16 мин.

15 вещей, которые нужно сделать «Локомотиву», чтобы стать интересным клубом

Я могу ошибаться в каждом пункте, как часто ошибаются те, кто приходит на Sports.ru, что-то советует, но не знает наших внутренностей, и поэтому ошибается. Я могу ошибаться, потому что я чего-то не вижу, предлагаю ввести, а оно есть. Но это значит – мне плохо рассказывают, а это тоже надо менять.

На Sports.ru мы всегда объясняем, почему некоторые вещи сделать нельзя, почему на некоторые хорошие штуки мы просто не можем себе позволить потратить время разработки и деньги. Мы говорим со всеми, мы объясняем.

К нам люди ходят получать бесплатное удовольствие. Часто они бывают недовольны тем, что мы смеем за это их бесплатное удовольствие зарабатывать на рекламе. Клуб удовольствие продает за деньги, так что там и спрос серьезнее.

Вещи, которые легко сделать

1. Снизить цены на билеты, заполнить стадион.

Нет ничего важнее и интереснее заполненного стадиона. Пока стадион пустует и запоминается нам своими унылыми оранжевыми креслами на каждом матче, ничего хорошего не будет.

Стадион вмещает 29 тысяч, чтобы собрать такую аудиторию 15 раз в год, надо иметь примерно 100 тысяч стадионных болельщиков, готовых сходить на стадион пару-тройку раз в год. Их надо постепенно собрать и держать на связи – в соцсетях, в приложении, на сайте, в электронной почте.

Первым делом надо заполнить южную трибуну и делать это на каждом матче. Не собирать шесть тысяч самых активных на каждом матче – срам. С ними надо снова начать сотрудничать: помочь с набором, с перфомансами, чтобы у команды была громкая поддержка, а у зрителей красота. Ничего не требовать в ответ. Пусть делают шоу. Пусть будет свобода слова.

Цены надо снизить. Уже видно, что с нынешними ценами никто не ходит на стадион, значит, надо снижать.

2. Для заполнения стадиона надо начать нормально работать с болельщиками.

Навести порядок со всем, что продается за деньги. Особенно за большие деньги. Когда человек покупает абонемент в даймонд за 108 тысяч, а ему не дают шведский стол, а рядом курят – это плохо.

Работать с юными болельщиками. Пришедшие на стадион в детстве должны оставаться тут навсегда. За три-четыре года их вырастет столько, что придется заполнять ими вторую южную трибуну. Очень важно их не терять.

Познакомиться со всеми, кто сидит на юге, приставить к ним новых людей-помощников, которые будут знать все проблемы, будут посредниками в переговорах с милицией и клубом. Стать друзьями, но не для того, чтобы затыкать рот, а чтобы иногда просить болельщиков о чем-то – не материться, к примеру.

Хотя бы раз попробовать все приемы, которые используют на американских стадионах – от камеры с поцелуем, до супербуллита с машиной на кону. Вам машины за сезон жалко? Попросите у спонсоров. Или пусть футболисты скинутся.

Завести какие-то традиции для начала и конца матча. Команда может проиграть, но это не повод отменять праздник, потому что клуб зарабатывает на празднике. Пусть вся команда перед матчем и после матча ходит благодарить все трибуны подряд. Пусть все футболисты отдают после каждого матча все свои футболки болельщикам. Пусть танцуют хаку или танец веселых железнодорожников.

Важно, чтобы зрители знали – они приходят на стадион за два часа до матча, им есть чем заняться, тут их место, тут их друзья, тут можно потратить денег. Их команда не обязательно победит, но обязательно уделит им внимание, и обязательно сыграет в жесткий футбол, которым можно будет гордиться.

3. Навести на стадионе порядок, продавать нормальную еду, протереть сиденья.

Выбросить с территории кафешки с пластиковыми стульями, привести сетевые кафе с теплыми и мягкими сиденьями. Пусть в кафешках будет нормальная еда. Пусть посуда будет постоянной, а не пластиковой. Пусть тут будут телевизоры со звуком.

Все торговые точки на стадионе отдать сетям, причем разным, чтобы у нас был выбор. Уменьшить очереди, потому что сейчас в них не хочется вставать – простоишь весь перерыв, а получишь чай в пакетике и плохой бутерброд. Устроить доставку еды на места. Заказ из приложения. (это космос, я в это не верю)

Пусть все продается отдельно. Если я хочу только кофе, то пусть где-то в стороне стоит парень с кофемашиной и без бутербродов. В городе миллион выездных кофемашин, которые с радостью тут поработают.

Почему сиденья на стадионе никогда не протирают? Почему не продаются дешево какие-то бумажные, пластиковые, тряпичные накидки на сиденья, которые я мог бы прямо перед матчем купить у сектора? Если я не беру с собой пакет, то мне сразу грязно, мокро и холодно.

Сделать обвес стадиона, чтобы не дуло и было красиво, сменить сиденья, их цвет, повесить тепловые лампы над головами.

Окей, стадион у нас теперь не самый новый, но можно же его хоть иногда обновлять, почему он 12 лет стоит в одном и том же виде и медленно устаревает? Сколько можно смотреть на пустые оранжевые кресла?

Сделать электронные турникеты. На дворе 2014 год, вы уже десять лет назад поставили заготовки под электронную начинку, да так и забросили.

Навести порядок на территории стадиона. Отремонтировать все.

Вы видели, как сейчас ремонтируют весь город? Где больше всего гуляют? Видели парки? Сделайте из территории нормальный парк. Приучите весь район гулять тут каждый день, выгуливать собак и детей. К мирным жителям иногда пусть подходят вербовщики – рассказывают о счастливых стадионных болельщиках, продают билеты, устанавливают приложения клуба. Все это тоже работа с той сотней тысяч потенциальных стадионных болельщиков.

4. Научиться продавать электронные билеты.

Заберите наши деньги, сколько можно от них отказываться? Если сайт клуба вдруг предложит мне купить билет, я могу купить его на импульсе, даже если раньше не собирался или откладывал. Почему вы упускаете шанс обобрать меня? Почему нет абонементов на три игры? Почему нет абонементов на половину сезона, на игры только с московскими клубами? Почему вы не продаете билеты на верхний ярус? Многие любят смотреть именно оттуда.

Сейчас сайт предлагает жлектронные билеты нехотя и на каком-то сайте партнеров. Такой билет придется еще и менять на что-то в кассе – это не электронный билет. Нет.

5. Закончить репрессии, работать только добром и переговорами.

Краснодаром и Казанью доказано, что добро работает лучше репрессий. Люди, которых встретили добром, которым дали удобства, не будут гадить. Ну а если нагадят, то можно убрать. На этот случай есть камеры и наказания для виновников.

Все дипломатические силы бросить на то, чтобы разогнать милицию. Хуже милиции вокруг стадиона в день матча нет вообще ничего. В метро милиция, на выходе солдаты, вокруг – их грязные автобусы, хмурые лица, цепи, ограждения.

Пусть все спрячутся. Пусть на площади стоят только стюарды в красивой яркой одежде (стирайте им ее и иногда меняйте на новую). Пусть милиция стоит только в одном месте – где после входа на стадион проверяют сумки. Все.

Отмените проверку на входе на трибуны (проверить билеты можно при входе на сектор), пусть люди просто заходят и гуляют по стадиону кругами. Стадион – это вообще очень интересно, он не должен быть перегорожен.

Отмените порядок выхода с трибун – это главный срам, особенно на холоде. Не все ездят на матч на метро. Те, кто ездит на метро, может не хотеть в него #прямосейчас, он может хотеть прогуляться. Все остальные могут хотеть в машину.

Просто огранизуйте три потока, которые идут к метро разными длинными путями. Эти потоки милиция может останавливать у самого входа в метро, когда им покажется, что возникает давка. А всех остальных людей отпустите на стоянки, на троллейбусы, автобусы, пешком на Преображенку, пешком домой. Если я живу на Семеновской, то какого черта я стою на морозе час после матча? Я отдал вам полторы тысячи рублей, а меня какие-то странные люди в грязной форме ограничивают. Разве кто-то хочет платить за ограничения?

Пусть будет парковка, которую можно оплатить не только в кассе. Пусть она будет привязана к билету. Пусть о ней можно будет узнать не только на сайте.

Продавайте в первую очередь билеты на нижний ярус востока и севера. Это те места, которые постоянно видны в трансляциях. Если на каждом матче телеболельщики видят пустые места, они не хотят приходить. Зрители должны видеть ажиотаж, борьбу за место, переполненные трибуны и фурор. Всем хочется быть частью фурора. Никому не хочется на пустой стадион с пустыми оранжевыми креслами за воротами.

6. Сделать нормальный сайт.

Красота в таком виде уже не нужна, выпуклые сайты, промежуточные страницы, сто лишних кликов – все это отменило время и эппл. Пусть сайт развлекает, потому что продать можно только развлечение.

От вас людям могут быть интересны только те новости, которых болельщики не найдут на спортивных сайтах и на сайтах болельщиков.

Очень круто смотрят фоточки, но не с игр, а из жизни, с тренировок, из раздевалки, с отдыха. Нельзя во времена инстаграма давать галерею из 27 скучных фоток с матча и этим ограничиваться.

Официальные заявления, которые никто не может обсудить в комментариях? К вашим словам будут относиться серьезно, когда вы будете открытыми, когда вы сами о себе научитесь рассказывать так интересно, что слухи станут не нужны. Для этого нужен сайт с комментариями. Если вы делаете заявления, а всем вокруг заткнули рот – вас не слушают, над вами смеются.

Без общения сайт не имеет никакой ценности.

Ну и на сайте каждый должен в первую очередь видеть возможность купить билет. Прямо тут, электронный билет, электронные деньги, все варианты, письмо только для страховки, никакой распечатки, код с экрана телефона. Если у кого-то нет телефона с экраном – распечатка, ок.

Мы не считаем билеты, которые надо обменивать на что-то в кассе электронными.

7. Сделать нормальное приложение.

Что болельщику может быть нужно в приложении клуба?

Он точно должен увидеть там ближайшую игру и суметь купить билет, который не надо будет распечатывать. Как билет на аэроэкспресс, который я могу купить перед воротами аэроэкспресса, а потом просто приложить телефон к турникету и пройти.

В приложении болельщик может захотеть общаться. Чтобы не писать о команде в ФБ или ВК, а писать в приложение клуба. Заливать в приложение собственные фотки с матча. Узнавать о том, что на стадионе продается, сколько мест на парковках осталось.

Чат во время матча был бы одним из лучших изобретений.

8. Сделать доступный бесплатный интернет на стадионе.

Пусть фанаты устроят акцию против него и за настоящий футбол. Это уже будет хоть какая-то жизнь, а не мертвечина.

Когда человек со стадиона свободно ходит в соцсети, он не оторван от привычной жизни. А в привычной жизни сейчас всем важно быть на связи. Болельщику должно быть привычно, за ним надо ухаживать. Мы хотим, чтобы он платил.

Когда несколько тысяч человек одновременно пишут что-то прямо с матча – это лучшая реклама. Бесплатная реклама всего, что можно получить на стадионе. Бесплатная вербовка новых стадионных болельщиков. Регулярное внимание тех, кто болеет урывками и ходит на стадион пару раз за сезон. Человек не забудет о том, что клуб существует, что надо сходить на матч. Друзья создадут фон.

9. Научиться работать с негативом. Завести самоиронию. Стать развлечением.

Нельзя молчать. Вы постоянно молчите, по всем поводам. Потом вам приходится делать какие-то опровержения на официальном сайте. Но их тоже читают не у вас, а на спортс, потому что у вас их нельзя обсудить.

Если постоянно рассказывать о том, что происходит в клубе. Если говорить е глупости какие-то и не отрицать очевидное, если признавать ошибки, то можно убрать все слухи.

Негатив можно превращать в мемы. Болельщиков зовут девочками – нанять отряд голых девочек и поставить по паре у каждого сектора, особенно у гостевых.

Смородскую зовут императрицей – построить ей специальную сцену, надеть на голову венок, а на поле в перерыве или перед матчем устроить соревнования колесниц и гладиаторов. Гладиаторам надеть свиные головы и переехать их паровозом с лицом Бышовца.

Когда «Ред Булл» еще не лидировал в чемпионате Ф1, он уже наряжал механиков в костюмы штурмовиков из «Звездных войн». Заставьте всех вокруг говорить о себе, потому что это интересно, а не скандально.

10. Научиться нормально работать с соцсетями и рассылками.

У вас есть мой адрес. На сайте есть рассказ о том, что у вас есть база болельщиков. Раз в месяц или чуть реже вы присылаете мне что-то про распродажи в магазине. Но я не трачу на это деньги. Я бы на другое потратил, но вы этого не продаете.

Когда я не стал покупать абонемент на новый сезон, вы не написали мне, не позвонили, не спросили – а почему? А не хотите скидку? А давайте мы сделаем отсрочку и не будем никому продавать ваше место, где вы сидели семь лет? А давайте мы дадим вам накидку, подушку, и на стуле сделаем гравировку? И вообще будем каждому, кто хотя бы три сезона просидел на одном месте, менять кресло на золотое, устраивать перед матчем церемонию, писать на стуле имя большими буквами.

Вы несколько раз пытались продать мне какие-то вещи из магазина, но ни разу в вашей рассылке не рассказали о развлечениях, которые меня ждут на стадионе в день матча. Не предложили кликнуть и сразу купить билет.

У всех соцсетей клуба должно быть только две цели: привести меня на стадион и продать мне все возможное. Все остальное нужно для помощи продажам. Если мне дают почитать нарезку из интервью Павлюченко, то он тут же должен мне что-то продать.

Пока мне дают фоточки, интервью, скучные новости – без всякой цели, просто для галочки.

Я подписан на клубный Фб, я мог бы каждый день не напрягаясь узнавать о том, что я могу купить вип на один матч и забронировать парковку, о том, что могу Дюрицу позвать на корпоратив. Но я там об этом не узнаю.

11. Как можно больше общаться со всеми.

Это нужно клубу – чтобы о нем знали то, что он хочет знать. Специальный живой человек должен каждый день везде обо всем рассказывать. Постоянно отвечать на одни и те же вопросы, потому что одни и те же вопросы часто возникают у разных людей.

Пусть этот человек будет в курсе вообще всех клубных событий, чтобы ни один из вопросов не мог поставить его в тупик, чтобы он мог решить любую проблему того, кто спрашивает.

Этот же человек должен общаться с болельщиками не только на сайте клуба и в его соцсетях, но и во всем интернете.

Пусть он идет на их фанатские сайты, пусть он отвечает в комментариях на всех Sports.ru. Если он не говорит там, то за клуб говорят недовольные клубом комментаторы, и каждый день создают негативный фон.

Вещи, которые трудно сделать

12. Создать атмосферу, завести традиции.

Хотя бы три-четыре года пожить стабильно, не меняя всех правил каждые полгода. Не меняя всех, кто работает в клубе, не меняя тренера. Но и не уходя в крайность. Если на стадион ходит 7 тыщ человек, то кого-то точно надо сменить.

Сделать так, чтобы тренер, игроки и руководство не говорили в интервью противоположные вещи. Вообще сделать так, чтобы от клуба шла хоть какая-то интересная информация постоянно. Опровержение слухов – неинтересная информация.

Всегда и везде помнить о тех, кто играл и работал тут раньше. Всем и везде рассказывать об этом и никогда и ни при каких обстоятельствах не говорить плохо о своих бывших, только хвалить. Как с бывшими девочками.

Назвать все трибуны стадиона в честь кого-то из бывших футболистов и тренеров. Можно и отдельные сектора назвать чьим-то именем, а имена все определить голосованием тех, кто сидит на секторе часто, или ходит по абонементу. Иногда звать на сектор героя, укреплять связи и увеличивать доверие.

Из всех, кто когда-то играл в клубе или тренировал его, делать богов и суперзвезд. Гордиться ими и постоянно везде о них рассказывать.

Превратить все подтрибунные помещения в музей. Пусть там все будет заклеено фотками, историями, шарфами, флагами. Волонтеры найдутся и помогут.

13. Терпеть, быть вместе.

Если все стараются, если все хотя бы показывают, что они всегда в борьбе, если футболисты заводят трибуны, устраивают навал в конце, бьются до крови, выходят с перебинтованными бошками, то пусть даже проигрывают – люди все равно придут снова.

Всем же достаточно порадоваться голу, началу матча, паре мощных атак, борьбе, драке.

Если после каждой неудачи не появляются слухи о том, что тренера уволят, а всех футболистов продадут, если вместо этого президент или любой другой человек, который может веско говорить от имени клуба, хвалит всех за самоотдачу, обещает тренеру спокойную работу, если он не врет много лет, то у клуба появляется атмосфера.

Болельщики нагнетают позитив, поддерживают команду. Они гордятся тем, что переживают вместе с командой трудные времена.

Терпеть вместе – это хорошая трата времени перед следующим чемпионством.

14. Придумать идеологию.

Разве есть сейчас у клуба какая-то идеология? Нет, я не знаю о ней. Есть опровержения того, что мы пятое колесо. Иногда еще вспоминают девочек и проводниц. Опровержения всего этого – не идеология.

Можно стать дикими железнодорожниками. Просто постоянно всем об этом рассказывать и демонстрировать это. Пусть будет кровь и мясо в каждом матче, пусть будут драки, красные карточки. Пусть все это будет частью шоу.

Почему? Чего вообще болельщики постоянно, каждый день требуют от футболистов? Чтобы они выкладывались, чтобы они умирали. За это всех и сразу уважают. Пусть это станет заметно. У Краснодара есть красивая игра, им плевать на место, а у нас пусть будет настоящий мужской футбол. С диким обязательным навалом в конце, с лежанием на поле после матча.

Ну и к этому уже добавить обязательные ритуалы. Команду с тренером, которая как-то заряжается перед игрой у фанатской трибуны. Тренера и вообще всех футболистов, которые минут пять после матча проводят у трибун – бросают потные футболки, кричат что-то, хлопают, благодарят. Даже после самых позорных поражений.

Пусть все, кто пришел на стадион знают: им гарантирован дикий футбол, полная отдача, общение с футболистами, вонючие футболки, навал в конце, счастье.

Вещи, которые невозможно сделать

15. Завести селекцию. Сменить руководство, которое растеряло болельщиков и думает о заговорах.

Мне кажется, что это очень интересно – работать над любым из этих пунктов. Смотреть, как все меняется, как все растет.

Комон.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; Коммерсантъ/Дмитрий Коротаев