4 мин.

Сотникова - Ким: исторические параллели

Вот уже новый сезон наступил, совсем близко серия Гран-При - уже в эти выходные Скейт Америка. А пока решил воспользоваться возможностью и написать по заявкам читателей по самому волнующему фигурнокатательную общественность вопросу в 2014-м году.

Первое, на что любят указывать болельщики Юны Ким (преимущественно они, но не только) - это выросшие очень сильно баллы Сотниковой. Действительно, увеличение персонального ИСУ-рекорда (т.е. лучшего результата на международных стартах) по сумме двух программ на 22 балла (между Сочи-2014 и ЧЕ-2014) - это много.

Помимо этого, Аделина показывала 212 на национальном чемпионате - при всех усмешках над внутренним судейством, считаю эти баллы абсолютно справедливыми. Серьёзная ошибка была только одна - недокрут риттбергера в стартовом каскаде в произвольной программе и, как следствие, степ-аут. Возможно, там же она ещё недокрутила последнее вращение. Всё. За идеальную короткую она получила меньше, чем на Олимпиаде. Компоненты в произвольной - тоже меньше.

Но оставим, пускай 224-202=22. Такое впечатление, будто все забыли, что Юна Ким в Ванкувере улучшила свой рекорд в 210, установленный ею на трофее Эрика Бомпара, сразу на 18 баллов. Чуть меньше, но и Юна тогда была на два года старше Аделины в Сочи - соответственно, имела гораздо больше возможностей задрать личный рекорд на как можно более высокую планку, в виду чего 18 баллов прибавки смотрятся, как минимум, ничуть не менее резким ростом, чем 22 аделиных.

К слову, те 228 баллов до сих пор являются рекордом в женском катании, результат Сотниковой стал вторым. Однако сравнение некорректное, правила несколько изменились, несомненно в пересчёте на любой из двух вариантов Аделина стала бы первой.

Так, раньше тройные (включая двойной аксель) "гоились" без коэффициента, то есть +3 от всех судей равнялись трём же баллам надбавки, сейчас - 2,1 (коэффициент 0,7). Одно это уже съедает всю разницу.

Неудивительно, кстати, что пока женское катание процветало, мужское стремительно деградировало. Невысокая стоимость четверного прыжка вкупе с высоким риском ошибиться при его исполнении и возможностью получать высоченные надбавки и за тройные привела к появлению Лайсачека. Да и Чан уже готовился обыгрывать всех без четверных за счёт компонентов, о чём открыто заявлял ("зачем мне четверной?"), как правила поменяли, простимулировав спортсменов исполнять прыжки в четыре оборота. В частности, Чан выучил четверной тулуп.

Но вернёмся к сравнению наборов баллов в 2010-м и 2014-м годах в женском катании. Тогда, в 2010-м, в нём в короткой программе было на один оцениваемый элемент больше - последовательность спиралей. Со спиралями у Сотниковой полный порядок, умеет самые разные и очень хорошо, с идеальным балансом. Так что нет сомнений, что набирала бы на спиралях возможно даже больше всех и точно - на уровне всех лидеров.

Она же, последовательность спиралей, тогда была и в произвольной программе, ныне заменена хореографической, за которую столько же не наберёшь при всём желании и мастерстве. В общем, при нынешней системе Сотникова набрала практически максимум, который, если не начинать прыгать тройные аксели, находится на уровне 225-226 баллов. Это всё при по-настоящему качественном исполнении элементов и высоком уровне компонентности.

Также необходимо отметить, что Канада для Юны была почти домом, как Сочи для Аделины. Орсер в полной силе со своими связями на родной земле. При этом я не хочу сказать, что у кого-то где-то что-то накручено. Ну, может, два-три балла, и то не факт: когда всё сделано действительно хорошо, то можно оценивать по самому максимуму. Юна с Орсером к Ванкуверу разработали уникальные заходы практически на каждый прыжковый элемент, Аделина в Сочи показывала образец парения надо льдом, огромной высоты прыжки.

А техническую бригаду на женском турнире, кстати, и в Ванкувере возглавлял Александр Лакерник. И - ни одной пометки возле прыжков Юны за две Олимпиады. А ведь были поводы, которые, при малейшем желании, можно было использовать. И там, и там в произвольной программе были лёгкие недокруты на отдельных лутцах и не совсем ясные рёбра на флипах. Сотниковой, в свою очередь, вменяются неясное ребро на лутце и недокрут тулупа (всё - в первом каскаде в ПП). Так что корейским любителям фигурного катания грех жаловаться, Лакерник известен своей честностью, принципиальностью и последовательностью.

К тому же все эти недокруты, вероятно (транспортир не брал, чтобы утверждать наверняка), были менее четверти оборота, что не ставится. И правильно всё сделал Александр Рафаилович со своими бригадами, к чему все эти мелочные придирки к прекрасным прокатам? Не стоят и обсуждения особого, когда можно просто наслажадаться прекрасным.