8 мин.

Заигрались

Очередная история, которую не хотелось комментировать, но столько уже сказано всякого – разного, что есть необходимость прояснить ситуацию. Перепалка Агасси – Сампрас и некоторые мнения о ее причинах.

В общем, понятно, что Агасси заигрался, а Сампрасу не хватило легкости и чувства юмора, чтобы не заметить этого. И вообще, при чем тут Обама?

Для начала хочу все же привести реплики игроков в эпизоде, вызвавшем весь переполох, а то, может, не все в курсе.

По отчету ESPN.com.

АА – Что, Пит, тебе вечно надо быть серьезным?

ПС – Ладно, Андре. Давай я немного пошучу. Я собираюсь пародировать тебя.

После этого Пит сначала изобразил походку Агасси, но не остановился на этом. Выходя на подачу и держа в руке ракетку, он начал дергать и скручивать подол своей футболки – еще одна колкость в сторону привычек Андре. Но и после этого он не закончил эпизод.

ПС, призывно поднимая руки – Скажи что-нибудь, давай.

АА – Я жду, когда ты закончишь, теперь я буду пародировать тебя.

ПС – Отлично, вперед.

АА, выворачивая карманы штанов – У меня нет денег…

ПС – Это опять про чаевые?

АА, роясь в кармане – Ой, подожди, у меня есть доллар.

Здесь Андре повторил историю, которую рассказывал в своей автобиографии – именно в Индиан-Уэллсе служащий, который паркует машины у ресторана, рассказал Агасси, что Сампрас дал ему всего доллар на чай.

АА – Эй, это все только шутки, пока никто не обиделся, а?

Сампрас собирается подавать.

АА – Вы только посмотрите на него, он не может сдержаться.

ПС – Ну, парень…

Параллельно Федерер и Надаль наблюдают, как разрешится ситуация. Федерер пытается разрядить обстановку.

РФ – Ух, какие непримиримые соперники. Давай, Рафа, начинай. Сделай что-нибудь.

Сампрас подает в Агасси, тому удается увернуться.

АА – Ничего-ничего, все нормально.

ПС – Ты этого хотел?

АА – Ну знаешь, это все же лучше, чем быть парковщиком, которому ты оставляешь машину.

На этот раз Сампрас уже явно шокирован.

ПС – Ну что ж, давай поговорим об этом. Давай. Я даю мало чаевых. Очень жаль, Барак Обама.

Игра продолжается, но Пит не может молчать.

ПС – Ты переходишь на личности. Это мое личное дело.

АА – Нет-нет, все уже об этом знают.

Вот примерно так. Если что, видео можно посмотреть здесь.

Теперь психологические изыскания от Бодо.

«Это соперничество, которое продолжает проявляться – и не всегда положительно. Возможно, вы тоже испытали такое чувство, когда увидели не совсем дружескую перепалку между Андре Агасси и Питом Сампрасом во время благотворительного матча на турнире в Индиан-Уэллсе.

Теперь, когда эти два парня больше не могут соперничать и демонстрировать, насколько они разные, на корте, им стоит поискать другой способ показать все претензии, которые они имеют друг к другу. И в пятницу вечером показалось, что у Андре их больше. Это понятно – Пит задавливал его на корте, он ведет 20:14 по личным встречам, 6:3 в матчах на турнирах «Большого шлема» и 4:1 в финалах ТБШ.

Не удивительно, что Андре считает Пита жадным. Сампрас отдал Агасси всего один «Шлем», и это был не «Уимблдон» и не US Open.

И эта «жадность», конечно, стала причиной неприятной перепалки, которая заставила Роджера Федерера и Рафаэля Надаля (парных партнеров Пита и Андре в том матче) почувствовать себя неудобно и порадоваться, что градус их соперничества не так высок.

Я думаю, что то, как Андре высмеял экономность Пита, было жестоко и задело Сампраса – это доказывается тем, что потом события на корте вышли из-под контроля (и языком тела Пита). Эта шутка на грани фола переросла в неприятный казус, который показал огромную пропасть различий между этими двумя людьми.

У Пита нет филантропских наклонностей Андре, хотя филантропия богатых и знаменитых часто содержит в себе определенную дозу тщеславия. Андре же не проявляет того дружелюбного – или безразличного? – настроя «живи и давай жить другим», какой есть у Пита. Если Пит скупой, то Андре расточительный, и это хорошо проявляется в их теннисных достижениях. Пит реализовал каждую частичку данного ему таланта, Андре же проматывал свой дар, иногда в шокирующей и мелодраматичной манере.

Я был соавтором автобиографии Пита A Champion’s Mind (и да, он мне за это заплатил). И у меня уже много лет назад установились хорошие и продуктивные отношения с Андре. Их книги (Андре выпустил бестселлер Open) очень точно отражают их человеческие сущности. Пит в своей книге не хотел сводить старые счеты или ворошить старые разногласия, он просто хотел рассказать историю своей карьеры, рассказать, как он стал рекордсменом по количеству титулов турниров «Большого шлема». Андре же писал откровенно, не жалея никого, и этим объясняется, почему он не Пит Сампрас – ни на корте, ни в жизни.

Андре открыт и настроен к пальбе из всех орудий, Пит осторожен и не склонен сплетничать – поэтому особенно пугает то, что Андре вот так с ним поступил. Большинство этих ребят живут по неписаному правилу – мы не обсуждаем личные проблемы друг друга, и тем более мы не предаем друг друга на публике. Что происходит в Вегасе (тенниса) остается в Вегасе, и Андре это прекрасно знает. Так что же является большим преступлением – дать парковщику всего доллар чаевых или же бегать везде и кричать, что твой товарищ по оружию – жадина? Я надеюсь, что тот парковщик ведь жив, да?

Андре перешел на личности в отношении Пита и остальных. Вот такой он человек. Ему, должно быть, не понравится слышать это, но в нем намного больше черт его отца, чем ему бы хотелось. Эта история с чаевыми всплыла только после того, как вышла книга Агасси. Со стороны Андре было крайнее необдуманно и ужасно жестоко возвращаться к ней на корте в Индиан-Уэллсе. Пит уже один раз пережил огласку этой истории (просто для справки, когда я лично спросил у него об этом, он просто пожал плечами и сказал: «Мы были молоды, когда это случилось. Что я тогда вообще знал о чаевых?»)

И когда Андре вернулся к этой теме, вы могли увидеть, что Пит злится, что ему неудобно. Было больно смотреть, как Андре расковыривает старую рану. В течение всего этого матча Андре стремился играть первую скрипку, потому что он существо публичное. Ему редко удавалось это в матчах против Пита на турнирах «Большого шлема», может быть, это все объясняет. Андре казалось, что ему надо выйти победителем из этой ситуации, но когда он сделал это, то стал выглядеть меньше, а не больше».

Это официальный материал от Бодо на ESPN.com. В своем блоге на TENNIS.com он заходит еще дальше в своих психологических изысканиях по поводу отцовских черт в Андре. Там он придумал версию, что Агасси в полной мере наделен отцовским стремлением к контролю над всем и вся и желанием, чтобы все плясали под его дудку. Так вот, Бодо утверждает, что во время расцвета Агасси, Сампрас был единственным теннисистом, который не позволял ему контролировать ситуацию на корте. Именно этим он объясняет такую нелюбовь Агасси к Сампрасу.

Несколько замечаний от Джона Вертхейма (SportsIllustrated). Сначала он описывает свои ощущения от эпизода.

«Несколько лет назад один мой друг женился. Обед после церемонии проходил чудесно, пока один чудак не произнес импровизированный тост. Набравшись виски Maker’s Mark он выдал монолог, главным содержанием которого была добрачная сексуальная жизнь новобрачных, их наркотический опыт и другие обычно необсуждаемые темы. Только свечки не хватало. За исключение некоторых гостей, которые встали и ушли на середине тоста, остальные сидели, ерзая и потеряв дар речи. И я вспомнил это неприятное чувство дискомфорта, когда смотрел это видео из Индиан-Уэллса».

Еще он дает свою версию ответа на вопрос, которые меня интересовал больше всего – к чему Сампрас вспомнил Обаму?

«Почему Сампрас упомянул Обаму? Я так понял, он имел в виду, что платит такие большие налоги, что у него просто не остается денег для парковщиков. Любопытное оправдание для человека, который только что выставил на продажу дом за 25 000 000 долларов».

Еще Вертхейм упоминает, что весь этот матч был идеей Федерера, так что получилось не слишком красиво не только в контексте высоких целей всего действа, но и по отношению к его инициатору.

«Снимаю шляпу перед Надалем и Федерером –возможно, их соперничество имеет другой уровень. Снимаю шляпу перед женщинами – в том числе, Штеффи Граф, которые повели себя как профессионалы, понимающие, что собрались в тот вечер для чего-то более важного, чем выяснение собственных отношений».

И еще одна цитата от Роджера Федерера, которая была в новостях, за исключением части последней фразы – она по смыслу совершенно не вписывалась в контекст. Что он хотел сказать? Может, он решил, что после рождения дочек стал всемирным папой?

«Я не думаю, что произошло что-то супер плохое, но положение получилось достаточно неловкое, потому что никто не знал, то ли они шутят, то ли они всерьез. Никто не знал, что вообще происходит. Конечно, хотелось разрядить ситуацию, потому что для нас играть с микрофонами – не самое привычное дело. Я даже не мог поговорить с Питом, потому что мы были с микрофонами. Все время так играть – это довольно трудно и может быть даже опасно, и я думаю, мы увидели это. Но я пытался разрядить ситуацию. Теперь, будучи отцом, я понимаю, что нам стоило дать ребятам перерыв или что-то такое. Не стоило заходить так далеко (And now being a father, I thought maybe we have to give both guys like a timeout or something).

И наконец, меня восхитил мистер Надаль. Что бы он ни говорил, невозможно представить, что человек не заметил и не понял, что происходит нечто неприятное. Но, видимо, не желая и не имея права обсуждать и осуждать ни одного из великих чемпионов, он просто сказал, что «вообще ничего не понял». То есть абсолютно.