30 мин.

Красавчик Карри, ленивая задница Хардена, мученик Пол. Правильно ли мы запомнили серию между «Голден Стэйт» и «Рокетс»?

После того как «Уорриорс» подписали Кевина Дюрэнта летом 2016-го, стали появляться сомнения о том, осталась ли в НБА интрига. На бумаге «Голден Стэйт» выглядел командой, которая слишком сильна, чтобы проиграть. Но тогда еще оставались вопросы, смогут ли «воины» поделить мяч и готов ли Дюрэнт побеждать. А вот после того, как «Голден Стэйт» катком прошелся по плей-офф, отдав лишь один матч за 4 серии в 2017-м, стало очевидно, что сомнения по поводу «Уорриорс» излишни.

Более того, их основные конкуренты после этого стали заметно хуже. Летом 2017-го Кайри Ирвинг потребовал обмена из «Кливленда», ослабив «Кэвс», а Кавай Ленард по ходу сезона-17/18 никак не мог залечить травму и вдрызг разругался с «Сан-Антонио».

На этом фоне начинаются разговоры, что некоторые команды не собираются даже пытаться соперничать с «Уорриорс». «Голден Стэйт» выглядит настолько мощно, что гораздо более логичной опцией выглядит просто подождать, когда «воины» кончатся.

Покупать ветерана, готового побеждать? Лучше сделаем это через пару лет. Переплачивать игроку, который сделает нас чуть сильнее, но забьет платежку? Не сегодня. Какой смысл, если в лиге есть «Уорриорс».

Но так рассуждали не все. Летом 2017 «Рокетс» выменивают себе вторую звезду в лице Криса Пола и подписывают нескольких ветеранов в ротацию – Такера и Мба а Муте летом, а по ходу сезона добавляют в состав Джеральда Грина и Джо Джонсона. Более того, летом «Рокетс» почти украли у «Уорриорс» Игудалу, которого уговорили остаться в «Голден Стэйте» только в последний момент.

И это становится вызовом. Моури собирает состав, который может навязать борьбу «воинам». Более того, «Хьюстон» вкладывается в ветеранов и собирается бороться с «Уорриорс» сейчас, когда те находятся на пике. Но главное – системность подбора исполнителей. «Рокетс» собирают состав именно для противодействия «Голден Стэйт». Подвижный «большой» и куча универсальных 3&D вингов, чтобы разменивать каждый заслон в защите и убрать фирменное движение мяча от «Уорриорс». Два потрясающих боллхэндлера, которые смогут выжить в таком баскетболе и создать хорошую атаку, когда вокруг полно игроков с броском.

Чтобы навязать «Уорриорс» борьбу, «Рокетс» собрали команду с минимумом слабых мест. «Хьюстон» в том сезоне получил первый посев на западе и отлично смотрелся против «Уорриорс» в «регулярке». Намечалась битва. И в итоге команды подарили нам одну из лучших серий последних лет.

Сегодня вспомним, как это было. 

Общий игровой рисунок

По большей части «Уорриорс» и «Рокетс» являлись антиподами. «Воины» всегда старались двигать мяч и выходить на броски за счет командной игры. Это постоянное движение, большое количество передач, «кружева-стеночки» и все такое. А «Хьюстон» предпочитал обострять за счет индивидуальных усилий. Игра была построена на том, что Пол и Харден один на один могут обыграть чуть ли не любого в НБА. Так что в определенном смысле это была идеологическая борьба – чья философия лучше.

Но у команд было кое-что общее. А именно – запредельная требовательность к универсализму. «Хьюстон» и «Уорриорс» всегда любили размениваться в защите. А, играя друг против друга, они доводили это до предела. «Рокетс» так пытались помешать «воинам» двигать мяч. «Уорриорс» просто не имели особых вариантов – когда «Хьюстон» переходил на игру с Такером-центром, то на паркете было 5 игроков с броском, ну и как тут не размениваться? Что еще делать с пик-н-роллом, оба участника которого могут бросить?

И в целом серия уперлась в несколько основных моментов:

Харден и Пол пытались получить размен на Луни или Белла, когда те были на паркете. Когда их не было, «Рокетс» пытались вывести Хардена на Стэфа Карри (Джеймс изначально крупнее, а конкретно на ту серию Стэф заходил явно не в форме – он пропустил старт плей-офф из-за травмы). Получив преимущество, боллхэндлеры «Рокетс» шли в обыгрыш, и дальше либо находили открытый бросок для себя, либо стягивали подстраховку, выводя на бросок партнера.

«Уорриорс» поначалу были вынуждены заниматься примерно тем же самым. Мяч не двигался, так что Карри и Дюрэнт старались выводить себя на удачный размен. Харден, Капела, в случае Дюрэнта еще Пол и Гордон – эти люди, как правило, не слишком успешно справлялись с Карри и КейДи. Вообще, по ощущениям, Дюрэнту было плевать, против кого атаковать: он попадал через всех, но при прочих равных зачем переть против Аризы, когда можно разменяться на Хардена?

И обе команды старались страховать в «краске» за счет соперников, которые не могли вытянуть своего игрока на дугу.

В итоге «Рокетс» против «Уорриорс» – это та серия, где «большим» приходилось сложнее всего.

Если «Уорриорс» по сезону часто играли с классическим центровым, но на первый матч серии с «Рокетс» выпустили стартовый состав с Дрэймондом на «пятерке».

«Рокетс» в «регулярке» чаще выпускали в старте Капелу и Андерсона. Но к плей-офф Райан не просто вылетел из старта, он вообще почти не играл.

В общем, на паркете оставаться не мог вообще никто.

Пачулию и Макги толком даже не пробовали выпускать. Уэста, Андерсона и Нене жесточайшим образом вынесли в первом же матче. Керр после этого пробовал на определенных отрезках выпускать Дэвида, и у ветерана даже положительный +/- по серии. Но главное воспоминание о Уэсте в том финале – это то, как СиПи возит «большого» по паркету, и Ливингстон фолит просто, чтобы убрать Дэвида с площадки.

Даже универсальные Луни и Капела зачастую выглядели неуместно и, как правило, не играли в концовках. Потому что в атаке это люди, которые не могут ни вести мяч, ни бросать, что упрощает сопернику защиту (хотя у обоих «больших» по серии положительный нет-рейтинг, что странно, ведь они частенько играли друг против друга). В принципе, если сильно захотеть, то эту серию можно рассматривать как один из первых сигналов к ультра-смоллболу от «Рокетс». 

Эволюция «Уорриорс»

«Хьюстон» весь сезон шел к тому, чтобы создать «Голден Стэйт» максимум проблем. И им это удалось. «Уорриорс» привыкли атаковать за счет движения мяча, за счет постоянных открываний. А защита «Рокетс» с массой разменов успешно перекрывала движение мяча, и поначалу выходить на открытые броски у «воинов» получалось только за счет индивидуальных действий.

А это – то, чего и добивались «Рокетс». Они чувствовали, что в такой игре у них самые высокие шансы. Их защита достаточно универсальна, чтобы работать в таком режиме. А у «Уорриорс» никогда не было необходимого количества снайперов, чтобы создать достаточное пространство для эффективной игры один на один. Вместо снайперов тут боллхэндлеры, которые гораздо полезнее, когда команда пасует мяч. В то же время лидеры «Рокетс» достаточно сильны индивидуально, чтобы в таком режиме атаковать, и вокруг них – куча снайперов.

Вопрос был в том, смогут ли «воины» показать свою игру.

Керр никогда не сомневался, что для победы нужно двигаться, и искал варианты, как наладить привычное нападение. Дюрэнт же явно считал это лишней тратой сил. КейДи видел, что мяч не ходит, и размены «Рокетс» не позволяют «воинам» выходить на броски за счет движения. При этом тот же Дюрэнт один в один выходил на бросок против кого угодно, даже играя с кучей не бросающих партнеров. Ну так и какого черта – просто бери, что тебе дает защита. Особенно, когда Карри пришел в себя и начал обыгрывать соперников на периметре, дав альтернативную опцию.

В итоге был выбран такой компромиссный вариант, где было больше индивидуальных действий, но атака не останавливалась.

Карри и Дюрэнт достаточно легко обыгрывали своих опекунов (или разменивались на тех, кого легко обыгрывали), но пока у «Хьюстона» на паркете было то 4 игрока с броском, то все 5, «Уорриорс» часто выходили с 3 людьми без «трешки». Чтобы как-то решить эту проблему, расчистить место и не позволять «Хьюстону» легко сдваиваться, небросающие игроки «Уорриорс» ставили заслоны под партнеров с броском. Выглядело это примерно так:

Пробовали наладить и командную игру.

Так, ложные заслоны и хэнд-оффы частенько путали защиту «Рокетс». Размен должен происходить в момент заслона, но, если заслона нет и игрок проскальзывает мимо, начинается путаница. Это наиболее распространенный способ наказать соперника, разменивающего все подряд. Особенно активно использовались заслоны Томпсона для Карри: оба настолько хороши и как шутеры, что сопернику нужно идеально переключиться на заслоне, ибо малейшее запоздание – это пропущенный трехочковый.

Кроме того, размены получались для того, чтобы было проще открыться без мяча. Какой-нибудь Томпсон сначала разменивался на Капелу, а потом резко открывался под получение без заслона, просто за счет рывка.

Но главное – у «Рокетс» просто не получалось четко работать на разменах весь матч. Во второй половине мяч у «воинов» все же начинал ходить. И это то, почему...

«Хьюстон» влетал в третьих четвертях

Эта тема стала одной из определяющих в серии. Вообще, «Уорриорс» всегда были очень успешны в третьих четвертях, это было таким фирменным знаком. Но одно дело разносить среднестатистическую команду в «регулярке», где это выглядит скорее забавной мелочью, а другое – создавать на этом реальное преимущество на уровне максимального сопротивления.

Так вот, в серии с «Рокетс» «воины» выигрывали третьи четверти с разницей в 9,7 очка.

И основная причина такого разрыва в том, что «Рокетс» начинали запаздывать в защите. Их размены могут казаться легкими для исполнения, но шутеры «Уорриорс» настолько смертоносны, что переключение должно быть идеальным. К началу второй половины «ракеты» несколько теряли фокус и начинали запаздывать, и перекрывать движение «Уорриорс» уже не получалось.

Вот немного цифр:

В первых половинах матчей серии «Уорриорс» попадали трехочковые с точностью около 30%. Во вторых половинах матчей этот показатель был сорок-нахрен-семь. До перерыва «Уорриорс» были самой неточной командой финалов конференций того сезона. После они были с запасом лучшей трехочковой командой из четырех.

Появлялись открытые броски, результативность «Уорриорс» росла, а шансов для быстрых ответных атак у «Хьюстона» становилось меньше. Их нападение работало уже не так весело. А еще где-то в середине третьей, когда Крис Пол садился, а Хардена нужно было как-то разгрузить, несколько владений подряд стабильно получал Эрик Гордон. И хотя Эрик в целом провел неплохую серию, в третьих четвертях у него 33% с игры, 23% из-за дуги и одна результативная передача в 7 третьих четвертях при 6 потерях (по серии в целом у него 14 передач и 14 потерь при 42% с игры и 35% с дистанции).

И у «Рокетс» реализация наоборот просаживалась после перерыва. В первых половинах матчей с «Уорриорс» «Хьюстон» попадал 36,5% из-за дуги. Во вторых половинах – 25% (29%, если не считать 7-й матч, 32%, если не считать 6 и 7 матчи).

«Хьюстон» изначально проседал во вторых половинах. Но, когда Крис Пол вылетел и нагрузка на ключевых игроков стала еще выше, разрыв стал каким-то совсем диким. В шестом матче «Дабс» взяли вторую половину 64:25, в седьмом матче – 58:38.

Как «Уорриорс» пытались заменить Игудалу

В третьем матче Андре получил травму, и в этой серии больше не выходил на паркет. «Уорриорс» и так не отличались особой глубиной, и заменить человека, который только что неплохо отработал против Хардена, было достаточно проблемно, но варианты имелись.

В принципе, Керр мог просто раздуть минуты Ника Янга и Шона Ливингстона. Шон – это прямая замена Игудале, универсальный в защите игрок, который может вести мяч. Янг отлично показал себя в первых играх, он давал так нужное пространство и справлялся в защите, хотя «Рокетс» и пытались в него целиться.

Но вместо этого в старт переводится Луни, утяжеляя основу, а в ротацию добавляется Джордан Белл. И эта пара «больших» в трех следующих играх стабильно получает больше минут, чем дуэт Ливингстона с Янгом. Я понятия не имею, почему был сделан такой выбор, но в седьмом матче Шон и Ник отыграли 41 минуту, а Белл и Луни – 32.

Джеймс Харден стал самым недооцененным игроком серии

Несмотря на то, что в определенных слоях баскетбольных болельщиков над Бородой и его потугами против «Уорриорс» принято посмеиваться, «Голден Стэйт» так и не решил проблему Хардена.

В этой серии Джеймса остановить не мог никто и никак. Инициировать атаку у него получалось, даже несмотря на то, что попадал Харден весьма слабенько (меньше 25% из-за дуги, eFG% ниже 48, и в какой-то момент серии промазал 22 трехочковых подряд).

Харден был шикарен в первой игре, организовал два решающих рывка в четвертой игре (причем один из них был защитным, когда Джеймс дважды остановил Карри) и выдал два приличных по суперзвездным меркам матча без СиПи.

Но принято вспоминать, что в той серии героем «Рокетс» был кто угодно, только не Харден... То их защита затащила, хотя «Уорриорс» бросали с высокой точностью, и имели отличный атакующий рейтинг (выше, чем в среднем по плей-офф), а низкий счет объясняется банально медленной игрой. То «ролевики» выигрывают второй матч, набирая под 70 очков, как будто ролевики «Хьюстона» способны сами выводить себя на бросок. То Крис Пол становится мучеником. В общем, хвалить Хардена за ту серию не принято. Возможно, это как-то связано с тем, что Харден почти не включался в защите. И, за исключением тех моментов в четвертой игре, просто пропускал мимо себя всех подряд как с мячом, так и без. Но именно Харден, как это всегда и бывает, создавал основную часть нападения «Рокетс».

Начал серию против Хардена в защите Дюрэнт, но КейДи не успевал. Потом стали пробовать Игудалу, но Андре сломался после первого же матча против Хардена. Третьим вариантом стал Клэй, но и ему часто не хватало дисциплины при защите на дуге. Но в действительности все это не так важно, ибо Харден, как правило, атаковал против кого хотел.

Когда Капела был на паркете, «воины» еще пробовали сдваиваться на пик-н-ролле Хардена с Клинтом. Но, когда «Рокетс» выходили с 5 шутерами, то «Уорриорс» оставалось лишь размениваться на Хардене. Прятать от Джеймса пытались только Стэфа, но настолько неудачно, что на этих попытках спрятать Карри пропускали еще больше, чем на самих разменах Стэфа на Хардена.

В таких условиях Джеймс был способен пройти первую линию обороны примерно всегда, поэтому воинам приходилось строить вторую. Выглядело это примерно так:

Дюрэнт стоит на сильной стороне, хотя там нет игрока «Рокетс». То есть «Уорриорс» изначально закладывались на то, что Харден сможет пройти к кольцу, и его нужно встречать. Эта гипертрофированная подстраховка уродовала всю защиту «Уорриорс», снова и снова создавая для «Рокетс» численное преимущество на некоторых участках площадки, что обычно приводит к открытым броскам. И у Хардена все бы все получилось, если бы не...

Дрэймонд Грин, гений обороны

Когда атакующая команда выходит под кольцо 2 в 1, это почти всегда лэй-ап. Если защитный игрок встречает боллхэндлера, то идет передача ему за спину. Если защитный игрок не выходит на игрока с мячом, то тот просто идет до конца. Защитник в данной ситуации – легкая добыча. Против хорошего атакующего игрока, который может и бросить сам, и отдать передачу на партнера под кольцо, шансов почти нет. Но не у Дрэймонда.

Потому что, когда Грин один встречает двоих, то охотник именно он, а атакующие игроки – его добыча. Дрэймонд не пытается угадать, что ты сделаешь, он заставляет тебя сделать то, что ему нужно. Грин делает небольшой шаг вперед, и ты уже думаешь, как забросишь мяч ему за спину. Вот только Грин подумал об этом еще до того, как сделал свой шаг. Он тут же меняет вектор движения и начинает отходить назад ровно в тот момент, когда ты уже отдаешь передачу.

Или Грин как бы выпрыгивает на блок, но, на самом деле, это невысокий прыжок на месте, и, когда второй игрок получает передачу под кольцом, то Дрэймонд не теряет позицию, и все еще может помешать броску.

Такой активной защитой Грин заставляет соперника гадать: он действительно выходит на меня или это очередная обманка? И это происходило снова и снова, Харден приспособился к этому только к седьмой игре серии. А до этого, когда Джеймс, СиПи или Гордон проходили своего опекуна на периметре, то шли прямо в лапы Грина, стоявшего под кольцом рядом с Капелой.

Когда Капелы или Мба а Муте не было на паркете и «Рокетс» играли в 5 шутеров, то Грин каким-то образом успевал как стягиваться к кольцу на подстраховку, так и возвращаться к своему в угол. По ощущениям, у Дрэймонда в каждом матче была в активе, как минимум, одна заблокированная трешка соперника (обычно из угла).

На самом деле, пересматривая эту серию сейчас, бросается в глаза, насколько Дрэймонд хорош именно на подстраховке. И есть ощущение, что «ракетам» стоило бы попробовать чаще разменивать его на боллхэндлера. Понятно, что Карри, Белла или Луни было легче проходить на дуге, но это бы убрало Грина из-под кольца. Не факт, что сработало бы, но в тех моментах, где Грин защищался на Хардене наверху, Дрэймонда прилично разматывали на дриблинге. Однако «Рокетс» пробовали это редко, и в итоге Дрэймонд стал чуть ли не самым важным игроком серии.

Дюрэнт потрясающий

На старте серии, когда мяч у «Уорриорс» ходил очень плохо, а очки нужно было набирать, на выручку пришел лучший скорер поколения. Дюрэнт просто выходил на получение на средней и попадал. Ему плевать, что под кольцом толпа – ему туда не слишком и надо. Плевать, кто и насколько плотно против него защищается – он просто бросает через руки. КейДи генерировал очки с места снова и снова, толком даже не пытаясь играть командно (что, очевидно, бесило Керра и Грина).

Не знаю, что еще сказать, потому что все это для Дюрэнта ни разу не уникально. Он провел в такой манере всю карьеру.

Крис Пол изменил игру

Весь сезон Пол адаптировался к «Хьюстону». Так СиПи гораздо чаще играл изоляции. Еще Крис бросал заметно меньше средних (при росте общего числа бросков с игры). И в целом СиПи делал все, чтобы стать тем, кто нужен «Рокетс» – харденозаменителем, разгружающим Джеймса и позволяющим играть в «хьюстонский» баскетбол, даже когда Джеймс на скамейке.

Но превратить Пола в игрока, для которого пас – просто инструмент, чтобы разбить сдваивание или наказать за подстраховку, не получилось. Крис – один из умнейших баскетболистов поколения, и его видение площадки никуда не делось. И партнеры знали это.

В серии с «Уорриорс» частенько бросалось в глаза, как «ракеты» двигались в минуты, когда Крис был на паркете без Хардена. Игроки уже не просто стояли по углам. На слабой стороне появлялись заслоны, кто-то начинал открываться к кольцу, было движение.

Можно было бы, наверное, сказать, что Пол просто недостаточно хорош индивидуально, чтобы вести такую же статичную атаку как Харден к приличной эффективности. Но в действительности по ходу серии «Рокетс» стали чаще играть именно в баскетбол Пола. Капела уже не просто стоял под кольцом, а ставил заслоны на слабой стороне. Джеральд Грин двигался без мяча, выходя на броски. К слову, по этой серии Грин произвел впечатление действительно продвинутого шутера, активно открывающегося под бросок и наказывающего при малейшей ошибке защиты.

В общем, не то чтобы «Рокетс» превратились в «Уорриорс», но они несколько разбавили свою статичную игру именно теми элементами, которые изначально привносил только Крис Пол.

Отдельным пунктом, конечно, идет вторая половина пятого матча, когда Крис в минуты без Хардена смог удержать «Рокетс» на плаву снова и снова отгружая через Уэста. И хотя у Криса в той игре «-13», а у Хардена «+8», конкретно в эти минуты на стыке четвертей Пол действительно тащил состав без Хардена против основы «Уорриорс», что, безусловно, очень круто.

В концовке пятой игры Крис получит травму, которая оставит «Рокетс» без второго созидателя и с огромной дырой в ротации. Броски Криса постараются распилить между ролевиками, его минуты будут отдавать то Мба а Муте, то Джонсону, плеймейкерские обязанности в седьмой игре переложат на Гордона. И никто из этих людей с обновленным функционалом не справится.

У «Хьюстона» не было этого запаса прочности. Они собрали оптимальный состав из 8 человек, чтобы бороться с «Уорриорс». Но их было именно что 8. Когда их осталось шестеро, замен не нашлось. Когда вылетел Пол, альтернативных вариантов на роль второй звезды не было.

Мба а Муте был машиной. Его бросок – автокатастрофой

Обычно, вспоминая финал Запада-2018, говорят о травме СиПи, после которой «Рокетс» проиграли 2 матча подряд. Потом вспоминают о травме Игудалы, после которой уже «Уорриорс» проиграли 2 матча подряд. Но почти никогда не вспоминают о том, в каком состоянии на серию заходил Карри. Еще реже вспоминают о том, что в том сезоне фактически закончилась карьера Мба а Муте.

Люк был игроком ротации весь сезон, получал по 25 минут за матч на позиции крайнего и попадал 36% из-за дуги. Но после травмы Мба не мог даже попасть лэй-ап. Сначала его пытались двинуть на «пятерку» в атаке, потом – убрали из ротации. После травмы Пола Мба вернули в ротацию, но дальше Люк оказался настолько неуместен на паркете, что Д’Антони стал пробовать воскресить Джо Джонсона.

Сломался бы СиПи, если бы у «Хьюстона» в ротации было на одного человека больше? Играл бы Такер на «пятерке» чаще, если бы у «ракет» было больше приличных кадров на крыле? А ведь это только четвертая по важности травма этой серии.

Это, наверное, самая странная серия в карьере Стэфа Карри

К противостоянию с «Рокетс» Карри подходил с повреждением. И было не слишком ясно, в какой он форме. После первого матча, где Карри не мог обойти Капелу, показалось, что все может быть так себе. Когда Стэфа стабильно роняли на паркет кроссовером в первых трех матчах серии, стало боязно. Но со временем Карри разошелся...

А необычной серию делают два акцента в игре Карри.

Первый – явная нацеленность на проход. Стэф бросал из-под кольца по 6,6 раза за матч и попадал их с леброновскими 72% точности. Он снова и снова обходил соперника и лез к кольцу. Для контекста, в следующей серии с «Рокетс» Карри будет бросать из-под кольца около 4 раз за матч.

Второй необычный штрих в игре Карри – лютый объем контакта. Стэф постоянно пытался продавить заслоны в защите, чтобы избежать размена.

Работало, честно, говоря, так себе. Карри мог уйти от размена на первом заслоне, но на повторном приходилось переключаться на Хардена, и там Стэф справлялся редко. А временами такие попытки спрятаться приводили к несогласованным косякам.

Тем не менее, Карри старался и заставлял соперника работать. Поэтому все запомнили, что Карри – красавчик и упирается, а Харден – ленивая задница.

Пи Джей Такер – мощь

В этой серии «Хьюстон» предпочитал играть с Такером на «пятерке». Такие составы закрывали матчи, такие составы часто играли, когда Крис Пол был здоров и в ротации не было недостатка людей. Такер давал пространство в нападении и универсализм в защите. Но главное – справился на подборе. Это важно, потому что «Уорриорс» после травмы Игудалы пихнули в старт Луни, а в ротацию пробился Белл. Добавить сюда семифутового Дюрэнта, и получится, что зачастую у «воинов» было значительное преимущество в габаритах. Но энергия и жопастость Такера позволяли «Рокетс» играть без центра.

В четвертом матче Пи Джей взял 16 подборов. И да, «Хьюстон» все равно проиграл щит в полтора раза (у «воинов» процент подбора в нападении выше 30, у «Рокетс – ниже 20). Но Такер удержал «Рокетс» в тех значениях по подборам, при которых одной работы «Уорриорс» на щитах не было достаточно для победы. И «Хьюстон» смог взять матч.

В четвертом и пятом матчах Такер играл больше любого баскетболиста «Рокетс», и ПиДжей – самый плюсовой игрок стартового состава «Хьюстона».

Эрик Гордон попадал самые важные броски

В составе «Рокетс» у Гордона всегда был этот функционал, когда он точно третья опция, но и близко не третья звезда. Ему позволялось больше, чем остальным ролевикам, но слишком сильно «Хьюстон» на Гордона не полагался никогда. Однако в клатче этой серии Эрик был почти третьей звездой.

В четвертой четверти второго матча Гордон попал 3 трехочковых. Глядя на счет, это может показаться не слишком важным. Но именно попадания Гордона позволили «Хьюстону» закрыть матч.

В четвертом матче Гордон реализовал решающий бросок. 3 очка за 2:27 до конца вывели «Рокетс» в «+5». Больше никто в этом матче с игры не забивал.

В пятой игре у Гордона 10 очков и «+8» в четвертой четверти, 2/2 с игры, 1/1 из-за дуги и 5/5 с линии штрафного. «Ракеты» в итоге взяли четверть с разницей в 5 очков, а матч выиграли 98:94.

Ну и, конечно, отдельно нужно отметить этот уэстбруковский момент в конце четверти (за серию таких была парочка):

Клэй Томпсон, шестая игра

По серии Клэй не то чтобы был сильно заметен. В 6 матчах серии он спокойно бросал свои привычные 7 трешек за матч, реализуя по 44% из них, ставил заслоны и старался в защите, опекая сначала Криса Пола, а потом и Хардена. Это все отлично, но и близко не легендарно.

Но шестой матч – территория Клэя. Обычно в этом плане вспоминают серию с «Тандер» или прошлогодние матчи с «Рокетс» и «Торонто». Но финал Запада-2018 – не исключение. «Уорриорс» были на грани вылета и после первой четверти благополучно летели 17 очков. Но во второй и третьей четвертях Томпсон в сумме набирает 22 очка и становится той силой, которая форсирует переворот в матче.

В итоге у Томпсона 35 очков и 9-14 из-за дуги.

Как именно работает феномен Томпсона в шестых матчах, никто не знает, но он явно становится агрессивнее в атаке. Томпсон берет больше бросков. С одной стороны, он уже не стесняется бросать с получения, даже если оторваться от соперника толком не удалось. С другой и с главной стороны, Клэй начинает чаще бросать с ведения (а с тем, чтобы выводить себя на хорошие броски с дриблинга, у Томпсона традиционные проблемы). В среднем по серии у Томпсона около 3 бросков с ведения за матч при эффективном проценте реализации 50. В шестой игре – 7 бросков с эффективным процентом за 70.

Резюмируя: в шестых матчах Клэй тупо берет много плохих бросков и все их попадает.

Седьмой матч

Главная часть той серии – безусловно, седьмая игра. Сейчас все помнят, что «Рокетс» там промазали кучу трех и считали, что их засудили. Но при пересмотре открываются новые грани.

В начале матча «Голден Стэйт» почти не попадает из-за дуги и постоянно теряет мяч, а Дрэймонд и Дюрэнт активно выясняют отношения. Клэй получил третий фол за 8 минут и 21 секунду до конца первой четверти – хватал по фолу в минуту. Без Томпсона «Уорриорс» пробуют играть с Куком и Янгом, чтобы восполнить недостаток шутеров.

При этом Керр решает хакнуть Капелу, чем форсирует выход на паркет Андерсона. Что характерно – фолить на Капеле перестают ровно в тот момент, когда Андерсон идет к судейскому столику.

В итоге в главном матче года играли люди, которых по ходу серии старались выпускать пореже.

В первой половине «Голден Стэйт» вчистую влетает по игре владений – 4 лишние потери, 5-11 по подборам в нападении. На этом этапе реализация примерно равная: 42% с игры у «Хьюстона», 43% - у «Дабс». Из-за дуги процент тоже сопоставимый – 6 из 21 у «Уорриорс» и 6 из 23 у «Рокетс». Поэтому именно число владений делает разницу. «Рокетс» ведут 11 очков к большому перерыву, несмотря на пару ошибочных судейских решений не в пользу «Хьюстона» (после матча по этому поводу начнется настоящий холивар с углубленными разборами в интернетах).

А потом случается невероятное. Опять.

«Рокетс» пропускают жесткий рывок в третьей, когда у «Уорриорс», как обычно, начинает ходить мяч. Карри попадает 4 из 5 из-за дуги, включая вот это (дважды)

У «воинов» за четверть – 7 из 12 из-за дуги, что, само по себе, вполне в духе «Дабс», но на фоне «Рокетс» выглядит просто чем-то нечестным. «Хьюстон» за четверть совершает 14 трехочковых, все – мимо. И это не конец. И не начало. Серия стартовала в середине второй четверти и растянется на 27 бросков.

27 трехочковых мимо. Подряд.

Часть из них была так себе бросками. Часть из них была неточна из-за нарушений «Уорриорс», которые не были зафиксированы (пусть это и два броска в первой половине). Часть из них была выпущена на тяжелых ногах. Но серия из 27 промахов подряд, когда речь идет о профессиональной баскетбольной команде, это всегда дикое невезение. Понять, почему «Рокетс» попали бы 7 или 6 из 27, можно. 4-5 из 27 – ужасно, но в пределах погрешности. 3 из 27 – это хотя бы 9 очков. 0-27 это просто за гранью. Это значит, что есть, как минимум, 3 баскетбольных бога, и они все тебя ненавидят.

В третьей «Рокетс» проигрывают 33-15, их «+11» превращается в «-7». И никто не понимает, что делать. Потому что «Хьюстон» выходит на свои броски, но не может их попасть. Да и брать другие попытки они не могут – «Уорриорс» перекрывают остальные броски.

За 9 минут до конца четвертой фанаты «Хьюстона» распевают «7 nation army» при «-10». Оператор показывает Аризу, у которого в глазах читается: «Хочу, чтобы все заткнулись».

Через минуту Гордон бросает штрафные. У Эрика в глазах: «Это нечестно» (хотя он всегда так выглядит).

И это было нечестно. Все дерьмо, которое могло случиться с «Рокетс», сучилось с ними в одной игре. В главной игре.

«Хьюстон» в седьмом матче был лучше по проценту потерь, проценту подборов и частоте штрафных бросков. Они обработали все элементы игры, но слишком много проиграли в реализации.

Керр недавно рассказывал, как было круто, когда «Рокетс» мазали и мазали свои трехочковые, а «Уорриорс» попадали и попадали свои средние. И «Дабс» действительно всегда бросают много средних, и конкретно в этом матче бросали их еще чаще, чем в среднем по серии. Вот только Керр забыл сказать, что «Голден Стэйт» выбросил 39 трехочковых в этом матче: всего на 5 меньше, чем «Рокетс». При этом у «Хьюстона» было больше бросков с игры, так что доля трехочковых от общего числа попыток вообще идентична. И свои средние Керр брал не вместо трешек, а вместо лэй-апов, что делает общее соотношение реализации еще более неадекватным.

Еще несколько небольших мыслей после повторного просмотра серии

– Ариза попал всего 20% бросков из-за дуги и 33% с игры. Со временем это как-то подзабылось, но в 6 и 7 играх «воины» дали ему выбросить 18 трехочковых, из которых он попал только два.

– Моури до сих пор рассказывает всем, как «Уорриорс» фолили в седьмой игре, а вот о том, что в конце 4-й игры судьи не дали тайм-аут Керру, вспоминать почему-то не принято.

– Джеральд Грин со своими открываниями в этой серии реально был чуть ли не Редиком. Его движение очень помогало атаке, а в одном из матчей он просто загонял Карри и защиту «Уорриорс».

– Иногда нужно просто притормозить игру и отдать мяч Ливингстону, чтобы он попал свой средний.

Наследие серии

Несмотря на поражение, система «Рокетс» подтвердила свою конкурентоспособность. Они навязали «Уорриорс» конкурентную борьбу, и у них был реальный шанс на победу. Все было настолько близко, что «Хьюстон» отказывался признавать поражение.

Потому что травма. Потому что 27 трешек. Потому что судьи (по этому поводу «Хьюстон» даже подготовил масштабный отчет).

Вы украли у нас титул, и вот в следующий раз мы вас достанем. К сожалению, следующего раза не было, и достать не получилось. «Рокетс» летом сильно поменялись, потеряв в качестве кадров, но главное – после этой серии у них сформировался комплекс «Уорриорс». В итоге в следующем плей-офф более бюджетная версия «Рокетс» не смогла дожать даже «Голден Стэйт» без Дюрэнта, что многими было воспринято как однозначное подтверждение легитимности результата 2018-го (что несколько поверхностно).

«Уорриорс» же после финала Запада в 2018-м вышли на «Кливленд». И тогда никто не сомневался, что чемпионом станет именно западная команда, вопрос был только в том, «Рокетс» это будут или «Дабс».

В итоге «Кэвс» не взяли ни одного матча в том финале.

Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Ronald Martinez, Bob Levey / Stringer