5 мин.

Делиjе. Быть, а не казаться (часть 1)

Проект «Закулисные заметки» начинает повествование о Делиjе – одном из самых легендарных хулиганских формирований в истории сербского и мирового околофутбола.

http://cs9768.vk.me/u4466501/135630436/y_2760a911.jpg

Спортивное общество югославской молодёжи «Црвена Звезда» образовалось 4 марта 1945 года. Оно представляло собой объединение клубов семи видов спорта, включая футбол. Почти сразу же на клубном стадионе образовалась группа болельщиков численностью порядка 100 человек, которые стали организованно поддерживать свою команду. Набирая ход в недавно организовавшемся национальном чемпионате, клуб заручился наиболее массивной поддержкой в Югославии, поскольку «звездашей» принято считать «народным» клубом. Подобному отношению способствовал тот факт, что общество «Црвена Звезда», как и футбольный клуб, не имело связей с какой-либо госструктурой, а потому люди, не имеющие симпатий к режиму Тито, тянулись к этому клубу сродни металлу, который пребывает под воздействием магнитного поля. В начале 50-х, когда «црвено-бели» стали чемпионами первенства Югославии и трижды выиграли Кубок страны, их саппорт обрёл звуковой и визуальный эффекты в виде флагов красно-белой гаммы и дудок, с которыми болельщики шли на футбол.

В том же 1945 году наивысшими офицерскими чинами Югославской Народной Армии было основано другое спортивное общество – «Партизан». Противостояние этих клубов, которое позже было названо «Вечным дерби», разделило на две части не только Белград, но и Югославию в целом. Каждое их противостояние для Белграда сродни футбольному празднику, который, правда празднуется целых два раза в течении одного сезона. На двоих эти клубы имеют 30 побед в национальном чемпионате (19:11 в пользу «Звезды» — прим. автора), а также соперничают в любом из видов спорта, будь то волейбол, баскетбол или даже водное поло. 

Принципиальности в соперничество «Црвены Звезды» и «Партизана» добавляет также тот факт, что стадионы обоих клубов находятся в одном и том же районе Белграда. Этим обусловлены частые столкновения между собой «звездашей» и «гробарей» (прозвище фанатов «Партизана», с 1970 – название их главной фирмы — прим. автора). Данное наименование, которое переводится как «могильщики», последние получили за чёрно-белые цвета формы, в то время как югославское законодательство разрешало использование лишь красного, белого и синего цветов. Данный биколор «црно-бели» переняли у «Ювентуса», который они обыграли в товарищеской игре в рамках турне по Латинской Америке.

http://cs315820.vk.me/v315820151/9965/YGjJoRKy8TQ.jpg

Время шло, «Црвена Звезда» приобретала всё больше фанатов, и вот наступил 1981 год. Однажды, на одном из выездов, фанаты сербского гранда увидели перфоманс в исполнении тиффози миланского «Интера». Так впервые родилась идея создать на «Маракане» организованное ультрас-движение. Спустя несколько лет на Северной трибуне образовались многочисленные группировки, среди которых наиболее мощными считались Red Devils, Zulu Warriors и Ultras.

7 января 1989 года лидеры всех вышеперечисленных группировок объединились с хулиганскими мобами «Црвены Звезды», образовав альянс под названием Делиjе Север. Такое название было выбрано не случайно, поскольку само слово «делиjе» в сербохорватском наречии имеет почти то же самое значение, что и «герои» в русском языке. Первоначально бригада насчитывала 200-300 человек, куда входили как ультрас, так и хулиганы. Но главная цель заключалась в том, что на первый план для «звездашей» выходили совместные действия в любой деятельности – от создания массивных кореографий до нередко вооружённых разоборок с другими мобами.

Наиболее мощные конфликты разгорались с хорватскими саппортерами, чья вражда исторически накалялась, начиная с 30-х годов XX века. В то время хорватские националисты пытались противодействовать сербизации Югославского королевства, за что были преследуемы королевской сербской верхушкой Караджорджиевичей. Во времена Второй мировой войны усташи (хорватская ультраправая организация — прим. автора), находясь под протекторатом Третьего Рейха, в лагере смерти Ясеновац под Загребом безжалостно истребляли сербское население Хорватии, перерезая им глотки с помощью ножа на грубой кожаной рукавице – так называемого «сербосека».

По окончанию 80-х годов, когда Югославию трясло от национальных конфликтов, будто Сан-Франциско от землетрясения 1906 года, а идея пролетарского интернационализма находилась в шаге от пропасти вместе с государственным строем союзной республики, сербо-хорватская вражда вспыхнула с новой, невиданной ранее силой. По иронии судьбы, именно футбол стал катализатором распада когда-то единой и неделимой соцлагерной державы, не нашедшей себя после смерти Тито.

http://i3.fastpic.ru/big/2009/1023/1f/e8525cf34da9411b09e7d9696a235c1f.jpg

13 мая 1990 года в Загребе должен был состояться матч Кубка Югославии между «Црвеной Звездой» и местным «Динамо». Незадолго до этого в Хорватии прошли первые независимые выборы, на которых победу одержало Хорватское демократическое содружество во главе с Франьо Туджманом, будущим первым президентом Хорватии. Майским утром на стадион «Максимир» прибыло 3 тысячи «героев», ведомые Желько Ражнатовичем («Аркан») – легендарным траблмейкером и сербским ультранационалистом. Ещё за несколько часов до игры между группировкой Bad Blue Boys и Делиjе произошло множество столкновений. Однако всё самое ужасное было впереди.

Белградские саппортеры принялись ломать рекламные щиты, сидения и бились с хорватами всем, что попадалось под руку. Параллельно с этим «звездаши» скандировали «Мы убьём Туджмана!» и «Загреб – сербский!», чем окончательно вывели хорватов из себя, которые в количестве 350-400 человек ринулись напролом к гостевой трибуне. Полицейские были не в состоянии остановить кровопролитие, а две бригады всё же встретились лицом к лицу, избивая друг друга даже фаерами. В общем и целом, побоище продолжалось около часа, пока к стадиону не подъехали водомёты, бронированные фургоны и спецназ.

Однако не околофутболом единым жил так называемый «матч ненависти», поскольку на поле тоже происходило нечто интересное. Тогдашний капитан  «Динамо» Звонимир Бобан, в будущем ставший знаменитым игроком «Милана» и сборной Хорватии, в прыжке каратиста вырубил ногой полицейского Рафика Ахметовича, бошняка по национальности. «Я – публичное лицо, но готов рискнуть карьерой, славой и собственной жизнью ради Хорватии», — заявил Бобан после матча. За это Югославская федерация футбола дисквалифицировала одиозного капитана на 6 месяцев.

Беспорядки на «Максимире» повлекли за собой 60 раненых, из которых 1 ранение пришлось на огнестрельное оружие, а остальные – на отравление газом, многочисленные гематомы и колото-резаные раны. Однако в политическом спектре «матч ненависти» имел эффект Чернобыльской катастрофы – его последствия сказывались на дальнейшей политической жизни Югославии всё больше и больше.

Продолжение следует