9 мин.

Федерер предложил слить мужской теннис с женским – и все согласны. Мужчинам это невыгодно, но коронавирус меняет взгляды

Много вопросов.

В среду все готовились, что главным теннисным событием дня станет лайв Новака Джоковича с сомнительной личностью, которая считает вакцины причиной аутизма – в итоге это был скучнейший час разговора о всяких энергиях, детоксикации, медитации и прочей метафизике. Но к тому времени положение уже спас Роджер Федерер.

Швейцарец взорвал теннисный твиттер вопросом: «Интересно... Только я считаю, что мужскому и женскому теннису пришло время объединиться?» А потом выдвинул программу: «Я говорю не о смешанных соревнованиях, а об объединении двух руководящих органов (ATP и WTA), которые контролируют мужской и женский профессиональные туры.

Наверное, это давно должно было случиться, но сейчас, пожалуй, самое время. Все виды спорта переживают трудные времена, и в итоге у нас окажутся или две ослабленные организации, или одна сильная.

Сейчас и для болельщиков все слишком запутано: разные системы рейтингов, разные логотипы, сайты, категории турниров».

Сразу же полетели восторженные согласия от игроков обоих туров, журналистов и болельщиков. Потом пришел Рафаэль Надаль с сообщением: «Роджер, как ты знаешь из наших бесед, я полностью согласен, что было бы здорово выйти из этого мирового кризиса с мужским и женским теннисом, объединенными в одну организацию».

И все: два главных теннисиста планеты стали лицом программы, а значит, ее нужно реализовывать.

Но сразу же появились проблемы.

Идеологическое сопротивление

Из потока полившихся согласий с идеей стало понятно, что Федерер ее не спонтанно придумал. Сначала Серена Уильямс написала: «Это было конфиденциально и пока не должно было распространяться», – но очень быстро удалила твит. Стэн Вавринка в прямом эфире с Крис Эверт сказал, что это уже какое-то время обсуждалось на уровне ATP. А Вашек Поспишил, недовольный Федалем за их нежелание требовать профсоюз игроков, написал: «Привет, Роджер и Рафаэль. Отличная идея. АТP работает над этим с тех пор, как в январе они представили нам свое видение».

И вроде бы нет никакой разницы, кто это придумал, если теннис в итоге станет сильнее. Но на самом деле появилось определенное сопротивление только из-за того, что программа объединения сразу же стала «Программой Федерера и Надаля».

Например, американка Джейми Хэмптон выступила: «Конечно, поддержка – это хорошо, но Билли Джин Кинг предлагала это уже несколько десятков лет. А он просто взял и написал в твиттере. Кто-нибудь помнит, как Трамп однажды взял и выложил статью журналиста? Все это очень похоже. И если в историю войдет, что мужчины проложили путь, я буду драться».

Билли Джин Кинг действительно уже давно предлагала объединить туры. Например, в 2018-м она говорила: «Они до сих пор не хотят с нами работать, но если бы им хватило ума, мы бы были едины с первого же дня. Потому что мы должны были владеть и «Большими шлемами». ы не исполнили то, о чем мечтали, женщин устроил и план Б, но я считаю, что мы должны объединиться».

План Б – это независимая WTA, сделавшая теннис одним из самых привлекательных и самым рентабельным видом спорта для женщин. По этому поводу та же самая Кинг говорила: «Сейчас игроки живут так, как мы мечтали», – и это немного смазывает посыл о необходимости единства с первого дня. Хотя требовать непоколебимой идейной цельности от игроков не стоит. Тот же самый Надаль еще на Australian Open-2019 говорил, что не видит смысла в объединении туров.

Так что настроения и позиции постоянно меняются – и это нормально.

Проблема равенства

Как бы там ни было, нельзя забывать, что после объединения любительского и профессионального тенниса Кинг стояла у истоков разделения мужского и женского – она входила «Оригинальную девятку», организовавшую специальный тур для женщин. На то были объективные причины. Цитата из прекрасного текста Леры Ли о Кинг:

«Начало «открытого тенниса» послужило мощным толчком для развития мужского тура, но количество женских турниров наоборот стало сокращаться – как утверждали промоутеры, никто не станет платить, чтобы смотреть, как играют женщины. Тригером для женского теннисного активизма стал в 1970-м комбинированный турнир Джека Крамера, чемпиону которого полагалось 12 500 долларов, а чемпионке – 1 500».

Проблемы, подтолкнувшие женщин на отделение, сохраняются и сейчас. На «Больших шлемах» и крупнейших совместных турнирах призовые равные, но в целом женщины в теннисе зарабатывают меньше мужчин (на мелких турнирах WTA платят почти в два раза меньше, чем на таких же ATP) – но больше женщин в любом другом виде спорта. И, например, на совместных турнирах постоянно возникают споры из-за того, что женщин реже ставят на центральные корты.

Поэтому многие говорят, что женский теннис не должен идти на слияние, если ему не пообещают выполнение жестких требований: равные призовые на всех турнирах (которые будут возможны только за счет субсидий от ATP), равное продвижение и маркетинг – в общем, полное равенство во всем.

Но тут встает вопрос: находится ли женский теннис в том положении, чтобы все это требовать?

Проблема организации

Ник Кириос спросил: «Кто-нибудь спросил большинство игроков ATP, что они думают о слиянии с WTA и насколько для нас это хорошо?» А позже прямым текстом заявил: «Нам не нужно объединяться».

И если смотреть на ситуацию прагматически, то это совершенно обоснованный вопрос и обоснованная позиция – потому что WTA почти по всем показателям успешности сейчас уступает ATP. Даже если принять, что продукт в двух турах одинакового качества (многие этого, конечно, не примут), привлекательность у него разная, и у мужского тенниса больше зрителей и больше спонсоров.

Конечно, на то есть не зависящие от WTA причины. Например, успех мужского тура во многом строится на том, что сейчас там играют и борются между собой три величайших игрока в истории. Это уникальная ситуация, создать которую невозможно.

Но есть и то, что в руках лидеров женского тура: работа с соцсетями, стриминговая платформа для показа матчей, продвижение молодых, поддержка нетопов. И тут ATP все равно с большим отрывом впереди, потому что она этими вещами хотя бы занимается.

Мы рассказывали, насколько провально с точки зрения развития тура WTA использовала деньги, сгенерированные итоговым турниром. Во время карантина мы получили подтверждение провальности, когда WTA заявила, что у нее нет денег поддержку игроков. Во всех остальных сферах ситуация примерно такая же.

Например, ATP понимает, что нужно развивать соцсети, решила делать это качественным видеоконтентом и привлекла лидера рынка – за счет этого число подписчиков постоянно растет. Широкая аудитория помогает продвигать молодых: Зверев и Циципас, например, стали звездами еще до первых по-настоящему больших результатов. И отчасти это случилось потому, что ATP увидела их потенциал и постоянно показывала зрителям, знакомила с ними, учила их любить. А в женском теннисе скорее WTA пытается выехать на популярности Осаки и Андрееску, которая возникла почти без участия организации.

Дни недели в лицах Федерера и фейковый групповой чат. Мужской теннис перешел на элитные мемы

Показ матчей – это вообще любимая тема. Так получилось, что я подписан на TennisTV (платформу ATP), WTA TV и Eurosport. Когда объявили карантин и стало понятно, что спорта не будет, TennisTV и Eurosport начали дарить подписчикам бесплатные месяцы, чтобы показать, как они их ценят. WTA TV ничего не дарит (и показывает, что им все равно), и сейчас платформа вообще фактически мертва – там не появляется новый контент, хотя WTA и выкладывает матчи на ютуб. А в это время на TennisTV каждый день что-нибудь показывают: на этой неделе, например, по дню посвятили лучшим матчам Зверева, Циципаса и Шаповалова – это и к вопросу о продвижении молодых.

Пока туры разделены, слияние всегда будет для кого-нибудь менее выгодным – и это необязательно будет мужской тур. Например, в начале 2000-х WTA была намного популярнее ATP, и мужчины закидывали удочки и предлагали проводить больше совместных турниров. Глава WTA Кевин Вулф тогда рассказывал: «Сейчас привлекать женщин умно, и они это понимают». Но у ATP тогда ничего не вышло.

Коронавирус сильнее всех преград

В нормальных обстоятельствах для слияния было бы очень много препятствий. Но коронавирус сделал условия ненормальными, и активизация разговоров об объединении, наверное, показывает, насколько все плохо.

Судя по всему, слияние проведут на фоне полного перезапуска тенниса. Часть турниров умрет, и появится новый календарь с преобладанием совместных соревнований. Призовые везде установятся равные, но не на уровне мужского тура, а на уровне женского – потому что из-за экономического кризиса везде произойдет отток денег.

Но будем надеяться, что если слияние случится, руководить новым туром будут люди из ATP. Как показывает история, они с куда большей вероятностью смогут использовать все потенциальные плюсы от объединения: например, углубление взаимодействия между теннисистами и теннисистками, которое, возможно, повысит привлекательность тенниса для спонсоров и увеличит базу болельщиков (хотя это еще нужно доказать).

И тогда теннис действительно сможет выйти из коронавирусного кризиса сильнее, чем был раньше.

«Нам надо трахаться так, чтобы кто-то мог спокойно спать?» Навратилова о геях, коммунистах и макияже на корте

Джокович против вакцины от коронавируса – и, возможно, всех прививок. Альтернативные идеи уже вредили его карьере

Теннис свернулся из-за коронавируса, но наш инстраграм про него – нет. Подписывайтесь

Фото: globallookpress.com/Xinhua, www.imago-images.de, ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Chris McGrath, Kiyoshi Ota, Darrian Traynor, Michael Reaves; usopen.org