16 мин.

«Пытался найти кусочек Массы». Как выглядит «Формула-1» глазами болельщика

Пролог. (Вступление.)

Основной целью написания данного опуса изначально было желание помочь тем, кто хочет поехать на Гран При Формулы 1, но не знает, как.  Сам я проделал это довольно  таки внезапно (для себя), без всяких турфирм и посторонней помощи. Судя по всему, в 2016 Хоккенхайм всё-таки примет ещё один Гран При, поэтому, может быть, мой рассказ кому-то поможет, ну а остальным просто будет весело прочитать.

Жизнь так сложилась, что в 10-х числах июля я должен был оказаться в Чехии. И вдруг я подумал – а что, если в эти дни рядом проходит формула? И да, это оказался Хоккенхайм.

Не считая поиска авиабилетов, я пользовался ровно 4 сайтами для планирования поездки:

1. hockenheimring.de – Оффициальный сайт трассы.

2. Booking.com – Для поиска отеля.

3. Bahn.de -  Сайт немецких железных дорог, для поиска расписания нужных поездов.

4. Ну и банальные google.ru/maps для ознакомления с географией местности.

Поездка планировалась ещё в феврале, но уже тогда все отели в Хоккенхайме были раскуплены (ниже станет ясно, почему), из пешей доступности оставалась пара по конским ценам – порядка 15000р за ночь.

Поэтому в поисках гостиниц я начал рассматривать ближайшие городки – и выбор пал на Mannheim – ничем не примечательный, на первый взгляд, городок. (Впоследствии, после посещения музея Мерседеса, оказалось, что первый автомобиль был изобретён именно в этом городе, по версии трёхлучевых.)  Из Мангейма можно было добраться до Хоккенхайма всего за 20 мин. на электричке. Отелей свободных было достаточно.

Ещё хотелось бы отметить, что приезжая на Хоккенхайм вы приезжаетете не только на Формулу 1, но и на GP2, GP3 и формулу Порше. То есть это 3 дня непрерывных гонок.

Билет. Выбор места на трибуне достаточно важен. Я, после долгих колебаний, выбрал место в конце старовой прямой, в верхней части трибун:

Место на трибуне

 Это место имело, как водится, ряд преимуществ и ряд недостатков.

Плюсы:

1. Это место было под крышей, в тени. В жару +30 при палящем солнце (как было перые 2 дня), и при дожде (как было с утра в воскресенье) это имеет немаловажное значение.

2. Ровно напротив был экран с трансляцией.

3. Не было рекламных щитов, загораживающих обзор. (Впрочем, с таким идиотизмом я сталкивался только на Moscow Raceway, на Хоккенхайме с этим проблем не было.)

4. Первый поворот – на старте может быть интересно (доказано Массой), видны боксы (правда с моей стороны были Катер и Маруся, нормальные команды были ближе к началу прямой), виден выезд с питлейна.

Минусы:

1. Первый поворот в Хоккенхайме не обгонный. Не считая старта, обгонов там не было, хотя в GP2 я видел один по ходу гонки.

2. Грёбаная решётка между секторами. Мешает обзору, из-за неё фото начала стартовой прямой могут выглядеть так:

Фото через сетку

Впрочем, когда я научился вручную выставлять фокус – качество улучшилось до примерно такого:

Фото через сетку 2

 3. Цена. Этот билет – не самый дешёвый, он стоил 315 евро (возможно, с учётом доставки, уже не помню). Самый дешёвый билет был за 220 что ли.

Вообще, конечно, надо было сидеть в Шпицкерах – жаль там трибун нет...

Пара слов о доставке билета: 

Заказывал на сайте трассы, оплачивал картой, доставка в том числе почтой России заняла 3 недели. Получил за 5 мин. в ближайшем отделении почты без проблем и очереди (говорят у кого-то с этим были проблемы).

На этом со вступлением все, дальше само мероприятие.

 

Часть первая. (Пятница.)

 Итак, в пятницу, закинув вещи в гостиницу в Мангейме, я сел на электричку и через 20 минут оказался тут:

Сортировочная

 Нет, это не Москва-Сортировочная, как может показаться, это ж/д станция Хоккенхайма.  На первую практику я не успел, и приехал часа за 2 перед второй.

Народа в округе, мягко говоря, было немного:

Остановка шатла

Это, например, дикая толпа болельщиков, ожидающая шаттл до трассы.

Пару слов про шатл: пешком до трассы около 3 км через город, шаттл же останавливается в километре на север от северной трибуны. Поэтому, если ваша трибуна не северная, то толку от него немного.

Впрочем, в пятницу я всего этого не знал, но так как время было – решил прогуляться до трассы пешком. Дорога пролегала примерно по таким вот улочкам:

улица

Вообще, весь Хоккенхайм это домишки в 2-3 этажа. Иногда мне начинало казаться, что я ошибся и приехал не в тот город. Никакой Формулой по началу не пахло. Впрочем, метров через 500 сомнения пропали – я услышал звук моторов. Начиналась квалификация то ли GP2 то ли GP3. Моторы было слышно за 3 км. – можно было идти на звук и найти трассу без GPS.

Хотелось бы вставить свои 5 копеек про звук новых двигателей. Я подряд посмотрел гонки GP2 и Формулы. Звук формульных машин вполне хорош – более басовит, чем атмосферники GP2, хоть и немного тише, но... Этот звук есть только при разгоне на низких передачах. В конце прямых и на торможениях машины Формулы практически бесшумны – видимо сказывается работа систем рекуперации. Звук – это ведь  бесполезно расходуемая энергия. Экономичный двигатель будет бесшумным, это очевидно. Тут нельзя и рыбку съесть и ... ну, в общем, вы поняли.

Вернёмся в Хоккенхайм. Ближе к трассе начала появляться жизнь. Оказывается, можно было просто приехать со своей палаткой или машиной. Рядом с трассой в лесочке был палаточный лагерь:

палатки

Надо ли что-то платить за возможность там встать, я не знаю.

Около самой трассы вполне себе обнаружилась толпа:

толпа1

Кстати – пятница в Хоккенхайме была бесплатным днём. Можно было бесплатно пройти почти на любую трибуну. Чем я и воспользовался. Найдя свою трибуну, (фотки с неё выложу ниже – надо же как-то текст равномерно по дням разбить) – я решил прогуляться по окресностям вокруг трассы.  Обнаружились довольно забавные вещи:

ванна

И так тоже можно смотреть Формулу 1. Не знаю, откуда они взяли воду. Видимо, носили вёдрами из ближайшего сортира за километр...  Да, и не спрашивайте меня, почему в ванне два мужика :).

Или вот такой вот автобус:

автобус

Меньше недели прошло с окончания чемпионата мира, а они уже раскрасили. Или заранее готовились?

В конце концов я добрался до самой дальней трибуны – трибуны Мерседеса. И, как выяснилось, тащился я туда не зря.  Там обнаружился прошлогодний болид Мерседеса:

мерс
мерс2

Машина ДТМ (уж не знаю какого года):

 

дтм

И легендарный W196, на котором Фанхио выиграл чемпионат 1954 года:

w196

Даже сейчас его формы выглядят футуристично, неудивительно, что в своё время эта машина обгонаяла всех подряд.

Это вид с трибуны Мерседеса на Шпицкеры: Шпицкер не видно :)

мт

В конце будет фотка вида на трибуну Мерседеса из Шпицкер :)

Народа на трибунах в пятницу было действительно немного, группировались в основном в тени:

тр1

На этом о пятнице всё.

 

Часть вторая. (Суббота.)

В субботу народа резко прибавилось. Электричка из Мангейма до Хоккенхайма по заполненности напоминала московкое метро в час пик. Дикая толпа болельщиков, ожидающая шаттл, тоже несколько пополнилась:

шаттл2

Билеты всё ещё были в продаже, и многие покупали их непосредственно перед квалификацией:

билеты

Много было разговоров о чудовищно низкой посещаемости этого гран-при. Мне так не показалось. Аншлага, конечно, не было, но две трети билетов, думаю, выкуплены были. Центральные трибуны были практически битком, что в субботу, что в воскресенье. Угловые с были проплешинами:

толпа2

Как проходила квалификация – помнят все. Лёгкий поул Росберга, очередная поломка и сход Хемилтона, оба Вильямса на втором и третьем месте. Мне немного подняла настроение только гонка GP2 – её выиграл Митч Эванс из команды Russian Time. Это была первая гонка GP2, которую я увидел в этом году. Да и раньше я за этой серией не слишком следил. Поэтому я не разбирал, какая раскраска у какой команды, и разобраться в том, что происходит на трассе было крайне трудно. Лайфтайминга у меня не было, ибо самый дешёвый тариф на мобильный интернет был 30 евро, и меня задушила жаба их платить ради 3 дней инета.

Были некоторые опасения насчёт того, смогу ли я нормально следить за событиями формулы, но они оказались напрасны. Даже лайфтайминг не нужен, когда ты глазами видишь каждые 2 минуты расстояние до соперников интересующего тебя гонщика, когда он проносится мимо. Да и монитор с трансляцией был прямо напротив.

В общем, после квалификации пошёл я заливать горе пивом в ближайший лесок. Вся скорбь мира в этих глазах:

 

ee

Кстати о пиве.

Вот такие вот Biergarten – пивные садики были вокруг трассы.

beer

Тут можно было выпить пива и съесть немецкую сосиску. Пиво было и баночное и разливное, правда только Warsteiner. Стоило 4 евро. Сосиски были вкусные. Горчица – бесплатно).

По иронии судьбы – единственным гонщиком, которого мне удалось сфотографировать за весь викенд, оказался столь нелюбимый мной Масса, будущий герой первого поворота:

масса

На этой досадной ноте о субботе всё.

Часть третья. (Воскресенье.)

  Если надо будет одним словом описать трассу в Хоккенхайме – то можно сказать, что Хоккенхайм – это лес. Лес обступает трассу с 3 сторон (с одной стороны -город), и начинается буквально в 10 метрах от трибун. К сожалению, или к счастью (для леса) – от формульной вакханалии лес ограждён забором.

Воскресенье же начиналось с проливного дождя. Видимо, исключитльно, чтобы промочить меня. Вторая гонка GP2 ещё начиналась на дождевых шинах. Но дождь быстро кончился, и сначала GP2, а потом и формула Порше высушили трассу.

Прогревочный круг стартовал на сликах:

 

прогрев

Во время самой гонки я почти ничего не фоткал – следил за событиями.

Результат все помнят: лёгкая победа Росберга, второе место Боттаса, столкновение Массы и Магнуссена, прорыв Хелилтона в тройку, Сутиль, стоящий поперёк трассы.

Старт. Масса готовится сделать своё чёрное дело:

масса2

И он его сделал... (качество фотки получилось обратно пропорциональным динамичности момента)

масса3

Потом до финиша я ничего не снимал, не считая этого вопиющего момента:

сутиль

Думаю, что на любой трассе, кроме немецкой в этой ситуации был бы пейскар.

Раз уж зашла речь, хотелось бы отметить, что немцы довольно явно болели за Росберга, чуть менее явно за Феттеля. При этом аварии Хемилтона никто не радовался, но его неудачные попытки обгона встречались радостно. В общем, я прочувствовал себя в стане врага)

По цветам на трибунах, правда, преобладали Красные, на втором месте с небольшим отставанием Ред Булл, на третьем – Мерседес. Остальные единичны. Хотя я видел в толпе не так и мало людей в цветах Лотуса (зачем они так делают – лично я понять не могу. Они даже ведь не французы были скорее всего, и уж точно не венесуэльцы.). И ещё я встретил компанию из 5 человек в майках Маруси. Скорее всего это были механики. Механики, наверняка...я же был ещё трезв.

И немного о мерче. В официальных палатках перобладал мерч Феррари:

мерч

Но, наряду с официальными, рядом были палатки, которые торговали исключительно мерчем Ред Булл и Торо Россо. Больше ни одна команда такого не имела. Кепка Макларена стоила 35 евро.)

Впрочем, вернёмся на трассу.

После финиша открыли доступ с трибун на трассу. Но, пока я сориентировался, – церемония награждения уже закончилась:

 

трасса

Тем не менее – пройти круг пешком по трассе я успел.

трасса3

Пытался найти в первом повороте кусочек Массы, но, видимо, всё разобрали до меня.

Встречались и такие перлы:

шина

Механики через забор паддока перебрасывали эти шины (низкопрофильные – похоже, от серии Порше) и народ их разбирал. Не знаю, зачем. Возможно, на Майдане уже нечего жечь, готовятся к зиме...

Обещанная фотка с видом из Шпицкер на трибуну Мерседеса: трибуну видно отлично...)

ш2

В этот момент наконец закрапал слабенький дождик (внимательный зритель увидит посреди объектива каплю), но изменить он уже ничего не мог...

Центральные трибуны отделены от трассы таким вот заграждением. Почему-то в этот момент сразу вспомнилась родина.

кп

На этом, похоже, всё.

А, ну да...и помните: Берни предупреждает:

берни

 

Эпилог. (Экономика.)

 Итак, допустим, вы таки решили съездить на формульный викенд в Хоккенхайм. В какую же сумму вам обойдётся поездка?

1. Билет на гонку. От 200 до 500 евро, если не брать всякие паддок-клубы.

2. Билет на самолёт Москва-Штутгарт и обратно – около 15000р

3. Билет на самый дешёвый поезд (идёт на 40 мин дольше, чем поезд за 42 евро)от штутгартского аэропорта до Мангейма и обратно: 33 евро*2

4. Билет на 3 дня (есть такой специальный тариф, да.) Мангейм – Хоккенхайм: 11.5 евро + обратно столько же. Тут любители езды зайцем могут сэкономить – за 6 поездок у меня билет не проверили ни разу. Да и в дни квалификации и гонки контролёр чисто физически не сможет протолкаться через забитый вагон. (На других маршрутах проверяли постоянно – я перед этим изрядно поездил по Германии).

5. Отель. Мой 3* с душем туалетом и пародией на WiFi стоил 50 евро в день. Недёшево, но зато в 2 минутах ходьбы от вокзала Мангейма. Итого за 3 ночи (подразумевается, что в понедельник мы улетаем) это 150 евро. Но тут возможны варианты: если вы готовы делить с кем-то комнату в 5 коек то это обойдётся в 20 евро за ночь. Также, как выяснилось выше, есть вариант приехать со своей палаткой. Будем считать его условно бесплатным.

6. Траты на еду-питьё. У меня это было около 70 евро в день, наверное. Но, я отличаюсь неумеренным потреблением пива, поэтому, если, например, питаться продуктами из супермаркета, и не бухать, то можно уложиться где-то в 20 евро в день. (Тут, правда, следует учесть, что в субботу-воскресенье они все закрыты, ха-ха. Серьёзно. Все продуктовые магазины, что я нашёл в центре Мангейма были закрыты.)

Итого, при курсе 1 евро = 50 рублей:

Мои реальные затраты были: 15000+315*50+33*2*50+11.5*2*50+50*3*50+70*3*50 = 53200 р.

Минимально возможные затраты: 15000+200*50+33*2*50+11.5*2*50+0(палатка, но за место в палаточном лагере, возможно, есть плата)+20*3*50 = 32450 р.

 На этом точно всё. 

                                                                                                                                                                                       Спасибо Diabl0 за место в своём блоге.

Merzus (c)