5 мин.

Новый король мужского тенниса

Британец обыграл Джоковича в финале итогового турнира АТР (6:3, 6:3) и окончательно доказал, что неслучайно обошел серба в рейтинге. 

До начала финала итогового турнира явным фаворитом выглядел Джокович. История личных встреч (24-10 в пользу серба и 3-1 в этом сезоне) и ход турнира (Маррей вчера играл 3.5 часа и в сумме в четырех матчах провел на корте 10 часов, а Джокович – всего 6.5) указывали на то, что у серба будет преимущество – возможно, небольшое, но будет. Плюс ко всему, Джокович был четырехкратным действующим чемпионом итогового и по ходу турнира явно нашел свою игру.

Однако в финале найденная игра Джоковича снова куда-то спряталась, и Маррею даже не пришлось показывать ничего особенно выдающегося, чтобы победить в двух сетах.

Подача Маррея

В первом же гейме британец допустил две двойных ошибки, но в целом сегодня подача его выручала. Процент попадания первым мячом был довольно низким (54%), зато реализация первой подачи была шикарная (85%). На второй подаче дела шли похуже – 48% - но фатальной роли это не сыграло.

Более того, вторая подача Маррея в первом сете так вообще была одним из его главных оружий. В этом году он куда лучше ее крутит и вкладывает в нее больше мощи, и Джокович сегодня зачастую с ней просто не справлялся – об активном приеме речь вообще почти никогда не шла, и ошибок серб допускал очень много. Например, к середине первого сета примерно 40% подач Маррея остались вообще непринятыми.

Бэкхенд Джоковича

В передаче «Слабое звено» Мария Кисилева сказала бы «Прощайте» бэкхенду Джоковича уже после первого раунда. Потому что сегодня этот удар был попросту ужасен. Иногда казалось, что Джоковича на ударе слева подменяет Иво Карлович или Джон Изнер.

Подача Маррея работала так успешно отчасти потому, что Джокович никак не мог под нее сложиться, когда мяч летел ближе к корпусу под бэкхенд. В розыгрышах казалось, что у серба иногда нарушалась связь между руками и ногами, потому что удары слева получались какими-то неуверенными, дрожащими. Достаточно сказать, что два из трех брейков Маррей сделал, давя сербу под бэкхенд.

По-человечески пробивать слева Новак начал, только когда уступал с двумя брейками во втором сете, но в решающие моменты бэкхенд его все равно подвел.

Инициатива

Перед финалом шло много разговоров о том, как Маррею нужно играть на фоне усталости после марафона с Раоничем. Говорилось, что у Джоковича будет преимущество, потому что он может просто затягивать розыгрыши, заставляя Маррея тратить иссякающие силы, рваться в атаку и ошибаться. Да и вообще в матчах с сербом британец обычно играет с некомфортным для себя уровнем агрессии именно потому, что Джокович обычно сам ничего не отдает, и пробить его – это подвиг.

Сегодня все было совершенно не так. После матча Джокович признался, что сыграл очень плохо – и это правда. В розыгрышах серб сегодня держался с трудом, а стоило Маррею включить пушечный форхенд (что он регулярно делал во второй половине первого сета и первой – второго), так вообще начинал сыпаться. Серб прилично играл во втором сете на отрезке с 1:4 до 4:5, но в итоге ему попросту не хватило стабильности на то, чтобы сравнять счет – Маррей был готов ему помочь отсутствием первой подачи и общей нервозностью в концовке.

Еще поразило то, что после отлично проведенного итогового в финале Джокович вернулся к модели поведения второй половины нынешнего сезона. У него не шла игра, но он не злился, не пытался завестись, а ходил опустошенный и подавленный. Да, во втором сете при счете 1:3 он пытался действовать поактивнее, выходить к сетке, но это только привело к ошибкам с форхенда (которые были обусловлены желанием получше подготовить выход вперед).

Но самое грустное выступление Джокович припас для послематчевой пресс-конференции, на которой он сказал: «Сегодня у меня не было серьезных шансов на победу. Это было видно с самого начала». Да уж, это, конечно, шокирует.

А Маррей был настроен, и это видно, например, по этому взгляду, который он бросил на серба, когда тот отыграл один брейк во втором сете.

Маррей-доминатор

На этой неделе британец заткнул всех своих критиков, за пять дней обыграв всю Топ-5 рейтинга АТР. Он впервые после финала «Ролан Гаррос» встретился с Джоковичем и в личной борьбе вырвал себе звание первой ракетки мира по итогам года.

Начиная с «Мастерса» в Риме, Маррей потерпел всего четыре поражения, выиграв больше 60 матчей. В этом году он выиграл свой второй «Уимблдон», вторую Олимпиаду (кстати, если бы за нее дали рейтинговые очки, ему бы даже не пришлось обыгрывать Джоковича, чтобы обеспечить себе первое место), три «Мастерса» и первый в жизни итоговый.

Во второй половине сезона британец был безусловно лучшим – и это признают все, начиная с Джоковича. Как всегда, лучше всех ситуацию прокомментировал Роджер Федерер: «Эпичное начало сезона в исполнении Новака. Эпичная концовка в исполнении Энди». Теперь британец может спокойно отдыхать, гулять на мальчишнике своего отца и готовиться к новому сезону. Наверное, пришло уже время наконец выиграть Australian Open.

 

«Не знаю никого, кто работает больше тебя». Маррей – самый достойный №1

Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney (1); REUTERS/Toby Melville