5 мин.

Вы не правы, месье Бине, Джокович – это не временная мера!

"Новеллист Лоран Бине написал в L’Equipe заметку о сербском чемпионе, которая заставила меня онеметь. Это – мой ответ", - так,  вчера в блоге "Решающий гейм" появился пост Кристофа Торо о Новаке Джоковиче. (Перевод Ольги Линде).

Французский романист Лоран Бине (Laurent Binet), лауреат Гонкуровской премии 2010 года за дебютный исторический роман HHhH (2009) о секретной военной операции «Антропоид» (Название книги – аббревиатура прозвища, которое Рейнхард Гейдрих имел в СС: Himmlers Hirn heißt Heydrich, Голову Гиммлера зовут Гейдрих), в номере L’Equipe, посвященном 70-летию газеты, высказался о первом номере мирового теннисного рейтинга Новаке Джоковиче.

(Слева - Лоран Бине)

«Ситуация в современном теннисе напоминает сценарий фильма «Хороший, плохой, злой». Джокович – в данном случае злой: он есть, существует, но на самом деле его присутствие не имеет никакого значения. Единственная настоящая дуэль, единственная, имеющая значение, единственная, происходящая на самом деле, это дуэль между Роджером Федерером, который – само совершенство, красота, и Рафаэлем Надалем, зверем, животной силой.

Джокович силён, даже очень силён, Джокович дружелюбен, Джокович полиглот, Джокович, вероятно, заслуживает своей доли успеха, и никто не способен бросить ему вызов, но правда в том, что он ни на грамм никого не интересует. Никто не за него, никто не против него. Поэтому спортивные журналисты, прекрасно осведомлённые об этом дефиците фанатской страсти к сербскому феномену, стремятся заинтересовать им единственно возможным способом: статистикой».

Оригинал статьи Лорана Бине

 

Ответная статья Кристофа Торо (Christophe Thoreau) в блоге "Решающий гейм", блоггера, спортивного журналиста, сценариста документальных фильмов, автора книг о теннисистах (последняя - о Седрике Пьолине):

 

"Если бы в воскресенье я читал не цифровую, а печатную версию L’Equipe, газета выпала бы у меня из рук. 70 лет издание исправно эксплуатировало идею приглашать для создания дополнительного внимания к видам спорта или любимым чемпионам интересных людей. Для тенниса позвали романиста Лорана Бине. Априори хорошая идея, ведь Бине, которого я люблю за «Семь функций языка», настоящий энтузиаст тенниса. Поэтому-то я приступил к чтению с большим энтузиазмом. И тут – ба-бах!

Месье Бине взял в руки ручку только для того, чтобы побольнее ударить Новака Джоковича. Для газеты, празднующей юбилей, я нашёл подобный не самый праздничный угол зрения странным, но, чёрт, почему бы нет! Бине абсолютно свободен в своём праве не ценить Джоковича, но его аргументы, которые мы тысячи раз слышали из уст фанатов Роджера Федерера и Рафаэля Надаля, изношены, как старый шланг. Суммирую: они высмеивают то, чего достиг этот парень, в противовес интересу, который вызывают Рафаэль Надаль и Роджер Федерер, считая его всего лишь затычкой в списке лауреатов. Повторяетесь, ничего нового…

Не думаю, что человека, выигравшего 11 титулов «Большого шлема», можно считать «затычкой», но просто не хочу влезать в дискуссию о цифрах. Статистика будет иметь смысл только после того, как эти трое ребят завершат свои карьеры. Что меня интересует, так это то, что Джокович творит на корте. И это то, что не позволяет смахнуть его движением кисти. Это игрок, которому противостоят два величайших чемпиона в истории, чемпиона с диаметрально противоположными стилями, силы, которым он не только научился противостоять, но и нашёл решение, как побеждать их более, чем регулярно (я не использую цифры, да?), и, заметьте, нашёл своё место. Откровенно говоря, кто бы мог подумать?

Так что – да, возможно, Джокович не так элегантен или талантлив, как Федерер. Да, Джокович не показывает такой же дикой разрушительной силы, какая есть в великом теннисе Надаля. Но если вы любите спорт, трудно не восхищаться сербом. То, как он покрывает корт? Никогда не видел подобного. То, в чём Надаль преуспел на грунте, Джокович перенёс на все покрытия благодаря своей эластичности и гибкости. Его игра на приёме? Лучшая в истории, Джимми Коннорс и Андре Агасси согласны. Джокович с его удивительным взглядом и скоростью реакции, которая иногда вне понимания, изменил саму природу этого упражнения и превратил его в настоящее оружие. Очевидно, что это эффективно, хотя и менее зрелищно, чем гасить с полулёта, согласен. Но какое мастерство! Его бекхэнд? Здесь так же возвышенный, совершенный коктейль из расслабленности и тайминга, позволяющий ему рано атаковать мяч, удар, позволивший ему обуздать знаменитые взлетающие топспины Надаля. Ладно, не буду продолжать перечисление, это было бы утоимтельно, но я так же не могу не упомянуть его категорический профессионализм, его форхэнд, его подачу… Короче говоря, они так же необыкновенно хороши.

Месье Бине, я такой же, как вы. Джокович не тот игрок, который сильно меня привлекает. Потому что чемпион – это так же и личность. С Федерером и Надалем у меня больше химии. Но, как я уже говорил, он заслуживает признания за свой талант и не заслуживает, чтобы его отбрасывали в сторону. Он не заполняет места, оставленного пустым Федерером и Надалем. Он преуспел в том, чтобы найти своё.

Как вы написали, Джокович примерил роль гангстера возле хорошего (Федерер) и дикого (Надаль). И в этом кроется моё сожаление относительно него. Он не взвалил на себя эту роль целиком, желание быть любимым оказалось слишком сильно. Я предпочёл бы, чтобы он остался гадким парнем, который напакостничал и вернулся домой, ни на кого не оглядываясь. В этой фикции, которой является АТР-тур, нам нужны негодяи. Марсело Риос, к примеру, был этого сорта ягода. Мне бы хотелось, чтобы Джокович последовал его примеру. Он же предпочёл выбрать политкорректность. К счастью, пожаловал Ник Киргиос. Не тот тип, кто будет говорить «пожалуйста», «спасибо»…

Джокович, дитя войны и разрушенной страны, вырос в бедственной ситуации. Не было ничего простого в его жизни, и вполне понятно, что он стремился отойти от роли «плохого парня». Он так же хотел своей доли аплодисментов и света. Он же человек. Но он и сейчас иногда оказывается в ловушке собственных эмоций, словно бы некоторая ломка всё ещё преследует его. Например, на Ролан Гаррос, где он «застревает» систематически. Это добавляет элемент тайны, загадочности к этой личности, более сложной, чем кажется. Вы, те, кто уже успешно смешал вымысел и реальность, вымышленные и реальные персонажи, основываясь на Бьорне Борге и Джимми Коннорсе. Знайте: по моему мнению, Джокович - намного более интересный случай, чем вы могли бы подумать…" 

Оригинал статьи Кристофа Торо

 

Перевод с французского Ольга Линде