8 мин.

Бремя выбирать. 1972

Какому клубу приносило победы звено LCB Line? С кого из несостоявшихся бейсболистов брал пример Кэм Нили? Сколько секунд провел на льду Мистер «Айлендерс» в своем последнем матче? Сколько лет держался снайперский рекорд для левых крайних? «Лига выдающихся джентльменов» рассказывает о драфте НХЛ 1972 года.

Топ-5 попаданий

1. Билл Барбер, «Филадельфия» (№7)

Драфтовался Билл как центральный нападающий, но главный тренер «летчиков» Фред Шеро посчитал более целесообразным сдвинуть новичка на фланг и использовать в связке с Бобби Кларком. Эксперимент оказался удачным: Барбер уже в дебютном сезоне забросил 30 шайб и был номинирован на «Колдера», уступив в итоге его лауреату Стиву Викерсу лишь по количеству результативных передач.

Вскоре к связке присоединился перешедший из «Калифорнии» Реджи Лич, и образовалось знаменитое звено LCB Line, дважды подряд выводившее «Филадельфию» в финал Кубка Стэнли (один из них – победный). Еще один кубок Барбер завоевал за год до появления Лича.

В каждом из дюжины проведенных сезонов Билл забивал не менее 20 голов, в девяти из них – не менее 30, в пяти – не менее 40. При этом он никогда не гнушался отрабатывать обороне, стараясь приность пользу команде в любой ситуации.

Как множество великолепных форвардов, «излишне» нацеленных на ворота – им за это от защитников достается больше – Барбер относительно рано повесил коньки на гвоздь. И, разумеется, из-за травмы. Проблемы с коленом у него возникли в сезоне-1982/83, который – как и следующий – Билл провел не полностью. Сезон-1984/85 был пропущен уже целиком, и только после него объявлено о завершении карьеры, которая, по сути, уже год как закончилась.

2. Питер Макнэб, «Баффало» (№85)

Макнэб в детстве и юношестве был весьма многообещающим бейсболистом, но в итоге выбрал другой вид спорта; скорее всего, из-за своего отца – бывшего хоккеиста и действующего, на тот момент, хоккейного тренера.

В выбравшем его на драфте «Баффало» Питер провел три сезона, после чего отправился в «Бостон». Тот обмен на Андре Савара был в какой-то степени революционным: впервые в истории клубы махнулись двумя свободными агентами (точнее – правами на них), после чего участники сделки подписали контракты со своими новыми клубами. Ранее такие вещи почти не практиковались, а в редких случаях, имевших место, обменянные игроки по тем или иным причинам не подписывали новый контракт – или попросту не получали предложения.

В «Бостоне» Макнэб пришелся ко двору, и в шести чемпионатах подряд выбивал не менее 35 шайб. Большинство из которых «с мясом» заковыривал с пятачка, будучи незаменимым участником бригады большинства.

В 31 год нападающего еще раз обменяли – в «Ванкувер». Там как раз делал первые шаги во взрослом хоккее Кэм Нили – будущая легенда… «Бостона». Играя в одном звене с Питером, Кэм, судя по всему, много почерпнул у него.

Завершал свою карьеру Макнэб уже в «Нью-Джерси», где в то время генерально менеджерствовал его отец, вовремя наставивший Питера на правильный, хоккейный, путь.

3. Боб Найстром, «Айлендерс» (№33)

В раннем детстве Боб Найстром был Тором Робертом Нюстремом, но в 4-летнем возрасте переехал с родителями из Швеции в Канаду. В 1976 году шведы позвали Боба в сборную на Кубок Канады, но нападающий отверг предложение.

После драфта Найстром один сезон разделил между основой «Айлендерс» и их фармом – в пользу последнего; а в следующем году стал полноценным «островитянином». Боб сходу включился в борьбу за «Колдер», но в итоге уступил его партнеру по команде, Дени Потвену.

Несмотря на то, что больше был ориентирован на разрушение, чем на созидание, Найстром лишь в двух из первых девяти сезонов не смог преодолеть отметку в 20 заброшенных шайб. Кроме того, он первым в истории клуба смог сделать «натуральный» хет-трик и является автором гола, положившего начало династии «Айлендерс» – победной шайбы в овертайме шестой финальной игры с «Филадельфией» в 1980 году.

Пышащего здоровьем Тора (к тому времени в команде Боба называли частью его исторического имени в честь скандинавского бога-громовержца) где-то с 1982 года начали преследовать травмы разной степени серьезности. Но добили его не они, а нелепое повреждение глаза, нанесенное партнером на тренировке. После операции Мистер «Айлендерс» был вынужден завершить карьеру.

Однако через три месяца Найстром вернулся в игру – примерно на 5 секунд. Дело в том, что послужной список форварда насчитывал 899 матчей в регулярных чемпионатах, и главный тренер Эл Эрбур, всегда сильно уважавший Боба, дал ему возможность в последней домашней встрече сезона довести свой лицевой счет до девяти сотен. Кроме того, тысячам болельщиков была предоставлена возможность в торжественной обстановке проводить своего любимца на заслуженный отдых. В отличие от случая Ги Лефлера, это хороший пример того, как надо прощаться с заслуженными людьми.

4. Стив Шутт, «Монреаль» (№4)

Вместе с Биллом Харрисом и Дэйвом Гарднером Шутт составил одну из самых грозных троек в истории ОХА. За два преддрафтовых сезона он забросил 133 шайбы. Стив был главной ударной силой тройки (109 голов на счету Гарднера и 91 – у Харриса), что и доказал, добившись в НХЛ больших успехов, чем оба его партнера вместе взятых.

В 1977 году Шутт забросил в регулярном чемпионате 60 шайб, установив рекорд для левых крайних. Достижение держалось 16 лет, прежде чем было превзойдено Люком Робитайлом.

В 1984 году Стива обменяли в «Лос-Анджелес» за мешок картошки, но по окончании сезона «хабы» сделали красивый жест, вернув себе права на форварда. Таким образом, хоть последний матч Шутт и провел в форме «королей», завершил карьеру он, будучи – чисто юридически – собственностью «Монреаля», которому отдал 12 с половиной лет, и с которым завоевал пять Кубков Стэнли.

5. Боб Макмиллан, «Рейнджерс» (№15)

После драфта Макмиллан не торопился в НХЛ и подписал контракт с клубом ВХА – кажется, став первым хоккеистом, выступившим с таким своеобразным демаршем. Проведя в конкурирующей лиге два года, подписал контракт с «рейнджерами», но большую часть чемпионата провел в фарм-клубе, после чего был обменян в «Сент-Луис».

Пик карьеры пришелся на «Атланту» – 37 голов и 71 передача в 79 матчах. Интересно, что после того, как Боб вместе с клубом сменил прописку, переехав из Атланты в Калгари, его обменяли в «Колорадо». Год спустя и этот франчайз сменил дислокацию, переместившись в Нью-Джерси. Интересно еще и то, что свою профессиональную карьеру нападающий начинал в «Блэк Хокс» из Сент-Катаринс (в ОХА), а завершал в «Блэкхокс» из Чикаго (НХЛ).

Топ-3 промахов

1. Эл Бланшар, «Рейнджерс» (№10)

«Синерубашечники» присмотрели результативного форварда в «Китченере» (OHA), где он был главным забивалой, играя в одном звене с Биллом Барбером. Оказалось, что без Барбера Бланшар мало на что способен. Он оказался единственным представителем первого раунда на драфте-1972, кто так и не сыграл в НХЛ.

2. Дэйв Гарднер, «Монреаль» (№8)

Этот центрфорвард за два преддрафтовых года собрал огромное количество наград. В сезоне-1970/71 стал самым ценным игроком OHA, опередив Марселя Дионна. Через год разделил лавры лучшего бомбардира лиги с одноклубником и будущим первым номером драфта Билли Харрисом. Даже удивительно, что такого игрока выбрали лишь под восьмым номером. Но, как показала его дальнейшая карьера, даже это было слишком высоко. Гарднер не смог закрепиться в «Монреале» и «Сент-Луисе», потом по два сезона провел в основе «Калифорнии» и «Кливленда». Без особых бомбардирских подвигов, впрочем. На этом его энхаэловская карьера, по сути, и закончилась. В сезоне-1979/80 Гарднер провел еще два матча за «Филадельфию», прежде чем официально уйти на покой.

3. Джерри Байерс, «Миннесота» (№12)

Еще один партнер Билла Барбера по первой тройке «Китченера» стал на этом драфте разочарованием. Байерс долго пытался пробиться в НХЛ, но наиграл в итоге лишь 45 матчей за «Миннесоту», «Атланту» (которая «Флэймс») и «Рейнджерс».

Первый номер

Билли Харрис, «Айлендерс»

Пришла пора ввести специальную рубрику, поскольку первый выбор драфта-1972 не дотянул до пятерки точных попаданий, но и включать его в тройку промахов у нас тоже рука не поднялась.

Перед драфтом Харрис на пару с уже упомянутым Дэйвом Гарднером стал лучшим бомбардиром юниорской лиги Онтарио, за что получил «Эдди Пауэрс Мемориал Трофи». Эта награда так и осталась у Харриса единственной в карьере.

Он стал первым драфтовым выбором в истории «Айлендерс», которые в 1972 году вступили в НХЛ, впоследствии превратился в одного из ведущих игроков клуба и даже косвенно поучаствовал в создании знаменитой династии. Именно Харрисом (и еще Дэйвом Льюисом) «островитяне» расплатились с «Лос-Анджелесом» за Батча Горинга. Случилось это незадолго до конца сезона-1979/80, в котором «Айлендерс» взяли свой первый Кубок Стэнли.

Самое дальнее попадание

Гарри Хауэтт, «Айлендерс» (№144)

Предпоследним выбором «островитян» на историческом для них драфте стал форвард силового плана, которого они присмотрели в команде «Флин Флон Бомберс» юниорской лиги Западной Канады. Хауэтт сумел закрепиться в Нью-Йорке и отыграл за основу восемь полных сезонов, успев дважды выиграть Кубок Стэнли.

Кстати

На драфте-1972 были выбраны Джим Шонфелд (№5, «Баффало»), тренировавший «Баффало», «Нью-Джерси», «Вашингтон» и «Финикс»; Лес Джексон (№3, «Ванкувер»), который недавно на пару с Бреттом Халлом работал генеральным менеджером «Далласа», а сейчас занимает в клубе пост директора по скаутингу и игрокам.

Всего игроков на драфте: 152.

Сыграли в НХЛ: 67.