5 мин.

Новые правила драфт-лотереи НХЛ поощряют «слив» сезона.

Коннор МакДэвид

Автор The Hockey News Брайан Костелло рассказывает о тонкостях проведения драфт-лотереи 2015, и о последствиях этого, применительно к результатам команд.

Некоторое обновление процедуры драфт-лотереи НХЛ в этом сезоне может привести к обратным последствиям, а именно: команды со дна турнирной таблицы будут осознанно пытаться остаться на 30 строчке. Они смогут извлечь из этого много пользы.

Для начала, немного предыстории.

В августе, Лига объявила о новых правилах драфт-лотереи, которые будут введены поэтапно, в течение двух лет. Изменения, которые вступят в силу в 2015, это небольшие поправки к шансам на победу в лотерее — они теперь более сбалансированы и команда, занявшая последнее место, имеет 20%-ую вероятность победы, тогда как раньше вероятность была 25%.

Реальные изменения наступят в 2016, когда драфт-лотерея будет определять 3 первых команды, выбирающих на драфте.

Не став вводить это правило сразу с 2015, НХЛ невольно поощряет худшие команды Лиги «сливать» сезон в попытке остаться на 30 строчке. Все из-за того, что в 2015 на драфт выходят двое талантливых проспектов. Коннор МакДэвид, названный лучшим проспектом за три года до драфта, очень хорош в этом сезоне. В прошлом году возможным вторым номером драфта (после МакДэвида) был назван Джек Айкел. Они лидеры среди всех проспектов, выходящих на драфт в этом году.

Так почему же некоторые команды захотят оказаться как можно ниже в таблице? Согласно новых правил лотереи, команда занявшая последнее место имеет 20% вероятность победы в лотерее (МакДэвид) и 80% вероятность на второй выбор (Айкел), потому что команда может потерять только одну позицию. Другими словами, худшая команда со 100% вероятностью возьмет на драфте талантливейшего игрока.

Команда, занявшая 29 место, имеет 13,5% шансов на первый пик, 20% вероятность на второй выбор (если первый пик выиграет 30-я команда), и 66,5% взять третий пик (если другая команда, не попавшая в плей-офф, выиграет лотерею). Другими словами, вторая с конца команда имеет две трети шансов не взять одного из суперталантов.

Разница между 29 и 30 местом в таблице колоссальна — 100% вероятность получить будущую суперзвезду НХЛ против 33,5%.

Если бы НХЛ ввела бы все изменения драф-лотереи уже с текущего сезона, было бы меньше поводов для «слива» сезона. Потому что тогда три худшие команды разыгрывали бы три первых выбора на драфте. И вместо одной команды имеющей 100% вероятность забрать МакДэвида или Айкела, было бы две, имеющие 20% возможность забрать одного из них.

Давайте возьмем «Баффало» и «Каролину» в качестве примеров (но это могут быть и две любые другие команды), ведь, похоже, что они и займут последние строчки в таблице. Сказать по правде, вряд ли они будут бороться за плей-офф уже в январе. И как только сезон войдет в завершающую стадию, они начнут «сливать» оставшиеся матчи, чтобы остаться на последней строчке. Не в конце таблицы, а именно на 30-м месте.

Не думайте, что слово «слив» употребляется в пренебрежительном смысле. Просто оно используется, как наиболее подходящее. (Стыд! Позор! Он одобряет «слив»!) Более предпочтительно — «стратегия улучшения состава команды». Не верится, что «слив» возможен в профессиональном спорте. Нет таких тренеров, которые будут заставлять своих игроков проигрывать. Это разрушительно для их репутации. Даже если и были такие тренеры, которых просили об этом игроки, но все равно это маловероятно, если не невозможно.

Не думается, что «стратегия управления командой» должна быть полностью оправдана для скрытого использования генменеджерами. Почему «Сейбрс» не должны вызывать третьего вратаря Нэтана Льювена на некоторое количество игр? Если он будет хорошо проявлять себя в АХЛ, и клуб захочет посмотреть на его игру на уровне НХЛ. Почему «Харрикейнз» не должны вызывать своих проспектов-защитников Кигана Лоу и Дэнни Биегу в марте, чтобы дать им возможность поиграть против форвардов НХЛ?

Главная задача перестраивающейся и барахтающейся на дне таблицы команды это определение того, что происходит с её проспектами и чего они стоят на взрослом уровне. Ясно, что если о команде говорят, как о претенденте на последнее место, то её состав недостаточно хорош. В сущности, генменеджер должен собрать максимум информации об имеющихся игроках, и побочной стороной будут поражения по ходу сезона, утешительный приз которого весьма ценен. И что тогда не так?

Вернемся в сезон 1983-1984, когда «Питтсбург» и «Нью-Джерси» были двумя худшими командами Лиги. Тогда не было драфт-лотереи, и обе команды знали, что летом на драфт выйдет суперталант. И он уйдет в последнюю команду.

«Пингвинс» и «Девилз» соревновались за последнее место. Обе команды выиграли только по 2 игры из 14 в последнем месяце регулярки. Решающий матч состоялся 6 марта, когда они сыграли друг с другом. «Питтсбург» вызвал Венсана Трембле из низшей лиги, потому что бекап Майкл Дион был травмирован. «Пингвинс» проиграли 6-5 и «Нью-Джерси» обошли их в таблице. Трембле сыграл еще три игры — стартовый голкипер Денис Херрон остальные семь — и за три матча у него было  6,00 GAA и 83,1% отраженных бросков.

С такой вялой игрой, «Питтсбург» финишировал последним (38 очков), и забрал Марио Лемью. «Девилз» выигравшие тот важнейший матч 6 марта финишировали с 41 очком и забрали Кирка Мюллера.

Вернемся к Драфту-2015, на котором будут два суперталанта. (Многое может измениться между настоящим моментом и июнем 2015, если мы говорим о 17 и 18-летних парнях, но скауты утверждают, что и МакДэвид и Айкел в полном порядке.) Учитывая новые правила, последняя команда в любом случае заберет одного из будущих суперзвезд Лиги. Или «звезду поколения»? Шанс, который может и не выпасть второй с конца команде.

Поэтому не обманывайте себя. Если команда из низов таблицы будет иметь шанс остаться на 30 строчке, то она, деликатно или не очень, обязательно его использует. Возможно, это не будет так открыто, как это делал генменеджер «Филадельфии» в НБА в сезоне 2013-14 Сэм Хинки, получивший разрешение от владельцев на формирование заведомо слабого состава, но такое тоже может случиться в текущем сезоне НХЛ.

Статья опубликована на The Hockey News.

Фото:Claus Andersen/Getty Images