туров назад? Ведь Попов нарисовал всю комбинацию, сначала изящно забросив мяч Промесу так, чтобы голландец смог его принять, а потом навесить на голову всё тому же болгарину, который зряче пробил в цель. В нынешнем "Спартаке" Попов едва ли не единственный футболист, который способен на нестандартное действие. Есть ещё Жано Ананидзе, но болгарин действует чуть тоньше с футбольной точки зрения. Даже в матче с "Уралом" его передача в конце тайма на Ещенко в штрафную была футбольным искусством, такие пасы в нашем чемпионате исполнить могут единицы.

Однако проблема Попова в том и заключается, что в порыве творчества он порой вредит команде. Отсюда множество неточным передач, потому что болгарин часто вместо простого паса пытается что-то выдумать. Отсюда же у Попова иногда возникают проблемы с выбором позиции на поле, которую он часто теряет. Болгарин – это свободный художник, которого крайне сложно загнать в рамки строгой расстановки. Родись Попов лет на десять раньше, его карьера могла бы сложиться намного лучше. В кружевном и изобретательном "Спартаке" Романцева болгарин мог стать звездой. Да и вообще в эпоху, когда существовала роль плеймейкера, позиция "под нападающим" Попову было бы намного проще. В современном же футболе свободным художникам места почти не осталось, во всяком случае команды выстраивают не под них, а стараются встроить таких игроков в систему.

 

Скорее всего, проблема Попова именно в этом. Его меняют в концовках матчей, когда дело уже не до изысков: надо либо вырывать результат, либо удерживать. Болгарин не является надёжным футболистом ни для первой задачи, ни для второй. Когда речь о конкретной задаче на короткий промежуток времени - необходимы исполнители, футболисты, которую будут выполнять определённую задачу. Придумывать же, творить на поле – это не задача, а призвание.

Многие задаются вопросом, зачем вообще Попов нужен "Спартаку". Такие сомнения возникают, если смотреть на его статистику потерь и неточных передач. Однако Попова не совсем верно оценивать по этим статистическим показателям. Болгарин – это тот футболист, который умеет делать результат. В этом сезоне два его гола принесли команде 4 очка, плюс голевая передача в гостевом матче с АЕКом, где красно-белые упустили победу. Лишь ассист в поединке против "Зенита" не принёс "Спартаку" положительного результат. Учитывая, что в среднем Попов проводит на поле 60, максимум 70 минут, показатель очень хороший.

Скорее всего, Каррера предпочёл бы Попову на левом краю атаки копию Промеса. Голландец в отличии от болгарина менее изобретателен, но более эффективен. И всё же Попов – это игрок, за которым крайне любопытно наблюдать, футболист, от которого всегда можно ждать красоты на поле. Болгарину уже 28 лет, так что он уже не поменяет свой стиль игры, его уже не переучить на более "командные" взаимодействия. Если Попов находится на поле, то его партнёрам так или иначе приходится отрабатывать и за него. В такой ситуации от болгарина можно требовать ещё больше результативных действий. Попов способен творить и приносить пользу, отказываться от него не стоит. Скорее, надо работать дальше, придумать систему игры, в которой от него можно получать больше эффективности на поле.

Константин Евграфов, Евро-Футбол.Ру