6 мин.

22 года назад «Селтик» с трудом подписал Хенрика Ларссона. История побега из Роттердама

«Я сказал своему агенту: «Вытащи меня отсюда!» Я просто боялся идти на тренировки, не хотел ехать на стадион в дни матчей, я даже возненавидел свой спортивный костюм».

В конце весны 1997 года 26-летний форвард «Фейеноорда» Хенрик Ларссон сообщил своему тренеру Ари Хану, что больше не желает играть за голландский клуб.

«Я был самым несчастным профессиональным футболистом в Голландии, в клубе, где тренер не ценил меня, и откуда я мечтал сбежать. Вим Янсен, мой друг, тренер и наставник покинул «Фейеноорд», и с тех пор моя карьера начала рушиться, вместе с моей жизнью в Роттердаме.

У нового тренера, Ари Хана, были свои идеи по поводу командной игры и свое видение моей роли в клубе. Я хотел бы думать, что я хороший командный игрок, но вскоре моя уверенность в себе была подорвана. Я мог начать игру справа, затем меня перемещали налево, а потом говорили отойти в полузащиту. Меня заменяли в каждом матче, на который я выходил в стартовом составе.

Когда недели разочарования превратились в месяцы, я начал мечтать об уходе из клуба. Хуже того, неудачи в карьере стали мешать моей личной жизни. Я стал капризным, раздражительным и Магдалена, моя жена, много натерпелась в то время».

Ларссон признавался, что, если бы не своевременный переезд в Глазго, его брак мог быть разрушен, а карьера загублена.

«Я хотел убежать как можно быстрее, и, к счастью, у меня был выход. В моем контракте был пункт, который позволял мне уйти, если какой-то клуб заплатит больше, чем 600.000 фунтов. Я сказал своему агенту: «Вытащи меня отсюда!» Иногда я просто лежал в кровати и ждал, что телефон зазвонит и мой агент скажет, что меня ждут в великой команде.

Я просто боялся идти на тренировки, не хотел ехать на стадион в дни матчей, я даже возненавидел свой спортивный костюм».

Шведский нападающий каждый день по несколько часов разговаривал с женой о сложившейся ситуации и даже обратился к психоаналитику.

«И вот, настал один из самых радостных дней моей жизни. Телефон зазвонил, и мой агент Роб спросил: «Хенрик, что ты думаешь о «Селтике»? Я почувствовал, как мое сердце замерло. Сказать, что я был взволнован, было бы преуменьшением.

Главным ингредиентом этого торта был Вим Янсен, который как раз стал тренером «Селтика», и даже если бы я совсем ничего не знал об этом клубе, одного его слова было бы достаточно, чтобы я вылетел в Глазго».

Ларссон отправился в Шотландию, чтобы пройти необходимые медицинские проверки, но по возвращению в Роттердам его ликование сменилось отчаянием. «Фейеноорд» не собирался легко расставаться с талантливым игроком и намеренно задерживал трансфер, пока дело не было передано в суд.

«Я был очень зол. Они не только превращали мою жизнь в ад, но мешали мне, когда у меня был шанс уйти и перестроить свою карьеру. Я был уверен, что выиграю дело, однако поведение клуба казалось злобным и мелочным. «Фейеноорд» не был заинтересован в том, чтобы удержать меня, я думаю, они просто хотели получить больше, чем 600.000 фунтов и ждали, не предложит ли кто-нибудь сумму повыше.

Хоть это был скорее трибунал, чем настоящий суд, все было очень формально. Мне пришлось одеться в костюм и отвечать на вопросы. Было странно сидеть там, как преступнику, когда все, что я хотел сделать – просто играть в футбол, выполняя условия своего контракта. Я был уверен, что прав, но в глубине души всегда есть сомнения и страх, что произойдет какая-то ужасная несправедливость».

Реклама 18+

Нападающему пришлось посещать тренировки «Фейеноорда» в ожидании вердикта суда, и он признается, что это были одни из худших дней в его жизни.

«Мы проходили предсезонную подготовку, и утром команда делала пробежки и работала над фитнесом, а затем играла мини-матчи днем. Тренер не позволял мне играть. Я переодевался и сидел на скамейке, наблюдая за своими товарищами, игравшими в футбол.

Однажды я решил, что с меня хватит. Я подошел к тренеру и сказал: «Я просто не понимаю вас. Почему вы меня просто не отпустите, раз я настолько очевидно вам не нужен? Я хочу играть футбол, но вы меня не цените!» И тогда Ари Хан мне ответил, что давно сообщил клубу о своей радости по поводу моего ухода, но президент «Фейеноорда» не хотел, чтобы я уходил.

Возможно, я просто нравился Ван Ден Херику, хотя скорее всего, в клубе по-прежнему оставались люди, которые верили в меня. Но главной причиной все равно были деньги, эти 600.000 фунтов.

Через несколько дней я сидел перед телевизором в отеле, лениво переключал каналы и вдруг не поверил своим глазам. Я увидел телетекст: «Трибунал решил: Ларссон может уходить».

Швед, по его собственному признанию, тут же побежал прощаться с одноклубниками, потому что не хотел больше ни секунды оставаться в расположении роттердамского клуба.

«Футболисты знали, через что я проходил и хорошо ко мне относились. На сборах мы получали суточные на мелкие расходы – около 600 гульденов (180 фунтов), так что я отдал свои деньги парням, сказал, чтобы они выпили немного, пожал им руки и на этом все закончилось. Я ушел».

Уезжая из Роттердама, Ларссон был вынужден найти новый дом для своей собаки, а также, по собственному признанию, тяжело пережил разлуку с друзьями, однако быстро адаптировался и уже совсем скоро стал считать Глазго своим домом.

Шотландцы выложили за шведского нападающего 650.000 фунтов, но явно не прогадали: в 2008 году в опросе от Daily Mail болельщики поставили трансфер Хенрика Ларссона из «Фейеноорда» в «Селтик» на первое место среди лучших переходов футболистов из одного клуба в другой за всю историю футбола. На втором месте оказался Бергкамп («Интер» –> «Арсенал»), на третьем Кантона («Лидс» –> «МЮ»).

За семь сезонов, проведенных в «Селтике», Ларссон выиграл 8 трофеев и забил 242 гола в 315 матчах, получив от фанатов «кельтов» прозвище «Король Королей». Он пять раз становился лучшим бомбардиром шотландского чемпионата и получил европейскую «Золотую Бутсу». В 2004-м швед перешел в «Барселону», с которой завоевал Лигу чемпионов, а через три года провел 71 день в аренде в «Манчестер Юнайтед», и добавил в свою копилку титул чемпиона Англии.

Хенрик Ларссон до сих пор является лучшим бомбардиром Кубка УЕФА/Лиги Европы с 40 забитыми голами.  

–-

Телеграм-канал блога: