7 мин.

«Усманов – такой добрый человек, что, может, простит долг». Исполком не смог уволить Капелло

Владислав Воронин и Кирилл Благов передают из Дома футбола.

Парковка перед Домом футбола была переполнена. Черный «мерседес» и джип с охраной остановились прямо у выхода из здания. К дверям подошли двое крепких мужчин в форме с полицейскими шевронами, и через минуту на улицу вышел Сулейман Керимов. Без комментариев.

Первым, кто хоть что-то рассказал о заседании исполкома, оказался председатель комитета массового футбола и программ развития РФС Виктор Озеров.

– Принято решение о назначении нового главного тренера сборной, – сказал он, садясь в машину. – Но, к сожалению, у исполкома по уставу нет полномочий для расторжения контракта.

Евгений Гинер также не сказал ничего конкретного. Позже выяснилось, что президент ЦСКА на должность тренера сборной предложил Валерия Непомнящего. Сергей Галицкий был краток: «Извините». Ольга Смородская уехала с Таганки незаметно.

Продуктивнее всех день провел Александр Дюков. «Зенит-2» теперь будет играть в ФНЛ, но от комментариев президент питерского клуба отказался. Объяснять, как такое стало возможным, пришлось главе Московской федерации футбола Сергею Анохину.

– На самом деле это один из самых важных и правильных вопросов, рассмотренных сегодня на исполкоме, – объяснял Анохин. – Развитие детско-юношеского и молодежного футбола – важный фактор, и Дюков доказал, что «Зениту-2» важно и нужно играть в первенстве ФНЛ. Большинство членов исполкома поддержало его просьбу. Хотя Игорь Ефремов был резко против. Но приняли такое решение – я считаю, правильно.

- Но они стали вторыми. Как же спортивный принцип?

– Да, они стали вторыми, а моя любимая команда, «Строгино», их немного не догнала. Но, к сожалению, у «Строгино» нет финансовой возможности участвовать в первенстве ФНЛ, хотя клуб очень хочет. А «Зенит-2» имеет. На самом деле у нас не до жиру. Так что если есть хорошие ребята, желающие участвовать в первенстве ФНЛ, наверное, лучше им пока разрешить. Потому что посмотрите, что происходит в российском футболе.

- Вам не кажется странным, что вчера на общем собрании ФНЛ этого решения не было, а сегодня приехал Дюков и все решил?

– На самом деле не давление Дюкова было решающим, а просто здравая мысль членов исполкома. Я лично эту инициативу поддерживаю. Сегодня был важный исполком для развития детско-юношеского футбола.

- Дюков может приехать и сказать: «Давайте сделаем «Зенит» чемпионом для развития российского футбола».

– Вы же понимаете, что такого не будет. К сожалению, сейчас российский футбол, особенно детско-юношеский, не на самом высоком уровне. По моему мнению, вторая лига и ПФЛ себя уже исчерпали, потому что эта лига работает по законам, которые были приняты в 92 году Николаем Александровичем Толстых . Сейчас все совсем по-другому, футбол меняется. Лигу нужно максимально реформировать.

- Так как убеждает Дюков?

– Спросите у него.

- Он отказался говорить.

– От «Зенита» поступило обращение в исполком с просьбой принять «Зенит-2» в ФНЛ. Аргументы простые. Игроки «Зенита-2» уже переросли вторую лигу, а в РФПЛ еще не готовы играть. Либо им придется искать команды, где они будут сидеть на скамейке запасных, либо они будут играть единой командой и пополнять ряды юношеской, молодежной и, может быть, первой сборной. Аргументы восприняты, и это не личная заслуга Дюкова, а грамотное, осознанное решение всех членов исполкома. Я это так воспринимаю.

Никита Симонян выглядел так напряженно, словно ему предстояло озвучить решение государственной важности. Он отказался присесть, уперся руками в край стола и начал свой доклад стоя. Но оказалось, что особых новостей у него нет. Руководители топ-клубов и члены Совета Федерации совещались целых четыре часа, но в вопросе отставки Капелло просто топтались на месте. Никаких решений – время было потрачено впустую.

– На сегодняшний день Капелло не снят. С ним произведены абсолютно все расчеты по зарплате, а дальше будем вести переговоры по поводу продолжения работы или расставания, – доложил Симонян.

Исполняющий обязанности президента РФС очень перестраховывался, все время боялся выдать излишне резкую формулировку, и в какой-то момент показалось, что ему даже жаль загнобленного Капелло. Сначала он похвалил итальянца за то, что тот «исколесил полстраны и жил в квартире, а не в отеле, как другие», а потом и вовсе переложил ответственность на игроков, предложив им извиниться перед болельщиками, как сделали поляки на переполненной площади во время Евро-2012.

– Почему команда так играла с Австрией – убей меня, понять не могу, – возмущался Симонян. – Говорят, не так подготовил тренер. Но игроки начали подготовку в феврале, было 12 матчей чемпионата – этого что, недостаточно, чтобы они были в хороших кондициях? Добавь сам тогда. Необъяснимо, почему команда играла так вяло.

Говоря о футболистах, Симонян не мог сдержаться и вскипал. Он вспоминал сборную СССР при Лобановском, когда игроки жаловались на слишком высокие нагрузки. Тогда Симонян зашел в тренерскую на базе в Новогорске, чтобы попросить о поблажках, но поменял мнение, услышав ответ («Только на базе высокой и волевой подготовки мы можем противостоять сильным европейским командам»). Симонян сделал простой вывод из этой истории: «Если сравнивать игроков того времени и сегодняшних, я отдам предпочтение тем».

Больше всех досталось Александру Кокорину, который не попал в список 33 лучших игроков чемпионата России.

– Тут нет основного форварда сборной. Это вообще нормально? – Симонян тряхнул белым листом А4. – Про Кокорина мне Капелло два года назад говорил, что это большой талант. Но талант свой надо реализовывать, развивать, а у него наоборот. Говорят, что игроки получают большие гонорары и потому не хотят уезжать в Европу, но это не так. Просто их по игровым качествам не приглашают в ведущие клубы.

Больше всего членам исполкома не нравилось обсуждать деньги. И когда дело касалось крупных обязательств, все надеялись на какие-то уступки, доброту людей и подарки. Например, Симонян понадеялся на то, что Алишер Усманов не станет требовать назад 400 миллионов рублей, выделенные РФС на зарплату Капелло в феврале: «Думаю, Алишер Усманов – такой добрый человек, что, может, простит долг».

Сергей Анохин, в свою очередь, верил в бескорыстность Капелло: «Мы думаем, что человек он вменяемый и попросит адекватную сумму, а не всю. Надо где-то на 10 миллионов евро договариваться, а не на 20».

При этом РФС так и не смог пояснить, каким образом контракт был подписан исключительно на условиях Капелло, без всякой защиты интересов российской стороны. И.о. президента только раскрыл маленькую тайну о переговорах в 2012 году: «Зарплату называл сам Капелло. Вопрос был в том, принимаем мы ее или нет».

На фразы в духе «безответственные условия» Симонян отвечал глубоким выдохом и обещанием все исправить.

– Со следующим контрактом будет пункт о том, что если не решил задачу — до свидания, без компенсации.

– Но кто-то же должен ответить за этот контракт?

– Кто? Толстых? Если вас приняли в газету, а вы плохо работаете, ваш руководитель должен ответить за то, что вас принял?

Ответ Симоняна был пространным, и в зале заикнулись о «недееспособности исполкома», который не может принять решение. Александр Мирзоян в ответ нервно спросил у журналиста, доктор ли он, чтобы ставить такие диагнозы. Спор затих.

Несмотря на то, что формально Капелло остается тренером сборной, никто не стеснялся признавать, что Фабио точно не доработает до конца контракта. Евгений Гинер предложил уже сейчас назначить Валерия Непомнящего, Сергей Анохин продвигал кандидатуру своего друга Николая Писарева, а Симонян назвал сразу четверку претендентов – Бородюк, Слуцкий, Семин, Кононов.

– Наша тенденция – со сборной должен работать российский тренер. Со следующего цикла – точно, – рассуждал Симонян. – Что сейчас? Капелло еще имеет шанс решить задачу. А если сейчас уволим и команда не выйдет на Евро, он сможет сказать: «Вы меня отстранили, команда не вышла, а я бы ее довел до турнира. Логично? Логично».

В общем, вокруг полный хаос, никто ничего не знает. Как и всегда в российском футболе.

Фото: Global Look Press/Dmitry Golubovich/Russian Look