6 мин.

Индопакистанский экспресс

Помимо звезд и модных персонажей в теннисе есть еще много других интересных личностей. Спорт дает возможность людям, даже не достигающим самых выдающихся вершин, сделать в жизни что-то значимое. Рассказ о необычном теннисном дуэте, который незаметно для себя стал помощником дипломатов – в блоге «С миру по Нитке».

Давайте в ситуации сохраняющейся неопределенности в обоих турах, которая будет длиться, видимо, до US Open, посмотрим по сторонам. В теннисе много интересного помимо Топ-10. Эта статья про индопакистанский дуэт Куреши /Бопанна из New York Times, и написал ее Грег Бишоп.

«Однажды утром на заднем сидении такси в Лос-Анджелесе оказалась пара профессиональных теннисистов. Водитель спросил их, откуда они. «Пакистан», – ответил Айсам-уль-Хак Куреши. «Индия», – сказал Рохн Бопанна.

Оказалось, что даже там, за тысячи километров от их дома, водитель знает их историю – что на «Уимблдоне» они носили форму с надписью «Останови войну, играй в теннис», что кто-то назвал их индопакистанским экспрессом, и что они пытаются организовать выставочный матч на границе их стран, которые уже давно конфликтуют.

«Мы были поражены, – сказал Куреши в телефонном интервью, – Кто-то в Америке услышал о нас, задумался над нашей историей и решил, что мы на верном пути, что мы правильно поступаем».

Куреши не смог получить визу в Канаду, поэтому не поехал на Rogers Cup. Бопанна говорит, что немного необычно чувствовал себя в отсутствие партнера, потому что практически весь сезон-2010 они посвятили парной игре и прилично поднялись в рейтинге. Они собираются выступить в Цинциннати, Нью-Хейвене и на US Open.

И на каждом турнире они снова и снова отвечают на те же вопросы, которые журналисты задавали еще в 2003, когда они впервые сыграли вместе. Правда, в этом сезоне их совместная история получила развитие, особенно на корте.

Сейчас эти теннисисты, которые прежде всего намерены стать элитными парными игроками, а не просто послами мира, поняли, что чем лучше они выступают, тем большее влияние они могут оказать на окружающий мир. Поэтому они обозначили свою роль как роль парных дипломатов.

«Чем старше они становятся, тем отчетливее они видят важность того, что делают, – сказал Роберт Дэвис, тренер Куреши. – Сейчас они лучше знают, чего могут достичь».

Не только в спорте, но и с его помощью.

В 1947 после завершения периода британской колонизации Индия и Пакистан стали суверенными государствами. С тех пор между этими странами было три официально объявленных войны. Куреши изучал это на уроках истории, когда был ребенком, но оба игрока, говорят, что конфликт не повлиял на их мировоззрение. Они пытаются оставаться вне политики.

Они предпочитают рассказывать истории о пакистанских и индийских болельщиках, которые проходят на их матчи и сидят вместе, а не порознь. Эти болельщики отправляют им электронные письма и сообщения в Facebook. Недавно группа поклонников несколько часов ехала, чтобы посмотреть на них в Вашингтоне.

«Я вас уверяю, это единственный случай, когда можно увидеть людей из Пакистана и Индии, поддерживающих одну команду, – говорит Дэвис. – Они показали, что разделение не означает разъединение».

В 2007 году Куреши и Бопанна впервые осознали, что они могут что-то изменить. Это было на турнире в Мумбае, Индия. Пара дошла до финала, но сначала они вместе посмотрели матч чемпионата мира по крикету Пакистан – Индия.

Куреши и его отец вместе с группой индийских игроков наблюдали, как Пакистан проиграл. Потом Куреши сказал, что его расстройство испарилось, как только он вышел на корт и увидел несколько сотен болельщиков с флагом Индии, нарисованным на одной щеке, и флагом Пакистана – на другой.

«Этого я никогда не забуду. Я не ожидал, что нам удастся подтолкнуть людей к единению».

В общем-то, у них и не было таких намерений. Их партнерство началось так же, как и большинство в АТР-туре – они дружили, и им было удобно вместе.

Однако оба продолжали в основном играть в одиночке. Даже после победы на челленджере в Дэнвере в 2003 они потом три года не играли вместе в основном из-за разницы в одиночном рейтинге. Куреши был намного выше, а это значило, что они редко оказывались на одном и том же турнире.

Но все равно, они, казалось, идеально дополняли друг друга. Офицер индийских ВМФ и бизнесмен Бопанна (его семье принадлежит кофейная плантация, сам он владеет баром) обладает властным и взрывным характером. Сдержанный Куреши, один из немногих мусульман в туре, родом из теннисного семейства. Его мать когда-то выигрывала чемпионат Пакистана, а дед был первой ракеткой обеих стран до их разделения. Куреши предлагали сняться в болливудском фильме, но Дэвис предрекает ему дипломатическую карьеру.

Теза и антитеза. Индиец и пакистанец. Агрессия и дипломатия. Даже их игра – Бопанна учился на харде и силен на задней линии, Куреши рос на травяных кортах и играет serve-and-volley – прекрасно сочетается.

Внимание, по крайней мере, по началу, удивляло их. В 2002 Куреши объединился с Амиром Хададом, израильским теннисистом, и в результате пакистанские спортивные чиновники запретили ему играть в Кубке Дэвиса. Все это только усилило его убежденность в том, что политика и религия не должны вмешиваться в спорт.

Недавно Дэвис заметил, что оба игрока стали больше читать о геополитических событиях, начали изучать мировой кризис, чтобы лучше отвечать на вопросы, которых становится все больше с повышением их статуса. Они чувствуют больше ответственности, чем это было раньше.

«Если мы с Айсамом можем дружить, значит, люди в наших странах тоже могут, – сказал Бопанна. – Даже если всего 5% поменяют свое мнение, то наши усилия не напрасны».

Это согласуется с принятым в этом году решением сосредоточиться на паре – и на их сотрудничестве. Они впервые начали тренировать особые парные удары. Они договорились больше играть вместе.

Они дошли до четвертьфинала на «Уимблдоне», и в Вашингтоне обыграли братьев Брайанов – самую титулованную пару в туре. Дэвис говорит, что к концу года они могут войти в десятку. Брайаны же сказали, что в любом случае, хорошо, когда какая-то пара может привлечь такое внимание.

«Это хорошо для парной игры, вообще тенниса, – сказал Майк Брайан, а после паузы добавил, – и мира во всем мире».

Бопанна и Куреши уже не просто интересная диковинка, они рассматриваются как претенденты на титулы. И по мере улучшения результатов, они стали больше осознавать, что действительно могут что-то изменить.

«Мы хотим, чтобы нас помнили как хороших игроков, – говорит Куреши. – Пока что мы справляемся. Но чем крупнее турниры, в которых мы принимаем участие, чем больше титулов мы выигрываем, тем больше людей могут услышать наше послание».

Они надеются сыграть выставочный матч на границе в Ваге (этот город еще называют азиатским Берлином), чтобы Бопанна подавал из Пакистана, а Куреши – из Индии. Теннисисты уже вели переговоры с правительствами обеих стран, но пока, в основном, из соображений безопасности, идея заморожена.

Возможно, это все же случится, если парные дипломаты будут по-прежнему прогрессировать».