8 мин.

20 самых влиятельных персон мирового тенниса. Часть 4, главная

Блог «С миру по Нитке» представляет пятерку самых-самых влиятельных персонажей теннисного мира по версии The Tennis Space. Пятерка отражает нынешнее положение в любом спорте, где первостатейное значение имеют агенты, менеджеры и телевещатели. Но место для Великого на вершине всегда найдется.

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

5. Ион Цириак

Сфера влияния: La Caja Magica, мадридский «Мастерс», будущее грунтового тенниса, спортивный маркетинг, теннис на ТВ  

Sports Illustrated вопрошал: «Сколько смурфов пришлось убить ради этого, Ион? Сколько?» В этом году на «Мастерсе» в Мадриде, которым владеет Цириак, грунт будет синего, а не традиционного кирпичного цвета. Цириак аргументирует это решение тем, чем телезрителям так будет лучше виден желтый мяч. «Мы в зависимости – не хочу говорить в рабстве – у телевидения. И у нас есть возможность сделать теннис более привлекательным для него».

Подобные изменения были холодно приняты спортивными традиционалистами – Роджер Федерер и Рафаэль Надаль уже высказались против них. Надаль даже сказал: «Мне очень жаль, что мы теряем историю и традиции грунтового покрытия. Надеюсь, что мне не придется когда-нибудь играть на синей траве».  

После завершения игровой карьеры Цириак многого достиг. Он был менеджером Илие Настасе, Гильермо Каньяса, Мэри-Джо Фернандес, Горана Иванишевича и Бориса Беккера. Он основал собственный банк и собственную авиакомпанию (Tiriac Air). Он заработал миллиард. И, наконец, привлек огромное внимание к мадридскому «Мастерсу», когда в качестве девочек, подающих мячи, нанял моделей. Кто-то назовет это очередным PR-шоком. Ну и что? Разве это плохо? Цириак не собирается менять своих планов только потому, что Федерер и Надаль против: «Это великие игроки и прекрасные люди, и я уважаю их мнение. Но я не должен делать все, что говорят игроки».  

Что дальше? Он должен постараться убедить сомневающихся, что турнир в Мадриде этого года не превратится в «полноценное фрик-шоу»  

4. Макс Айзенбад

Сфера влияния: Мария Шарапова, Ли На, спонсорские контракты, превращение тенниса в фабрику звезд, мода и стиль жизни, растущий китайский рынок.  

Айзенбад – самый влиятельный агент в женском туре, он представляет двух самых высокооплачиваемых спортсменок мира – Шарапову и Ли На. Американец, работающий на IMG, был достаточно влиятельным и тогда, когда был агентом только Шараповой. А потом он подписал Ли На, которая в прошлом году стала первой китаянкой выигравшей одиночный «Шлем». И откуда ни возьмись, появился игрок, способный помочь западным компаниям произвести впечатление на востоке.  

Айзенбад не боится использовать свое влияние за столом переговоров. В то время, как такие игроки Nike, как Роджер Федерер, Рафаэль Надаль и Шарапова, не могут носить на своей одежде логотипы других спонсоров, для Ли сделали исключение – только потому, что Айзенбад дал понять Nike, что китайская компания-производитель одежды заинтересована в его клиенте. Даже если Шарапова и Ли На больше не выиграют ни одного «Шлема», они еще долго будут мощными фигурами, делегируя часть своего влияния и Айзенбаду.  

Что дальше: Он будет искать новое поколение звезд, которые заменит Шарапову и Ли На в ток-шоу и рекламе.  

3. Джон Макинрой

Сфера влияния: Теннис на ТВ, мужской теннис, ветеранский тур, будущее американского тенниса.

На всех турнирах «Большого шлема» жива память о его припадках гнева, взрывах эмоций и вспышках ярости. Отчасти именно поэтому он так влиятелен и поныне. Мы стали свидетелями одного из самых удивительных превращений, когда Джон Макинрой присоединился к истеблишменту и стал комментатором на ТВ.  

Комментирует ли он для американского телевидения или для ВВС, он все равно является самым влиятельным голосом, вещающим о теннисе. Может быть, некоторым покажется, что он слишком часто вспоминает о своем плохом поведении. Но у него есть оправдание – почти все, что он говорит, столь же живо, глубоко и увлекательно, как его коронное «Вы это серьезно?» Анализ спорта в его исполнении просто прекрасен, как и его подача этого анализа. В эфире Макинрой полон жизни. Вне эфира – тоже. Сейчас он занят своей академией в Нью-Йорке. Будут те, кто посчитает, что там он растит новых плохишей и собирает армию юниоров, готовую наброситься на всех судей мира. Но так думать – значит игнорировать его добрые намерения. Плюс ко всему, он еще и ключевая фигура в ветеранском туре (несколько лет его можно было спокойной называть туром Макинроя и его гостей). 

Что дальше: Попытаться добиться успехов со своей академией, продолжать злиться на корте, продолжать влиять на спорт из комментаторской кабины.  

2. Джон Скиппер, президент ESPN

Сфера влияния: Теннис на ТВ, по всему миру  

В прошлом ноябре Скиппера повысили до президента ESPN и сопредседателя Disney Media Networks – это повышение сделало его самой влиятельной персоной в области телевизионных прав.

Уроженец Северной Каролины несколько лет работал в журнале Rolling Stone, а потом присоединился к команде ESPN. В прошлом году выступал ключевой фигурой в заключении контракта с «Уимблдоном» – ESPN увели эксклюзивные права на 10 лет из-под носа главного конкурента NBC. Обладая правами на трансляцию всех четырех «Шлемов», ESPN и до этого был каналом №1 в Америке. Но заполучив эксклюзивные права на «Уимблдон» компания стала ведущим мировым игроком. Пока звезда NBC затухает – привет всем, кто смотрел их совершенно неадекватные трансляции последних двух Олимпиад (которые к тому же по большей части шли с задержкой) – ESPN устанавливает новые стандарты качества.  

Как говорит Скиппер: «Люди знают, что выбирать. Мы покажем все в прямом эфире, без перерывов, и все будет, как мне кажется, очень красиво. Мы считаем, что спортивные события надо показывать в тот момент, когда они происходят».  

ESPN всегда смотрел на вещи шире, чем многие американские коллеги, и Скиппера не слишком  беспокоит отсутствие «домашних» звезд в верхних теннисных эшелонах. Ему, конечно, хотелось бы, чтобы в борьбу вмешался американец, но нынешние лидеры и так привлекают большое внимание. «Рафа Надаль, Роджер Федерер, Энди Маррей и Новак Джокович – это звезды высшего порядка, и я думаю, нам не стоит особенно переживать из-за того, что они не американцы. В женском теннисе мы смогли воспользоваться успехами сестер Уильямс, их игрой и их яркими характерами, и думаю, что главную роль сейчас играет не национальность, а харизма и талант игрока».  

Что ESPN будет делать дальше: Прошлогодний фарс на US Open заставил игроков заговорить о забастовке. Но где один видит кризис, другой видит возможность. ESPN и так играет большую роль на турнире, но они с радостью повторят Уимблдонский успех, став эксклюзивным правообладателем.   

1. Роджер Федерер

Сфера влияния: Теннисная Вселенная и не только  

Недавно число поклонников Федерера в Facebook превысило 10 миллионов: «Это больше, чем население Швейцарии». Но и он, и все остальные знают, что феномен Федерера давным-давно перерос свою страну.  

Когда Федерер играл выставочный матч против Энди Роддика в Нью-Йорке, главной приманкой для зрителей был не американец. И хотя величайший игрок всех времен уже пережил свои лучшие годы и не выигрывал «Шлемов» вот уже два года, он по-прежнему хорош в игре и остается претендентом на крупнейшие титулы. А бренд Федерера вообще находится на пике (недавно он получил более 100 голосов на выборах в местную швейцарскую администрацию, хотя даже не баллотировался). 

Выиграй Федерер один из «Шлемов» или Олимпиаду, его влияние на теннис только усилится. Он не боится использовать свою силу – многие полагают, что чемпион «Уимблдона» Рихард Крайчек вышел из борьбы за пост главы АТР, потому что не был уверен, что Федерер его поддержит. В мужском теннисе почти ничего не решается без участия швейцарца. Очень непросто сделать что-то без его поддержки или хотя бы разрешения. Федерер не будет вести или поддерживать забастовку. Все бы уже было иначе, если бы он смотрел на ситуацию по-другому.    

Новак Джокович и Рафаэль Надаль разыграли последние три «Шлема». Но именно Федерер – третий номер рейтинга, перешагнувший порог 30-летия – несомненно, царь зверей в теннисных джунглях (еще он единственный теннисист, чья жена вошла в этот список). Его власть и влияние украшены  пятью языками, отличными манерами и идеальной прической.  

Что дальше: Постараться расширить коллекцию трофеев турниров «Большого шлема» до 17. Попытаться вернуть первое место рейтинга (еще одна неделя на вершине позволит ему сравняться с рекордом Пита Сампраса). Постараться выиграть олимпийское золото в одиночке.