5 мин.

Пике обещал Кубку Дэвиса 3 миллиарда долларов, но пока больше говорит о волшебстве. Гарантий нет

Новый турнир уже вызывает сомнения.

Распрощавшись с классическим Кубком Дэвиса, пора оценить, как идет подготовка к обновленному турниру, который многие называют Кубком Пике – в честь лица проекта, защитника «Барселоны» Жерара Пике, который в свободное от футбола время ездил по миру и продвигал свои идеи.

Продавливая реформу, руководство ITF делало акцент на то, что инвестиционная группа футболиста Kosmos вложит в турнир 3 миллиарда долларов за 25 лет, то есть по 120 миллионов в год. Эта сумма была настолько важной, что пробралась уже в первую строчку пресс-релиза ITF о возможном сотрудничестве с инвесторами.

Жерар Пике и президент ITF Дэвид Хаггерти

Но вопросы по этой сумме возникали еще летом: президент Европейской федерации тенниса Владимир Дмитриев утверждал, что банковские гарантии имеются только на 41 миллион в год (подробнее здесь в пункте «Деньги: много обещаний, но нет плана»). В качестве контраргумента руководство ITF предоставляло отчет бухгалтерского гиганта Deloitte, который одобрил инвестиционную схему.

В недавней статье SportsPro о реформе Кубка Дэвиса утверждается, что 120 миллионов Kosmos будет тратить так: 42 уходят ITF в качестве лицензионной выплаты (федерация потом распределяет их на развитие тенниса в разных странах), остаток (около 80 млн) идет именно на турнир (20 – на призовой фонд, еще в районе 16 – на маркетинг и организацию, судьба остальных пока неизвестна).

Пике в недавнем интервью L’Equipe прямо спросили: «Как вы можете гарантировать такие суммы? Какая у вас финансовая модель?». Его ответ уверенности в светлом будущем турнира не добавил: «Инвестиции в Кубок Дэвиса привлекательны для многих инвесторов, они уверены в проекте. Но я не хочу говорить о деньгах. Это уникальное соревнование, и нужно говорить о его волшебстве, а не о цифрах».

Конечно, никто не сомневается, что Kosmos без проблем соберет 120 миллионов в год. В группу кроме Пике входит основатель и глава компании Rakuten Хироси Микитани (по версии Bloomberg, личное состояние на август 2017 года – 7,1 миллиарда долларов), американский миллиардер Ларри Эллисон (по свежим данным Forbes, личный капитал составляет 58 миллиардов), а также китайский фонд CMC Sequoia. По мере развития турнира могут привлечь и других инвесторов.  

Но это не меценатский проект, и людям нужна прибыль. Если они ее не получат, то быстро свернут проект, а Кубок Дэвиса не получит обещанные 3 миллиарда. Как раз в прибыльности турнира при таких затратах пока есть большие сомнения.

Основные доходы Кубку Дэвиса приносят спонсорские контракты и продажа телеправ. По данным Daily Mail, в 2017 году спонсоры заплатили турниру 14,2 миллиона долларов. Один из руководителей Kosmos Хавьер Алонсо на прошлой неделе рассказал SportsPro, что сейчас компания хочет привлечь 7-8 новых партнеров. Но пока не было даже намеков на новости о новых мегаспонсорах, которые обеспечат прибыль Пике и его команде.

Даже если очень сильно округлять в пользу Kosmos, то до выхода в ноль не хватает 100 миллионов долларов. Очень сложно представить, что эту сумму можно отбить телеправами. Например, WTA за права на неамериканские турниры (это больше половины календаря) получает 50 миллионов долларов в год. А Kosmos нужно зарабатывать примерно как ATP – в районе 120-130 миллионов в год. Но ATP Media собирает такую сумму за почти 8 месяцев тенниса, включая «Мастерсы» и итоговый турнир. У Kosmos пока есть планы только на 12 игровых дней.

Очень важным будет 2021 год, когда истекут действующие контракты с титульным спонсором Кубка Дэвиса BNP Paribas и владельцем телеправ катарской BeIN Media Group. К тому моменту Kosmos и ITF уже хорошо бы иметь запасные варианты, а не разбираться на ходу (как это происходит сейчас).

Реклама 18+

Реформаторам было бы спокойнее, если бы они уже сейчас заручились поддержкой топ-игроков. Но главный теннисист планеты Роджер Федерер и новая звезда Александр Зверев уже отказались от участия, причем категорично, а в случае с немцем – и довольно грубо. Рафаэль Надаль пообещал, что сыграет, если у него не будет травм, и представители Kosmos радостно используют это обещание. Вот только последний раз Рафа здоровым доиграл сезон еще в 2015 году.

А еще есть Новак Джокович, который не только не собирается играть Кубок Дэвиса, но еще и начал борьбу за то, чтобы участие в турнире перестало считаться одним из критериев отбора на Олимпиаду.

Конечно, некоторые топы поддерживают новый турнир – например, Доминик Тим и Марин Чилич. Но большинство звезд согласны, что им куда удобнее новый командный турнир ATP, который с 2020 года будет проходить в начале сезона в Австралии. Там будут не только призовые, но и рейтинговые очки, а еще для большинства игроков (тех, кто не выступает на итоговом) он будет хорошей подготовкой к Australian Open, а не просто шансом набить кошельки в середине отпуска.

В итоге у ATP Cup есть поддержка Совета игроков, а Пике только пытается ее получить. Например, недавно в Лондоне прошли переговоры с ATP и главой Совета Джоковичем, чтобы найти какие-то компромиссные варианты сотрудничества. Пока что Пике хвастался только самим фактом переговоров, а результаты тактично замалчивает.

Идеологи реформы Кубка Дэвиса вообще резко переобулись и поменяли взгляды. Раньше ITF и Пике постоянно говорили, что без суперзвезд турнир ничего не стоит, но теперь футболист выступает, например, с такими словами: «Это командный турнир, так что невозможно привлечь всех топ-игроков. Некоторые команды не отберутся, не все смогут сыграть. Конечно, мы бы хотели привлечь топ-игроков, но мы сосредоточены на командах». Новую линию продвигал и его коллега Хавьер Алонсо: «Игроки важны, но они не самое важное. Важнее всего страны. Это делает турнир уникальным».

В общем, пока на основе грубых подсчетов и выступлений руководства нового турнира трудно поверить в мощный финансовый успех. И, наверное, неудивительно, что Пике хочет говорить о волшебстве, а не давать какие-то гарантии.

Фото: kosmosholding.com; globallookpress.com/Yoshio Tsunoda/AFLO; REUTERS/Pascal Rossignol; globallookpress.com/Andy Rowland/imago/PRiME Media Images