3 мин.

Теннисисты. Первая спортивная субкультура «новой России»?

Как так получилось, что пока другие спортсмены не знали, что делать с популярностью и деньгами, не понимали, опираться ли на традиционные советские спортивные ценности или придумывать свои идеалы, российские теннисисты уже к началу "нулевых" сформировали собственную субкультуру, самодостаточную, не претерпевшую революций и каких-то существенных изменений до сих пор? Более того, теннисисты сумели выстроить гармоничные отношения с окружающими социальными группами, избежать скандалов, связанных с непониманием и завистью, больших конфликтов с болельщиками, чиновниками, другими спортсменами. Как сложилось такое идеальное по сравнению со множеством других сообщество?

Легко представить, как именно теннисисты говорят "мы никому ничего не должны", массово меняют гражданство, открыто ругают чиновников, не будучи зависимыми от их денег, ругаются между собой и с тренерами. Легко представить, как журналисты провоцируют Марию Шарапову, говорящую по-русский с акцентом, как среди комментаторов тенниса появляется свой "дмитрий губерниев", смешивающий Динару Сафину и ее тренера с грязью в период ее плохой формы. Что несут в себе теннисисты, не позволяя обществу вольно обращаться с их игрой и жизнью? Как им удалось в трудные 90-е создать субкультуру "будущей" России, опередив развитие общества на 10-15 лет?

Давайте попробуем разобраться в этом интересном культурном феномене, начнем с анализа того, что влияет на теннисистов с самого детства.

Детство и семьи

Что из себя представляют семьи, желающие сделать из своего ребенка теннисиста? Во-первых, это люди, которые хотят совместить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, ведь теннис - это "шахматы в движении". Во-вторых, родители теннисистов хотят воспитать лидера и ограничить влияние других лидеров, что происходит, например, в командных видах спорта или даже секциях бокса и борьбы. В теннисе специфика обучения сводит спортсмена и тренера один на один, возникает контакт "гуру - ученик". Выбор хорошего тренера здесь гораздо важнее выбора, например, учебной группы, в которую попадет ребенок. В результате, идеальный теннисист - это гармонично развитый человек-лидер. Из недостатков возможны излишняя индивидуалистичность, неумение работать в команде, независимость от мнения окружающих, но в нашем про-западно ориентированном обществе это и недостатками-то назвать сложно.

Интересны и стратегические цели родителей потенциальных теннисных звезд. Сложно сказать, как происходит сейчас, но в 90-е годы такие семьи с детства воспивали в теннисистах космополитичное сознание. То ли в надежде уехать из страны, то ли в силу собственных взглядов на мироустройство. Отданный в испанскую академию-интернат Марат Сафин или всю сознательную жизнь проведшая в США Мария Шарапова - продукты именно такого воспитания. С другой стороны, Мария выступает за Россию, а Марат и вовсе участвует в общественно-политической жизни страны. И это не смотря на все возможности навсегда забыть о нашей необустроенной Родине. Конечно, случались и в теннисе отказы выступать за сборную на Кубке федераций, но спортсмены всегда благодарно принимали участие в олимпийском теннисном турнире под Российским флагом. 

Советское влияние

Кроме семей на теннисистов обязательно должна была повлиять советская спортивная субкультура. Первые тренеры, спортивные теннисные секции 90-х вроде бы должны были настроить ребят и девчонок на победу любой ценой, ответственность перед народом великой страны за результат. Почему этого влияния не было оказано на Сафина, Курникову и Шарапову, понятно, они изначально занимались с иностранными специалистами, но почему даже те теннисисты, которые прошли свой путь под руководством россиян, разделяли ценности "западных" товарищей, для меня пока остается загадкой. Неужели отечественные трениры имели настолько гибкое мышление, что за несколько лет растеряли ценности, внушенные советской системой? (UPD: спасибо за обсуждение этого вопроса в комментариях пользователю tsunami is coming)

Другой интересный вопрос, почему и россияне-участники ATP и WTA тура, и молодые люди, воспитанные на Западе, так быстро находят единую нормативно-ценностную основу для жизни. Скорее всего, ответ такой: мировое сообщество элитных теннисистов само по себе является очень мощной субкультурой вне государственных и этнических границ.

Корпоративные ценности WTA и ATP

Может быть, тогда не стоит российских теннисистов отделять от корпоративных культур ATP и WTA, которые до сих пор пытаются позиционировать теннис видом спорта аристократическим? Может, не стоит выделять отдельное русскоязычное сообщество и наделять их какими-то своими ценностями? Сложный вопрос, который заставляет нас анализировать, чем ценности Серены Вильямс отличаются от ценностей Анастасии Павлюченковой. Мне очень нелегко в таком анализе, я привык следить только за российскими спортсменами.

Поэтому давайте в конце статьи пафосно назовем российских теннисистов и всех, кто их окружает, самыми прогрессивными в культурном плане представителями российского спорта, а их сообщество - первой спортивной субкультурой "новой России", с успехом избежавшей негативного влияния советского наследия и раньше всех встроившейся в мировую спортивную семью.