6 мин.

Месть за петарду. «Зенит» продолжает разваливать «Динамо»

Федор Погорелов – о том, как трансфер Кокорина и Жиркова выглядит из Петербурга.

30 января, поздно вечером, пытаясь привлечь минимум внимания к этой новости, официальный сайт «Зенита» прошептал: да, то, чего вы так боялись, случилось. Мало того, что Юрий Жирков перешел до лета, так еще и не один, а под ручку с Александром Кокориным. Все это случилось накануне дня рождения патрона «Зенита» Алексея Миллера. Совпадение? Все воскресенье кадры из фильма «Игрушка» с Пьером Ришаром настойчиво лезли мне в голову, а я по мере сил пытался убедить себя: все проходит, и это пройдет. Получалось так себе.

Все воскресенье в интернете петербургских болельщиков доминировал один вопрос – из школьной программы, из Чернышевского. Мнения разделились. Кто-то в режиме «ручки вправо, педаль газа в пол» сдавал абонемент в аренду и клялся смотреть матчи «Зенита» только по телевизору. Кто-то писал, что теперь, как и в армии, счет матчей будет узнавать из газет. Кто-то призывал потерпеть: с Быстровым проглотили, и тут рассосется. На мой вкус, мудрее всего высказался мой знакомый Петр, с которым мы когда-то летали в Ливерпуль на матч с «Эвертоном»: «Ну как сдавать абонемент, вы чего. У меня сын только стал футболистов по номерам различать. И что, теперь сказать ему – это папа ошибался, ерунда этот «Зенит», доставай машинки, будем в них играть?» У меня в сентябре 4-летняя дочка впервые сходила на «Петровский» и стала симпатизировать Дзюбе. Я прекрасно понимаю, что имеет в виду Петр. И от того, ощущение тотальной беспомощности, растерянности, непонимания, что делать дальше, так сильно бьет под дых этой февральской оттепелью.

Повороты дискуссии понятны: после перехода Дзюбы ничего не страшно. Ортодоксы указывали, что Кокорин – это уже перебор. Мы с коллегами шутили: первый домашний матч «Зенита» на «Петровском» в 2016 году, новый диктор (взамен Константина Анисимова) обращается к трибунам:

«Номер 22. Артем...», – стадион отвечает: «Буэээ».

«Номер 14. Артур...», – стадион отвечает «Буэээ».

«Номер 81. Юрий...», – «Буэээ».

«Номер 9. Александр...», – стадион тошнит.

«Объединенный фанатский вираж, поддержим любимую команду!» Чистый Хармс.

Для тех, кто вдруг не в курсе: неприязнь между болельщиками «Динамо» и «Зенита» началась в 2000 году. Гости из Москвы совершили некрасивый по околофутбольным меркам поступок, напав на обычных болельщиков, не хулиганов. 15-летний Виталий Петухов тогда впервые отправился на «Петровский», но не дошел: группа хулиганов «Динамо» напала на мирных пешеходов, Виталий погиб от удара железного прута.

Не нужно забывать о том, что еще до перехода в «Зенит» всех этих классных ребят «Петровский» осенью стремительно пустел. Домашние ничьи с «Уфой» и «Мордовией», чего у ж там, не возбуждали; проливные дожди и отрицательные температуры тоже сказались, и, в общем, Андре Виллаш-Боаш с игроками сделали серьезный вклад в популяризацию футбола среди ленинградцев. Посещаемость упала до рекордного минимума – по моим ощущениям, явка была сопоставима с отрезком Бориса Раппопорта на финише сезона-2002: 12 матчей без побед. Полупустой стадион в конце 2015 года – факт, и не думаю, что Кокорин с Жирковым заманят петербургских болельщиков на трибуны.

Глупо отрицать, что в этих переходах есть футбольная логика. И дело даже не в тактике, схеме, идеологии. Напомню, что до недавнего времени «Зенит» придерживался мудрого трансферного принципа не покупать игроков старше 25 лет – Юра, привет. Российские клубы вывели из зоны комфорта, нам на заседании общественного совета при президенте России сообщили, что время менять имена, а сам Миллер потребовал на камеру ужесточения лимита. Вот в условиях нового лимита клубы и живут. А лимит в следующем сезоне будет только ужесточаться. Раньше «Зенит» при курсе евро в 40 рублей покупал за 40 миллионов евро Витцеля и за 40 миллионов евро же Халка. При курсе евро в 80 рублей и новом лимите «Зенит» покупает Жиркова и Кокорина. Совпадение? Не уверен. Зато уверен, что кто-то старший решил, что российскому футболу понадобился базовый клуб сборной. Точнее, два: в ЦСКА с главным тренером сборной работает оборона, в «Зените» – атака. Все верно, не хватает только триумвирата тренеров.

Но раз уж мы оказались в пространстве футбольной логики, то я не могу понять, как будет выглядеть группа атаки «Зенита» после этой трансферной кампании. Наличие в «Зените» Дзюбы и Кокорина подразумевает изменение игровой схемы: ни Кокорин, ни Дзюба давно не играют player-in-a-hole, в оттяжке – оба ярко выраженные нападающие. Несомненно, габариты не позволяют ровнять Артема и Сашу, но амплуа у ребят однозначное – «нападающий», и честно говоря, не вижу, как они могут оказаться на поле, кроме как в парадигме 4-4-2. Эта схема, во-первых, чересчур старорежимна, а, во-вторых, с учетом требований современного футбола и ожиданий от функции крайних защитников, требует полной перестройки обороны и центра поля. Внимание, дополнительный вопрос: кто будет этим заниматься? Боаш уходит в мае, и пока абсолютно непонятно, кто возьмется за перезапуск «Зенита» летом. Отдельно отмечу, что приход Кокорина с футбольной точки зрения означает в том числе и то, что Александр Кержаков из «Цюриха» в «Зенит» не вернется. И это так жутко, что вообще непонятно, как ждать футбола в 2016 году.

Несомненно, эта зима – исторический момент. «Зенит» с 2003 года, когда после проигрыша в Элисте Властимил Петржела ввел в основной состав Игоря Денисова, Владимира Быстрова, Олега Власова, Андрея Николаева, Дмитрия Макарова, был русской командой. Решали троицей Аршавин, Кержаков, Малафеев. Приходили Бухаров и Семак. Затем все резко переменилось: «Зенит» для победы в Лиге Чемпионов купил Халка и Витцеля, Игорь Денисов не вышел на поле в Самаре, требуя «уважения». То есть той зарплаты, которую он сейчас продолжает получать в «Динамо» – 4 миллиона евро. Мне тогда один ветеран-легионер удивленно говорил: «Эээ, чего творится-то? «Зенит» всегда был командой, где решал русский костяк. Зачем эти перемены?» Несомненно, 2016 год «Зенит» начинает как команда, где решает в основном русский костяк. Банда наемников, которая была главной на вечеринке в предыдущем сезоне, утратила свои позиции. В контрольном матче против «Брондбю» у Данни не было капитанской повязки!

И хочется найти этой елабуге какое-то рациональное объяснение. Нахожу одно: месть за глупое техническое поражение имени Николая Толстых, когда громкая петарда «Корсар» ослепила Антона Шунина. Насколько я знаю, он в том эпизоде симулировал. Как вы помните, «Зенит» в тот момент заявил о готовности перейти в чемпионат Севастополя, новостная лента «НТВ-Плюс» неожиданно сообщила об отставке Толстых с поста президента РФС. Но в итоге с «Зенита» сняли три очка. А теперь подведем итог итогу: «Зенит» стащил у «Динамо» главную молодую звезду Ивана Соловьева. Потом в Петербург переехал Артур Юсупов. Теперь – Жирков с Кокориным. Четверо за три года? Совпадение? Ну-ну.

До встречи на «Петровском».

Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов; РИА Новости/Алексей Даничев, Юрий Сомов