4 мин.

Их собственная лига

В чемпионате Испании никак не могут достичь согласия в вопросе продажи телеправ. Президент «Севильи» дель Нидо озвучил сегодня простой и дикий, как гильотина, вариант выхода из положения – исключение из лиги «Реала» и «Барселоны». Это только на первый взгляд кажется горячечным бредом, порой присущим, надо заметить, беспокойному севильскому президенту: при ближайшем изучении ситуации нездорового в ней обнаруживается куда больше, чем в его словах.

Началось. Рано или поздно должно было начаться: клубам испанской примеры надоело участвовать в турнире, в котором реально разыгрываемые места начинаются с третьего – и они выступили за более справедливое распределение телевизионных доходов, бросив перчатку «Реалу» и «Барселоне».

Чемпионат Испании – последний из ведущих европейских футбольных турниров, в котором права на трансляции продаются не по коллективному соглашению всех клубов лиги. Каждый реализует права на показ своих домашних матчей самостоятельно, что имеет два существенных недостатка. Во-первых, в силу особенностей телерынка с его бесконечной погоней за эксклюзивностью, все клубы в целом получают несколько меньше денег, чем могли бы в случае продажи единым пакетом. Во-вторых, мгновенно образуется чрезмерный разрыв в доходах между топ-клубами и всеми остальными. Телевизионные поступления всех клубов чемпионата Испании, второго по популярности на континенте, составляют около €480 млн в год – куда меньше, чем в чемпионатах Англии (€1179 млн) и Италии (около €900 млн). Даже за права на трансляцию не особенно звездного и не особенно веселого французского чемпионата телевидение платит больше – €668 млн ежегодно. Особенно впечатляет, конечно, новый итальянский телеконтракт, вступающий в силу с сезона-10/11. Он служит яркой иллюстрацией этих «во-первых» и «во-вторых»: до недавнего времени телеправа в Италии продавались так же, как в Испании, денег командам серии А приносили существенно меньше, и в массе своей эти деньги предназначались 3-4 клубам.

Второй недостаток продажи телеправ не общим пулом – разрыв между топ-клубами и остальными – в испанском случае особенно разителен. Более половины из этих ежегодных телевизионных 480 млн евро приходится на «Барселону» и «Реал», при том, что остальные 18 клубов примеры имееют никак не менее убедительный пакет телеправ: они по разу принимают те же «Барсу» и «Реал» дома, не говоря уже о множестве матчей этих 18 клубов между собой.

В итоге в свежем рейтинге 20 богатейших футбольных клубов мира мы видим настораживающую картину. На вершине (впервые в истории!) – сразу два испанских клуба, зарабатывающие 401 («Реал») и 366 («Барселона») миллионов евро в год, зато больше в топ-20 испанских клубов нет вообще – а есть 5 немецких и 7 английских. То есть никто другой в Испании не имеет сейчас бюджета хотя бы в 100 миллионов евро в год, или в 1/4 бюджета «Мадрида»! Глобализация футбольного бизнеса давно обеспечила нешуточный разрыв между топ-клубами и всеми остальными: он естественен, поскольку «остальные» зарабатывают, по большому счету, лишь на локальном рынке, тогда как суперклубы – еще и на мировом. Только нигде в Европе не произошло такой поляризации, как на Пиринеях. Те, кто не особенно любопытен до экономики футбола, видят эту поляризацию в турнирной таблице последнего чемпионата Испании: отрыв второго клуба («Реал») о третьего («Валенсия») составил в минувшем сезоне 25 очков, а от четвертого («Севилья») 33 очка. В футбол, понятно, играют не деньги, и всем известны десятки примеров, когда двукратная разница в бюджете позволяла менее состоятельному клубу успешно противостоять более состоятельному как в отдельном матче, так и на длинной дистанции. Однако четырех- или шестикратный разрыв в бюджете не отыгрывается.

Все последние предложения войти в общий пул «Реал» и «Барселона» игнорировали, поскольку в краткосрочной перспективе это сулит им несколько меньше денег и, вероятно, потерю лидерства в рейтинге Deloitte – ведь распределение телевизионных доходов внутри пула явно предполагается более равномерное. В Италии, например, 40% телевизионных доходов распространяется между клубами поровну – и только остальные 60% в зависимости от их регалий, аудитории и турнирных успехов. В английской премьер-лиге вообще коммунизм: там поровну делят сразу 50% денег. Получается, что ведущие английские клубы субсидируют провинциалов – понятно, что «Сандерленд» никогда бы не получал €40 млн от телевидения, если бы не играл в одной лиге с «Манчестер Юнайтед» и «Арсеналом». Зато в Англии игроки с более-менее звездным статусом имеются не только в двух городах, лига в целом выглядит конкурентнее и продается куда лучше.

Масштаб потерь, на которые призывают пойти «Реал» и «Барселону» для общего дела, легче всего иллюстрировать на итальянском примере. С переходом на коллективную продажу телеправ «Милан», «Интер», «Ювентус» и «Рома» несколько теряют в деньгах – туринский клуб, например, получит от телевидения в сезоне-10/11 порядка 80-85 млн евро – на 20-25 меньше, чем получал раньше (подсчеты Corriere della Sera). Но зато все остальные клубы серии А выиграют, причем большинство – в разы. «Кальяри», «Кьево» и прочие заработают в 2-3 раза больше тех 6-10 млн евро, что им удавалось выклянчить у телевидения, когда они продавали телеправа индивидуально. Потери для топ-клубов вполне терпимые (к тому же они наверняка обернутся дополнительными доходами в будущем – за счет роста популярности лиги в целом). И внутри Испании гегемонии «Реала» с «Барселоной» они совершенно не грозят: ну не станет же «Депортиво» или «Сарагоса» ровней Королевскому клубу только потому, что последнему придется покупать обладателей золотого мяча раз в два года – а не по паре штук за трансферную кампанию.

Но вот не хотят в Мадриде и Барселоне – там сейчас о конкуренции и сосуществовании с «Депортиво» с «Сарагосой» вообще не задумывается. Борьба за мировую гегемонию занимает «Реал» и «Барселону» куда больше.

P.S. Отдельная интрига конфликта – то, что он разворачивается на фоне заявления о банкротстве главного испанского футбольного бродкастера, концерна Mediapro. Следить за дальнейшим развитием событий можно, подписавшись на блог и/или на новости по тегу «бизнес».