6 мин.

Старая школа. Как тренировал Пэт Бернс

Что можно сказать о человеке, о котором все знают очень много? Если вы поклонник НХЛ, то вы, вероятно, знаете историю Пэта Бернса: полицейский в течение 17 лет в Квебеке, трехкратный обладатель «Джек Адамс Трофи» (как тренер трех клубов Original Six: «Монреаль» (1989), «Торонто» (1993) и «Бостон» (1998), обладатель Кубка Стэнли в сезоне 2002-2003 с «Нью-Джерси». Он скончался в 2010 году после борьбы с раком, а сейчас его, наконец, избрали в Зал хоккейной славы.

Роб Блэйк, Доминик Гашек, Майк Модано, Петер Форсберг. За этими выдающимися игроками трудно заметить, что в Зал славы войдет и хоккейный тренер Пэт Бернс. За всю свою 15-летнюю карьеру он не попал в плей-офф только один раз. Только два раза количество поражений было больше, чем количество побед. Он умел приходить, и сотворят чудеса: в самом первом сезоне в «Монреале» он выиграл 53 игры из 80, и уступил в финале Кубка Стэнли только «Калгари» (2-4 в серии). Потом «Торонто» - и вылет только в финале конференции. У Пэта не задалась карьера в «Бостоне», однако с «Нью-Джерси» он выиграл Кубок Стэнли в первый сезон.  

Свой первый Кубок Стэнли Олег Твердовский выиграл как раз под руководством Бернса. Находившийся тогда в составе другой россиянин Сергей Брылин поднял Кубок над головой уже третий раз.

Это был тренировочный лагерь «Нью-Джерси» в сентябре 2002 года. Каток был пуст за исключением горстки журналистов на трибунах и парочку игроков на льду. Первый сезон Бернса в качестве тренера команды, и игроки уже проявляли знаки уважения к нему. Капитан Скотт Стивенс имел проблемы при выполнении одного из упражнений. Видя это Бернс крикнул на него, и все обратили внимание на это. Стивенс упал на лед и начал крутиться, как бревно. Сначала влево, потом вправо и так до тех пор, пока Бернс не был удовлетворен. После этого Стивенс поднялся, а упражнение продолжилось.

Впрочем, это еще не все. Минут через пять Бернс снова громко свистит, останавливая упражнение. На этот раз это был Джо Нуиндайк. Он должен был упасть на лед, как ранее это сделал Стивенс - и он начал валяться на льду, как бревно. Один капитан, один бывший капитан; два обладателя «Конн Смайт Трофи» - если эти два будущих игрока Зала славы не всегда получали специального промывания мозгов, а как было с остальной частью команды?

У всех было много уважения к тренеру Бернсу. Его методы и стиль подходили под строительство боеспособной команды. В трех предыдущих командах Бернс носил усы, но как только он приехал в «Нью-Джерси» их уже не было. Лу Ламорелло не имел строгую политику на счет внешнего вида (до плей-офф, конечно), но Бернс хотел, чтобы команда понимала, что нужно соблюдать правила, которые ставятся боссом.

Таких тренеров, как Бернс - жестких, требующих железную дисциплину, сейчас достаточно много. Существует множество примеров, когда правильно играющие команды добивались самых высоких результатов. В чемпионском составе «Нью-Джерси» были игроки под определенные задачи. Когда вы имеете в воротах Марти Бродера, а в обороне Скотта Стивенса, Брайан Рафалски и Скотта Нидермайера, то вы априори должны быть лучшей защищающийся командой. Документальные потверждения были на лицо: «Дьяволы», как и «Филадельфия», пропустили меньше всех в регулярном сезоне 02/03 (166 шайб). «Дэвилс» не топтали всех в атаке - у них была просто качественная система Пэта Бернса, о которой много говорили сами игроки. В финале конференции они встретились обладателем Президентского кубка - «Оттавой» во главе с Патриком Лалимом, Марианом Хоссой и Даниэлем Альфредссоном. Семиматчевая серия закончилась победой «Дэвилс».

В 2004 году Бернсу был диагностирован рак легких. Пэт боролся не только с этой болезнью, но и раком печени, который был диагностирован в 2005 году. Через пять лет в одном из интервью Бернс заявил: «Я знаю, что моя жизнь подходит к концу, и я должен признать это». 19 ноября 2010 года Бернс скончался.

В идеальном мире Пэт должен был иметь возможность выйти на подиум, чтобы принять честь от входа в Зал славы. Все запомнили его, как великого тренера, отличного человека, умевшего находить связь с игроками, несмотря на свою тяжелую руку. Он добивался самого главного - уважения.

«Это огромная честь. Я знаю, что Пэт был бы счастлив, если бы узнал об этом. Это очень эмоциональный день для семьи Бернс. Это великий день не только для семьи, но и для поклонников. Лишь одно слово приходит на ум - это благодарность», - сказал вдова Бернса Линн.

Патрик Элиаш

«Честно говоря, мое время с Бернсом было, вероятно, самым тяжелым в течение моей карьеры. Он был очень жестким, и я не думаю, что у нас было хорошие понимание друг с другом, но во второй сезон многое изменилось, когда мы узнали, что происходит с ним в плане здоровья. И у нас начались налаживаться отношения не только на льду, но и вне него. Я уважаю Пэта до сих пор. Это был отличный опыт, есть чему поучиться.

Я всегда буду помнить, когда мы выиграли с ним Кубок Стэнли в 2003 году. Он показал нам, что есть больше, чем один способ выиграть титул: в 2000 году мы сделали это, играя в невероятный хоккей - атака, оборона, отличные игроки. В 2003 году у нас не было такого талантливого коллектива. Разные игроки выполняли свою работу каждую игру. Это свидетельствует о том, как тренер влиял на нас», - сказал Элиаш.

Мартин Бродер

«Пэт был интересным тренером для меня, он делал игру веселой, и у него довольно хорошая система. Он из тех людей, которые требовали уважения; он же был полицейским. У него бывало разное отношение - одно время тяжеловато, другое - хорошо, но он очень хороший человек. Наши семьи стали дружить. Однажды мы даже поехали кататься  на мотоциклах  вместе.

Определенно было грустно видеть, что с ним произошло. Пэт был парнем, который действительно любил жить», - рассказал Бродер.

Брайан Джионта

«Бернс - один из лучших тренеров, которых я когда-либо видел. Он дал мне отличный старт в этой лиге, и я бесконечно благодарен за это. Пэт - честный тренер, который вознаграждал вас, когда вы делаете правильные вещи и играете правильно. Конечно, он был нашим тренером, когда мы выиграли Кубок Стэнли в 2003 году, так что у меня остались хорошие воспоминания», - сказал Джионта.

Грант Маршалл

«Для меня Пэт был одним из моих любимых тренеров, с которыми я имел дело когда-либо. Он был страстным человеком, который не особо-то кричал, и находил контакты с игроками. Пэт ничего не стеснялся - он был настоящим, живым. Он не боялся выбить из вас все дерьмо, а потом мог подойти, похлопать по плечу и сказать: отличная работа. Я думаю, что это ключевой атрибут. Тренер может крикнуть на игрока - и это нормально, но вы можете получить и похвалу.

Он был настоящим мужчиной, настоящим тренером, тренер стиля старой школы. Он всегда старался защитить своих игроков. Пэт должен быть в Зале хоккейной славы.

Некоторые тренеры говорят: играть трудно, играть трудно, вот и все. И я не думаю, что это справедливо. Пэт признавал, что особо не забоится о мастерстве, он просто хотел побеждать. Если вы нападающий - нападайте. Если вы забивной форвард - забивайте. Самое главное то, что вы должны упорно работать и играть за себя и того парня», - вспоминал Маршалл.

При написании использовались материалы The Hockey Writers и ESPN