11 мин.

Пас на Грозный

В первом туре чемпионата России по футболу грозненский «Терек», вполне возможно, 14 марта будет играть матч против самарских «Крыльев Советов» в столице Чечни. До сих пор домашние матчи грозненской команды проходили в Пятигорске и Лермонтове. Болельщики «Терека» из официального фан-клуба активно готовятся к историческому событию – сочиняют баннеры и ведут бурную интернет-переписку с другими фан-движениями, убеждают болельщиков, что ехать в Грозный можно.

В этом же они убеждали и корреспондентов Newsweek, посетивших на прошлой неделе Грозный. Фанаты встречали журналистов сразу на пяти тонированных автомобилях; нам предложили самый элитный – белую «Волгу». «Мы хотим нормально жить, смотреть футбол, свою команду, – объясняет Сайхан, лидер фан-движения, включая первую передачу. – А то говорят про нас, что мы дикие. Один болельщик на форуме написал: “Не приезжайте к ним, они вас посадят в тонированную “шестерку” и вывезут в горы собирать черемшу”. Через пару минут «Волга» останавливается около небольшого подвального ресторанчика, Сайхан предлагает продолжить разговор там. Гордо оглядывая «тонированную» делегацию, Сайхан резюмировал: «У нас даже и “шестерки” нет, сам видишь».

Чтобы уже в марте «Терек» начал играть в столице Чечни, грозненский стадион должен пройти лицензирование Российского футбольного союза (РФС) – комиссия, как ожидается, приедет в ближайшие две недели. Решение РФС будет иметь не только спортивное, но в большей степени политическое значение: положительное решение станет для Чечни самым ярким символом нового, мирного времени. По информации Newsweek, проводить домашние матчи в Грозном «Тереку» скорее всего разрешат.

Два года назад чеченская команда побывала в премьер-лиге, но довольно быстро вылетела из нее: состав у чеченцев был откровенно слабый. Сейчас «Терек» вновь в высшем дивизионе, и вновь выглядит одной из слабейших команд чемпионата. В таком случае матчи в Грозном очень кстати, ведь преимущество своего поля в Чечне будет особенно сильным.

По рамзанову веленью

Восстановленный из руин грозненский стадион им. С. Белимханова команда в качестве своей домашней арены до сих пор в РФС не заявила. Сначала планировали сделать это 25 февраля, но не успели со строительными работами. Сейчас в клубе называют другую дату – 4 марта. «Я думаю, в любом случае проблем с лицензированием не будет», – говорит источник Newsweek в РФС, ссылаясь на «политическое решение». На это же решение напирает и Хайдар Алханов, министр спорта Чечни. Инициатива по проведению матчей в республике шла от президента Рамзана Кадырова. По словам представителя «Терека», последние сомнения чеченцев отпали после встречи Кадырова с самарским губернатором Владимиром Артяковым. Президент Чечни одобрил открытие в республике сборочного производства АвтоВАЗа, а губернатор в ответ гарантировал, что самарские «Крылья Советов» с радостью проведут первый свой матч сезона в Грозном.

Но даже если к началу сезона грозненцы не успеют, комиссия, по словам источника в РФС, приедет в Грозный «на следующий же день» после рапорта о готовности. Эта комиссия, шутят в «Тереке», в долгу у Чеченской Республики. Совсем недавно чиновники РФС проводили лицензирование стадиона «Спартака» в соседнем Нальчике; там у них украли документы, и найти пропажу удалось только благодаря вмешательству чеченских силовиков. Тогда же комиссия нанесла первый визит в Грозный. В начале февраля грозненский стадион, по мнению чиновников, требовал небольших доработок: еще одной трибуны на 3000 мест, нового освещения и табло. «Играть в Грозном в нынешнем сезоне все равно будут», – резюмирует источник Newsweek в РФС.

На прошлой неделе табло было готово к установке, а прожектора уверенно справлялись с ночной мглой. Каркас новой трибуны был уже смонтирован, и четверо рабочих прикручивали к нему пластиковые сиденья зеленого и белого цветов, составляющие надпись «Терек». Пока готовы были лишь «Те», но мужчины хором заверили корреспондента Newsweek, что с «реком» они справятся в ближайшие дни. «Нам Рамзан так велел!» – серьезно сказал один из них и выразительно посмотрел на большой плакат «Единой России» с фотографией президента республики. За работами на стадионе следят еще два плакатных ревизора – Владимир Путин и Ахмат Кадыров.

Подтрибунные помещения пока пустуют. Зато в главную VIP-ложу уже завезли мебель, а у входа поставили вооруженного охранника в камуфляже. Отсюда будет смотреть за матчами Кадыров-младший с гостями. В президентских апартаментах – картины в золоченых рамах, огромные ковры и роскошные шкафы с дорогой посудой. Ложа трехкомнатная – есть спальня с огромной кроватью, просторная гостиная с широкими кожаными диванами и кабинет с письменным столом и большой плазменной панелью. Есть и кухня, которая будет работать во время матча специально для президента.

Стол и дом

Комиссия будет проверять не только стадион, но и город в целом. Единовременно в Грозный могут приехать до 1000 болельщиков – их нужно где-то размещать, кормить и охранять. Большую гостиницу строят в Гудермесе – к началу сезона и как раз для болельщиков. В гостинице шли отделочные работы: мужчины паяли перила на лестницах, женщины штукатурили потолок, а подходы к отелю были завалены строительным мусором. Рабочие ругали холодную погоду и говорили, что подвести Кадырова никак нельзя – всё сдадут в срок.

«Европа будет», – описал будущий отель рабочий Халид. Пояснил: в обычных номерах – две кровати, две тумбочки, телевизор, телефон и холодильник, в люксах – к тому же интернет и подогреваемый пол.

В самом Грозном есть несколько частных мини-отелей. В одном из них довелось жить корреспонденту Newsweek. Отель называется «Четыре сезона», над входом – вывеска «Гостиница». Администратор Лейла вечером встретила журналистов в банном халате, а с утра сидела в своей тесной каморке и наигрывала грустные мелодии на гитаре.

К началу сезона для болельщиков, возможно, будет выпущен путеводитель, и тогда отели и рестораны обретут названия. Сейчас же на каждом втором заведении общепита – лаконичное «Кафе». Гид расскажет и о достопримечательностях: в отреставрированном Грозном много совсем новых памятников. «Каждый что-то интересное найдет», – сказал корреспонденту Newsweek пресс-атташе «Терека» Мурад Дикаев и предложил пройти к памятнику журналистам, погибшим во время чеченских кампаний.

«Выйдем за город и разберемся»

Болельщики «Терека» обещают: если приезжие фаны «будут соблюдать наши законы», проблем у них не возникнет. Правда, законы, озвученные Сайханом, по фанатским меркам просто жестокие – «чтоб не пили, матом не ругались, старших уважали, к девушкам не приставали, под стадион не отливали».

Корреспондент Newsweek сидел с десятком болельщиков в подвальном ресторане Грозного около часа. Все мирно пили только чай, не было произнесено ни одного нецензурного слова. «Бояться здесь никто не будет, – уверенно говорит болельщик под интернет-ником Chechen Man (настоящее имя просил не называть. – Newsweek). – Ты пойми, мы люди мирные, но если к нам приедут любители экстрима…»

Главными «любителями экстрима» грозненцы считают болельщиков московского «Спартака». Те прошлым летом во время кубкового матча против «Терека» в Пятигорске вывесили плакат «Буданов – герой Чечни». На трибуне его развернули всего на несколько секунд, но чеченские болельщики это запомнили. «На Кавказе личное оскорбление просто так не обходится, – медленно произносит Сайхан. – Хотят стенка на стенку – выйдем за город и разберемся. Самое обидное только, что винить после этого будут нас. Скажут, в Чечне опять неспокойно».

В прошлом году болельщикам неспокойно было и в Нальчике, куда они ездили поддерживать свои клубы в матчах против местного «Спартака». И не только болельщикам: автобус футболистов ЦСКА, например, забросали камнями. Болельщики московского «Спартака», выезжая в Нальчик, даже запаслись оранжевыми пластиковыми касками. Предусмотрительно. По воспоминаниям фанатов, местные болельщики забирались на деревья у гостевой трибуны – и оттуда весь матч летели камни. Многие фанаты вернулись домой с ранениями. «Они уже на подходе к стадиону орали нам “Убьем! Зарежем!”» – вспоминает Стас, один из участников тогдашнего «спартаковского» выезда. Теперь, по словам болельщика, все фанаты подобного ждут и от поездки в Грозный. «Чеченцы, правда, вроде научились бороться с беспределом», – утешает сам себя Стас.

«Медведеву писать не будем»

В «Тереке» неохотно вспоминают сезон 2005 г., когда команда вылетела из премьер-лиги. Тогда летом руководство клуба, чувствуя приближающийся провал, обвинило во всем судей – те якобы в нескольких матчах подряд «душили» команду. Клуб написал открытое письмо Владимиру Путину с жалобой. Тот никак на него не отреагировал. «Чеченцы в глубине души наивные люди, но была надежда, что именно этот человек может что-то изменить, – говорит Дикаев. – Медведеву писать теперь не будем».

Но Кремль может помочь «Тереку», если «политическое решение» о проведении матчей в Грозном все-таки будет принято. В него верят все в клубе – кроме, как ни странно, главного тренера Леонида Назаренко.

Формально инициативу Рамзана Кадырова поддержали все команды премьер-лиги, кроме ЦСКА. Но в неформальных беседах, по словам Назаренко, всё иначе: «Я общаюсь с клубами, судьями, все боятся ехать в Грозный. Я думаю, при решении этого вопроса предстоит большая битва».

Побиться стоит, признает тренер, ведь проведение матчей в Грозном даст значительное преимущество его команде. Один из футбольных агентов сказал Newsweek, что его подопечные, футболисты с российским паспортом, «без вопросов» поедут играть в Грозный, но у клубов наверняка возникнут проблемы с легионерами – многие иностранцы могут просто испугаться. «Думаю, что команды будут тушеваться именно из-за одного только осознания, что это Грозный», – говорит наставник «Терека».

В прошлом году Назаренко недолго возглавлял краснодарскую «Кубань». Клуб в конце сезона вылетел из премьер-лиги, хотя имел состав значительно сильнее нынешнего «Терека». Назаренко с легкостью находит объяснение прошлогодним неудачам: «В Краснодаре руководство свыше мне постоянно советовало, кого ставить на игру, по какой тактике играть, – вспоминает тренер. – Когда я сказал, что не буду делать так, как хотят они, внезапно прекратилось финансирование, и мы три месяца сидели без зарплаты».

В Чечне с финансированием проблем нет. Клуб получает деньги от федеральных спонсоров и от Фонда им. А. Кадырова, существующего на деньги местных бизнесменов. «Зарплаты вовремя выплачиваются, а если надо еще, Рамзан Кадыров лично человека своего к нам посылает – и через два часа деньги у нас есть», – рассказывает Тимур Джабраилов, капитан и один из немногих этнических чеченцев в команде.

Один из агентов, чей футболист в прошлом году покинул «Терек», в интервью Newsweek подтвердил, что проблем с деньгами в Грозном нет: «Только все равно туда футболисты неохотно едут, и комплектование ведется по остаточному принципу. Чечня – она и есть Чечня».

«Сам Кадыров говорит»

Корреспондент Newsweek на прошлой неделе застал «Терек» в Сочи – здесь у команды проходили предсезонные сборы. Жили футболисты в совсем скромной гостинице «Спутник», по соседству с детской командой питерского «Зенита» и юношеской женской сборной России по футболу.

На комплектование команды в межсезонье было потрачено $8–9 млн, рассказывает Newsweek Алханов. Но затраты, похоже, не оправдались. «На выходе у них примерно тот же по качеству состав, что и два года назад, – говорит один из футбольных агентов исключительно на условиях анонимности. – С ним можно бороться только за выживание в премьер-лиге».

«Терек» сменил стратегию комплектования команды: два года назад они привлекали в основном возрастных игроков «с именем», а сейчас берут молодых – «на вырост». Осталась в клубе и специальная позиция для коренного возрастного чеченского игрока. Два года назад таким был Дени Гайсумов, сейчас – Тимур Джабраилов, племянник известного бизнесмена.

Тимуру 34 года, и он готов закончить футбольную карьеру. «После каждого сезона я подхожу к руководству клуба и говорю: “Может, хватит? Пора молодым дорогу уступать”, – рассказывает Джабраилов. – А они отвечают: “Подожди. Проблемы у нас пока есть”». В этом году, если «Терек» не вылетит, Тимур Джабраилов, возможно, уйдет из футбола и поедет в свое родное чеченское село – нужно заново отстроить разрушенный за годы войны дом. «Найму рабочих и буду неусыпно за ними следить, – говорит футболист. – Сам Кадыров говорит, что если не следить за рабочими, то и выйдет все вкривь и вкось».

Кадыров любит футбол. Игроки «Терека» рассказывают, что их покровитель каждую неделю собирает команду из своих министров и гоняет мяч. После выхода «Терека» в премьер-лигу он позвал к себе всю команду, а потом даже сыграл в небольшом товарищеском матче. «Играл он впереди и даже забил два мяча – отличный показатель для нападающего», – с улыбкой говорит Джабраилов. Команде прошлой осенью даже устроили праздничный ужин, на котором Катя Лель исполнила песню на чеченском языке.

На открытии грозненского стадиона – 14 марта или чуть позже – Кати Лель не будет, потому что «для начала надо хоть что-то выиграть», смеется Джабраилов. «А вот салют в честь мирной жизни наверняка устроим, – говорит пресс-аташе Дикаев. – Он ведь всего 3 млн рублей стоит».

Алексей БЕЛЯЕВ