6 мин.

Первый матч Лушембурго в «Реале» длился шесть минут. Однажды он заменил Роналдо и его уволили

Рассказывает сам тренер.

Мой тренерский дебют в «Реале» можно назвать самым странным в истории.

За несколько недель до этого «Реал» играл с «Сосьедадом» в Мадриде. Матч остановили из-за угрозы заминирования. Поэтому моя дебютная игра началась на 84-й минуте и при счете 1:1. В оставшееся время Зинедин Зидан реализовал пенальти, и мы победили.

Однако для меня история началась задолго до этого – и, как часто бывает у тренеров, с травмы. Я порвал крестообразные связки и решил завязать с футболом. Восстановление прошло плохо. В то время о таких ресурсах, которыми мы располагаем сегодня, можно было только мечтать.

К тому моменту у меня уже был диплом по физическому воспитанию – я обучался заочно, еще будучи игроком.

Мне предложили должность ассистента тренера в «Америке» Рио-де-Жанейро. Я проработал в клубе три года, и неожиданно для самого себя стал главным тренером.

С 1983 года последовала череда разных команд в Бразилии. Пока я не попал в сборную [в 1998 году]. Селесао.

Для любого бразильского тренера сборная – это предел мечтаний.

В 1999 мы выиграли Кубок Америки. Мы прошли весь турнир без поражений и показывали красивую игру. Финал стал лучшим матчем для нас: мы обыграли Уругвай 3:0.

Эта игра стала одной из главных в моей карьере.

Выиграв кубок, мы заявили о себе в Южной Америке. Но еще это означало, что Бразилия вернула статус фаворита в предстоящем чемпионате мира. Так оно и случилось – уже при Луиcе Фелипе Сколари.

Через несколько лет я приехал в «Реал». Я никогда не думал, что увижу бразильского тренера в этом клубе. Я до сих пор единственный бразилец, который тренировал «сливочных».

Помню, как в конце 2004 года мне позвонили из клуба.

Я удивился, но понимал, что для меня этот опыт станет уникальным. Я не мог отказаться от такого шанса.

Я никому ничего не говорил. Даже бразильцам, которые тогда играли в «Реале», Роберто Карлосу и Роналдо. Я очень хорошо знал их по сборной.

Но о назначении они узнали в бразильском аэропорту. Они возвращались в Испанию после рождества с семьей и увидели меня.

«Тренер, вы летите в Европу? Что вы там будете делать? Собрались в отпуск?»

«Нет, – ответил я. – Буду тренировать вас».

Они были ошеломлены.

Примерно в таком же состоянии был и я, когда вывел команду на свою первую игру.

Как я уже говорил ранее, этот матч был приостановлен из-за угрозы взрыва. Я столкнулся с ситуацией, которая была абсолютно новой для меня – и игроки тоже.

Я пытался настроить их на победу.

Мы провели очень интенсивную разминку – она отличалась от привычной. У нас оставалось меньше 10 минут, чтобы выиграть. Мы должны выйти готовыми на 100% с первой секунды.

Перед выходом на поле я собрал в раздевалке всю команду. О тактике и разных подходах говорить было бессмысленно. За такой короткий отрезок мы не смогли бы ничего развить.

«Для победы я хочу, чтобы вы как можно быстрее отдавали мяч Роналдо и Зидану».

Я знал, что оба игрока обладают уникальными индивидуальными навыками, необходимыми для победы в таком матче. Трибуны тоже знали. Стадион начал шуметь громче всякий раз, когда кому-то из них доставался мяч.

Доставляйте мяч Роналдо и Зидану как можно быстрее – и все получится.

Бразилец получил мяч, вошел в штрафную и заработал пенальти. Зидан подошел к точке и забил.

Масштаб любого события в таком клубе, как «Реал», отличается от привычных стандартов. И хорошего, и плохого.

Именно поэтому на адаптацию нужно время. Не все так считают, но европейский и южноамериканский футбол отличаются. Есть особенности, в которые необходимо вникнуть.

Игроки тоже отличаются. Да, язык футбола универсален, но с точки зрения культуры каждый футболист индивидуален. Испанский игрок не работает так же, как бразилец или итальянец. Каждый игрок относится к профессии по-своему, и отчасти это связано с тем, откуда он родом.

Раздевалка в «Реале» напоминала ООН. Ты должен был сделать так, чтобы тебя поняли игроки разных национальностей, причем поняли очень быстро.

Вопреки тому, что говорили СМИ, у меня не было проблем ни с одним из них. Игроки прекрасно понимали, чего я хотел.

Откуда я знаю? Потому что Зидан оставил мне голосовое сообщение, когда я ушел из клуба.

При мне он располагался под Раулем и Роналдо, а вокруг него играли несколько очень быстрых игроков.

«Тренер, жаль, что вам пришлось покинуть «Реал», – сказал он. – Я многому у вас научился. Вы вернули меня на позицию, на которой я играл в сборной Франции на победном чемпионате мира».

Я знал, что оставил после себя хорошие воспоминания. Я выиграл первые семь матчей. Но это послание Зидана – одна из величайших наград, которые я получил.

Единственная проблема, с которой я столкнулся в «Реале», была нехватка времени для работы. Все спешили и требовали результатов и красивой игры. Я находился под большим давлением.

Разговор о возможном увольнении случился после игры с «Хетафе».

Судья удалил Дэвида Бекхэма, но мы выигрывали 1:0. На 87-й минуте я снял Роналдо, чтобы усилить оборону.

Публике на «Бернабеу» не понравились перемены, потому что Роналдо был их кумиром, и поэтому Флорентино Пересу это тоже не понравилось.

Он позвонил мне после игры.

«Босс, почему ты снял Роналдо?» – спросил он.

«Он сделал свое дело. Матч заканчивался, и у нас было на одного игрока меньше».

Я вынужден был защищать техническое решение. Такое случается в футболе: тренер иногда делает то, от чего болельщики не в восторге.

Но Перес был не согласен.

«Здесь такое недопустимо. От тебя требуется зрелище. Болельщики хотят зрелища».

Конечно, всем мы любим шоу. Но нельзя создать команду, просто собрав вместе качественных игроков. Вам нужно создать баланс, привести игроков, которые готовы бегать, чтобы освободить тех, кто покажет свои навыки в атаке.

Спустя столько лет я понимаю, что мог бы продолжать работать в «Реале», если бы не эта ссора с Пересом. Нам не нужно было препираться сразу после матча.

Мы могли поговорить в другой раз, подождать, пока страсти улягутся.

Я уверен, что со временем я бы выполнил ту работу, которую планировал.

Но у меня не было времени.

Источник