3 мин.

Бум и бамц

В воскресенье, 24 ноября в Екатеринбурге прошел всемирный матч звезд в женском баскетболе (с участием 14 призерок Олимпиады) – под видом игры чемпионата России УГМК – «Спартак» (Мособласть). На следующий день в Москве было объявлено о расформировании женского ЦСКА – команды, которая наравне с ними относилась к ряду самых звездных в женском баскетболе. Экс-владелец компании «Волгабурмаш» Андрей Ищук, спонсировавший ЦСКА до последнего времени, продал свой бизнес за долги – а новым владельцам компании тратиться на женский баскетбол не интересно.

Такие случаи бывали и без всяких кризисов – но нет сомнений, что события, происходящие сейчас в экономике, форсируют этот процесс, и дефолты среди клубов различных российских лиг продолжатся. Клубы, конечно, принялись лихорадочно экономить – отказываться от полетов на чартерах или выбирать более дешевые места проведения сборов. Но самые большие расходы в спорте – это зарплаты, их разом не сократить (хотя задержки выплат, повсеместные в хоккее и баскетболе – тоже форма сокращения). Нынешний сезон обещал стать в обоих видах спорта рекордным по части звездности участников. Из Уфы, Ярославля и даже Химок с Люберцами рапортовали о том, что отбили у заокеанских лиг очередного игрока – хотя ни в одном из этих городов посещаемость матчей с НХЛ или НБА несопоставима, не говоря уже про цену билетов, телевизионные или маркетинговые доходы. Долго так продолжаться не могло – и, общем, уже не продолжится.

Финансовый кризис не мог не сказаться на спорте, и его влияние ощутили даже в самых благополучных лигах. В НХЛ и НБА урезают издержки, готовят понижение «потолка зарпат» и вводят скидки на билеты, чтобы потерявшая часть своих доходов аудитория не забыла дорогу к аренам. В английской премьер-лиге уже зафиксировали падение посещаемости на несколько процентных пунктов, подсчитали убытки от потери нескольких титульных спонсоров – и тоже озаботились оптимизацией расходов. Но у того же британского футбола, при всех очевидных трудностях, есть колоссальный «стабфонд»: телекомпании, которые не откажутся от выполнения миллиардных контрактов – потому что их бизнес по продаже футбола в розницу остается прибыльным; преданные болельщики, которых даже в трудные для всех времена останется много. Российский спорт падение рекламного рынка и снижение доходов аудитории почти не затронут – он и так зарабатывал на этом немного. Преобладающая доля бюджетов – дотации акционеров и учредителей. Но в этом, собственно, и содержится роковая опасность: как только у акционеров появляются проблемы – клуб перестает существовать, и никакой оптимизацией расходов такую дыру в бюджете не залатать.

Рейтинг проблемных команд возглавляют подмосковные клубы (щедро спонсировавший спорт регион, фактически, обанкротился), какую лигу не возьми – от футбола до гандбола. «Мы нервничаем. Часть клубов Подмосковья перестанет существовать. Кризис коснулся всех, – говорит главный тренер женской гандбольной сборной России и звенигородской «Звезды» Евгений Трефилов. – Никогда не интересовался рыночными котировками, но сейчас с утра просыпаюсь, смотрю бегущую строку – как там индекс NASDAQ, что там Доу-Джонс». То, как переживает уважаемый тренер, видно и без его признаний – ему, конечно, следовало бы смотреть на совсем другие показатели. В частности, на рынки нефти, газа и металлов, доходы от которых и легли в основу этого российского спортивного бума, на глазах превращающегося в «бамц». Но придираться к Евгению Трефилову не станем – кривые у всех этих индексов очень схожи.

Сейчас, конечно, можно было бы побрюзжать о нездоровой природе этого российского бума – слишком нацеленного на формальные успехи (в виде национальных и международных трофеев), слишком беспечно упускавщего возможности создать свою «подушку безопасности» в виде лояльной платежеспособной аудитории, востребованных рекламных и телевизионных продуктов. Ведь приглашение мировых звезд в российские клубы, когда оно не способно поднять посещаемость или стоимость коммерческих контрактов хотя бы на пару процентов – шаг несвоевременный, как салют среди бела дня, неэффективный, как бы дорог он ни был. Однако про это слишком много говорено в прежних колонках, а теперь это в Уфе, Ярославле, Химках и Люберцах сознают и без нас.

Интереснее всего: может быть, следующий бум российского спорта сумеет принести ему расширение аудитории – а не только трофеи? Не забудут ли этих уроков до того счастливого момента, когда за спадом снова последует рост?

P.S. Эта колонка, опубликованная в свежем номере журнала PROспорт, была сдана неделю назад, и с тех пор кое-что успело произойти – в частности, женский ЦСКА сумел найти спонсора (по данным Sports.ru, это одна из дочерних структур «Газпрома») и выйти из финансовой комы. Но сути сказанного это, в общем, не меняет.