7 мин.

Почему 2007-й был особым годом для меня

Этторе Мессина в своем блоге на Sports.ru подводит итоги уходящего года, отмечая, что ЦСКА становился сильнее под гнетом трудностей, что клуб сделал важный шаг в компанию топ-команд, и что положительного в 2007-м было все же больше, чем отрицательного.

Прежде всего, хочу пожелать всем болельщикам веселого Нового года и Рождества. Для меня рождественские праздники получились традиционными – я провел их дома, в Болонье, с семьей. Как раз перед праздниками мы играли в Италии с «Сиеной», после чего у нас была неделя каникул.

Здорово, что мы выиграли первую игру четвертьфинала Кубка России у «Триумфа» с разницей в 25 очков. Это не означает, что мы собирались расслабиться, но для соперников было очень тяжело победить нас в Москве. Команда очень много сделала за последние полтора месяца, учитывая все наши травмы. Наши парни заслужили немного отдыха.

Что касается прошедшего года, иногда я перечитываю посты в блоге – это помогает мне снова пережить все матчи, которые мы провели, и трудности, которые мы испытывали. Это был очень хороший год в баскетбольном смысле. Мы выиграли все, кроме финала Евролиги. Но мы выступали в финале второй год подряд!

В этом сезоне, несмотря на все проблемы с командным духом, сомнениями вокруг комплектования команды, мы занимаем первые места в российской лиге и Евролиге. Мы продвигаемся к Топ-16 и «финалу четырех» Кубка России. Так что мы в точности следуем нашим целям. И, что особенно важно, мы демонстрируем характер, хорошее движение мяча, передачи без ошибок. К примеру, в Витории, в очень сложном матче с «Тау», мы совершили три потери. Причем всего одну в течение первых 20 минут. Мы уделяем большое внимание деталям, показываем очень хорошую концентрацию, и я хочу поблагодарить наших ветеранов, которые после трех сезонов вместе все еще ведут команду за собой.

Этот год был еще и нелегким. Снова большую роль сыграл травмы. Меня опечаливает факт, что мы потеряли Дэвида Вантерпула почти на весь сезон. Дело не в результате – Оскар Торрес нам здорово помог, хоть и тоже получил травму в плей-офф чемпионата России. Дело в том, что Дэвид был очень особым человеком для всех в ЦСКА. Все мы остаемся с ним на связи, думаем о нем. Как-то вышло, что нам его недостает больше как человека, нежели как игрока.

Я часто обмениваюсь с ним е-мэйлами. У него все отлично, и он пока не думает о возвращении на баскетбольную площадку. Даже при том, что у него есть несколько хороших приглашений, включая очень хорошее предложение от «Бенеттона», который переживает непростые времена и которому недостает лидера на позиции плеймейкера. Думаю, Дэвид счастлив возможности оставаться с семьей, заниматься бизнесом и восстанавливаться после травмы. Если честно, я не уверен, что он вернется в баскетбол в качестве игрока. Думаю, он будет отличным тренером. Уверен, ему представится возможность начать карьеру тренера в качестве ассистента в каком-нибудь хорошем колледже или клубе НБА. Там у него много связей, и его очень уважают.

Так что травмы стали большой частью нашего существования, но в то же время дали нам возможность освежить игру и нашу повседневную жизнь. Естественно, мы предпочли бы не попадать в такую ситуацию, но мы стараемся находить в ней и позитивные моменты.

Вторым важным моментом года для меня было наблюдать за тем, как ЦСКА превращается из клуба, который усиленно старается добиться больших результатов, в клуб, который постоянно живет в статусе топ-команды. Это кажется небольшим изменением, но на самом деле оно огромно. Я всегда стараюсь увидеть, что происходит с людьми, особенно с теми, кто находится рядом с командой, даже с болельщиками. Каким-то образом мы достигли точки, на которой чувствуем, что играть в «Финале четырех» – нормально, что нормально играть в финале Евролиги, выигрывать чемпионат России. На деле, эти достижения нельзя принимать за данность, потому что все клубы вокруг очень сильны экономически и технически. Интересно, что все наши поражения возвращают нас к нормальному восприятию реальности, как это было после проигрыша «Панатинаикосу» в финале Евролиги. Конечно, его было тяжело пережить, но оно было логичным с учетом обстоятельств.

То же самое случилось и после поражения от «Динамо» в нынешнем сезоне. Этот матч я запомню надолго – также как и первую игру против «Динамо» в мой первый сезон в ЦСКА. Тогда это было таким большим событием, что оно напомнило мне матчи болонских «Виртуса» и «Фортитудо». Тогда Душан Ивкович впервые встречался с ЦСКА после трех лет работы в армейском клубе. Тогда я впервые вышел на игру против легендарного Ивковича. Много вопросов вызывали наши новички – Вантерпул, Лэнгдон и Смодиш. Арена была забита до отказа. Мы вели в счете весь матч и выиграли с разницей в 10 очков. И это было очень важно для нас. В этом году даже при том, что обе команды пригласили новых баскетболистов, а «Динамо» возглавил другой очень известный тренер – Пешич, зал был почти пуст. Казалось, будто это обычный матч для обоих клубов, хотя это было не так. Иногда подобные пощечины напоминают тебе, кто ты и откуда пришел. Два поражения и травмы разбудили нас всех, придали нам ощущения серьезности положения. Они заставили нас позабыть, чего мы достигли, заставили попытаться добиться большего.

Так что важными были два события – поражении от «Олимпии» в Любляне и от «Динамо» (особенно в смысле атмосферы – игра в пустом зале шокировала). После этого пошли травмы, и уровень концентрации вырос. Наши опытные баскетболисты – Джей Ар, Траджан, Дэвид – показали всем пример на площадке и за ее пределами. Никто не может гарантировать, что мы продолжим череду успехов, но, думаю, мы вернулись на нашу стезю психологически и технически, на площадке и за ее пределами.

Третьим интересным моментом года был наш плотный контакт с тренерской гильдией НБА. На наших тренировках всегда хватало скаутов и прочих людей, и я не вижу в этом проблемы, если, конечно, гостей не слишком много. Мы очень открыты. Мы не хотим прятать наших молодых игроков за занавесом. Мы даем им шанс быть замеченными.

Кроме того, было действительно великолепно видеть на наших тренировках тренера НБА вроде Майка Брауна, который провел с нами 10 дней, и очень особым удовольствием для меня было получить приглашение в гости к «Кавальерс» во время Летней лиги. Кроме того в этом году к нам в Москву на неделю приезжали два бывших тренера клубов НБА – Дуэйн Кэйси и Терри Стоттс. Они наблюдали за нашими тренировками и изучали клубную организацию. Они решили вложить свое время в ознакомление с европейским баскетболом, и это говорит о том, что НБА присматривается к Европе все более внимательно.

Должен сказать, что упомянутые события еще раз подчеркивают факт, что я еще не работал в НБА. И, если честно, пока не думаю об этом. Беседы с коллегами позволили мне лучше понять различия между работой тренеров в Европе и Америке. К этим различиям не так легко приспособиться психологически. Для любого человека это стало бы серьезным шагом. Разница между тренерской работой здесь и за океаном гораздо больше разницы между игрой здесь и в Америке. В настоящий момент для меня просто приятно пользоваться возможностью быть ближе к НБА, оставаясь частью ЦСКА. Думаю, подобные возможности будут появляться и в будущем.

Вообще говоря, многие из ситуаций этого года напоминают мне мой первый сезон в ЦСКА. Прежде всего, это травма Смодиша. Доктора говорят, что на восстановление ему понадобится 3-4 месяца. Это означает, что он не сыграет в Топ-16, пропустит плей-офф Евролиги и «Финал четырех» Кубка России. Учитывая травму Алексея, мы оказались в тяжелой ситуации, и хорошо только то, что мы стараемся вести себя также, как после потери Дэвида Андерсена два года назад. Надеюсь, мы будем достаточно хороши, чтобы вернуться в «Финал четырех» Евролиги и получить шанс на победу. ЦСКА привык преодолевать трудности вроде этих. Если мы не будем заносчивыми и продолжим много работать, мы получим свой шанс.

Что касается моей личной жизни, все шло хорошо. Примерно как в предыдущие три года – у меня хватало времени на семью. Мой сын растет и проникается все большей страстью к ЦСКА, к баскетболистам, к игре. Я хочу упомянуть только один момент – когда летом я заболел и вынужден был вернуться в Италию. Не хочу делать из этого большое событие, но я болел около 20 дней и оставался в больнице 8 дней. Плохо было не чувствовать себя больным, а видеть, что доктора не могут понять, что со мной не так. Как наши поражения возвращали нас на Землю, так и болезнь вернула меня к реальности, к факту, что нам повезло жить в этом мире, и, в частности, в мире профессионального спорта. Когда ты не знаешь, что с тобой, ты чувствуешь одиночество, чувствуешь, что сегодня ты здесь, а завтра тебя уже может не быть. Это позволяет совершенно иначе смотреть на вещи, заставляет больше думать о людях, которым повезло не так, как тебе. Особые ощущения вызывало то, как в эти дни меня поддерживал менеджмент ЦСКА и все работники клуба. Это было очень трогательно. Понимаю, что через подобное проходят многие, это часть жизни. Конечно, я предпочел бы не иметь такого опыта в дальнейшем. Но я считаю удачей, когда удается пройти через трудности, которые не разрушают тебя, но позволяют лучше понимать хорошие моменты в твоей жизни и придают им новые значения.

Так что этот год был хорошим. Давайте надеяться, что 2008-й будет еще лучше.