22 мин.

Самую красивую футбольную документалку, кажется, сняли про «Лидс». Мы поговорили с режиссером

Документальные сериалы становятся все более популярными в английском футболе. В этом году к историям «Манчестер Сити», «Тоттенхэма» и «Сандерленда» добавился фильм про «Лидс» Take Us Home. Онлайн-кинотеатр Amazon Prime снял два последних сезона команды в Чемпионшипе: первый – с приходом Марсело Бьелсы, спайгейтом и проигранным плей-офф, второй – о долгожданном возвращении в АПЛ в условиях пандемии. 

Краткое саммари, историю создания и ссылки на первый сезон с русскими субтитрами уже публиковали в блоге «Англия, Англия». Несмотря на финальный успех, сериал оказался гораздо ближе к конкурентному проекту Netflix про «Сандерленд», чем снятые Amazon истории «Тоттенхэма» и «Сити». В 8 сериях гораздо больше британского севера, меньше напыщенных речей тренеров, а главный акцент – на местных футболистах и болельщиках. Кроме того, в Take Us Home невероятная операторская работа: футбол, люди и город сняты с особенной любовью и красотой. Финальный эпизод о коронавирусе и долгожданном выходе в АПЛ (о нем – подробный рассказ ниже) вообще кажется лучшим и самым эмоциональным, что когда-либо снимали про футбол. 

Продакшеном сериала занималась йоркширская студия The City Talking. Мы поговорили с режиссером Ли Хикеном о процессе съемок, доверии Марсело Бьелсы и перспективах индустрии спортивных документальных фильмов.

Ниже – его монолог.

Над проектом работали 30+ человек, доступа в раздевалки не было, команда более двух лет снимала без выходных

Сразу признаюсь: я фанат «Лидса». И в большинстве случаев в этом факте больше грусти, чем радости. Но после многих лет боли сейчас дела наконец получше. 

История Take Us Home началась в 2018-м с переговоров с клубом. Мы только сделали два больших проекта: про регбийный Leeds Rhinos, который выиграл требл в 2015 году, и про футбольный «Лидс», который стал последним чемпионом Англии до появления АПЛ в 1992 году. Теперь же клуб хотел не повторять архивные темы, а сделать что-то в режиме реального времени. 

Мы обсуждали проект с руководством, вариантов было много, и все начало складываться само собой. Марсело только-только пришел в команду, клуб подписал несколько хороших игроков: это ощущалось как старт чего-то нового. Мы решили начать снимать – и посмотреть, что из этого получится. 

Насколько я знаю, Amazon как площадка для дистрибуции вступил в дело уже по ходу и вел переговоры на уровне клуба. К моменту начала работы уже вышел сериал про «Манчестер Сити», но мы сразу знали, что хотим сделать все по-другому. Их проект концентрировался на команде и, честно говоря, выглядел слишком отполированным. В нем не было конфликта, развития: они просто выиграли лигу, были одной их лучших команд в мире – отлично, но не так интересно. 

Фильм про «Сандерленд» вышел, когда мы уже начали работу, и в нем было несколько элементов, которые мы бы хотели использовать, но в любом случае не стали бы повторять дословно. Мы больше рассказывали об отношениях клуба и фанатов. К моменту старта нашего проекта клуб не был так близок к выходу АПЛ, и мы не думали об этом как о центральной теме фильма. Зато понимали, как близок «Лидс» к городу и комьюнити. 

Большинство фильмов, на которые мы ориентировались, были американскими. Нам очень нравился Last Chance U на Netflix (пять сезонов документального сериала о командах по американскому футболу в американских колледжах – Sports.ru). Плюс мы смотрели много фильмов о культуре, музыке, социуме, об истории британского севера. Так что сразу понимали, что наш продукт будет отличаться от фильма про «Сити». Но это ведь хорошо, да? 

Реклама 18+

Мы попали в середину: у «Сити» был успех, у «Сандерленда» падение, мы же показали путь наверх, но с провалом в самом конце первого сезона. Проект «Сити» показал, что спрос на такие фильмы есть и что со своим проектом мы тоже попадем в свою аудиторию. Кроме того, «Лидс» – странный клуб, к которому нет равнодушных: многие говорят, что ненавидят его, но все равно посмотрели сериал. 

Мы сразу понимали, что такого доступа в раздевалки, как у создателей «Сити», у нас не будет. Мы снимали много тренировок, но старались сохранять дистанцию и относиться уважительно к работе команды. 

В таком деле важнее всего доверие между съемочной группой и клубом. Как только все понимают, что нам можно доверять, что мы делаем свою работу профессионально, не собираемся никого обманывать или сдавать секреты – все становятся максимально расслабленными и открытыми. Кроме того, игроки, тренеры и руководство всегда могли спросить нас, зачем мы это делаем, что именно снимаем, чего хотим этим добиться.

Всего над проектом работали около 30 человек. В одной съемочной группе 3-4 человека: операторы и звукорежиссеры, а на большом матче таких групп 4-5. Одна снимает команду, одна руководство, две фанатов, одна концентрируется на игре. В итоге выходит около 20 человек на одном матче. Так что все вместе, до этапа пост-продакшена, – около 30. Это много, но у нас довольно специфический проект. Не то чтобы мы снимали на протяжении года по 8 часов каждый день: нет, ты работаешь в сумасшедшем режиме с утра до вечера два дня, а потом получаешь небольшой перерыв. Но глобально у нас не было ни одного выходного – нормального выходного, в субботу и воскресенье, – в течение двух лет. Но все работающие в футболе сталкиваются с такой же проблемой. 

В первом сезоне случился спайгейт и поражение в плей-офф – идеальная драма

Самым стрессовым моментом первого сезона стал, конечно же, спайгейт (в январе 2019-го на базе «Дерби Каунти» поймали сотрудника «Лидса». Позже Бьелса признался, что шпионил за всеми своими соперниками – Sports.ru). Я помню, что съемочная команда была на подписании Кико Касильи, когда мне позвонили из клуба со словами: «Через час у нас пресс-конференция Марсело, и мы понятия не имеем, что произойдет». Собирается ли он уходить или будет все отрицать, или с нас снимут очки за это – что вообще происходит?! Мы думали, что это станет поворотным моментом для всего проекта и клуба. 

Шпионский скандал в чемпионшипе: на базе «Дерби Каунти» поймали сотрудника «Лидса»

Для любого режиссера не знать вообще ничего – один из самых сложных и страшных моментов в работе. Даже если мы раньше получали уведомления за короткий промежуток времени, то всегда знали, что это подписание или встреча руководства – у нас был хоть какой-то контекст. Я не думаю, что даже в клубе были в курсе, только Марсело и его команда. 

Бьелса принес на пресс-конференцию миллиард таблиц – его штаб изучает соперника 360 часов

Съемки начались для меня с очень фанатских ощущений, вроде чувства «надеюсь, мы выиграем сегодня!» перед каждым матчем, который мы снимали. Но после 3-4 месяцев это постепенно превратилось в работу. Не в смысле рутины, а просто становишься чуть более профессиональным. Думаешь о процессе съемок, игроки привыкают к тебе, ты тоже более расслабленно смотришь на них, а не как на кумиров. И к концу мы концентрировались на том, что нам нужно снять и как именно это сделать. Поэтому меня так радует этот сезон: я снова ощущаю себя болельщиком! И смотрю каждый матч, становлюсь очень эмоциональным, злюсь или радуюсь. Ты не можешь себе этого позволить, когда работаешь, потому что постоянно должен думать, хорошо ли матч выглядит на экране или нет. 

Реклама 18+

Игра против «Дерби» в плей-офф была очень странной с точки зрения эмоций. Конечно, мы расстроились, когда не получилось пройти дальше, как и все фанаты «Лидса». Но самым большим ударом стали матчи, в которых мы потеряли шанс на автоматический выход. У «Лидса» ужасная статистика в плей-офф, мы все это знаем. И когда мы дома проиграли «Уигану», потеряв шансы на первые два места, – вот это был самый тяжелый момент. Затем ты сразу переключаешься, начинаешь себя накручивать: «Но мы же лучшая команда, конечно же, мы выйдем через плей-офф!» Теперь-то я понимаю, что у нас не было шансов. После «Дерби» было ощущение: ну что ж, на этом и закончится наш фильм. Но все эмоции остались там, в конце регулярного сезона. 

Отснятого материала по итогам первого сезона нам хватило бы на 10, 15 эпизодов, но мы целенаправленно остановились на шести. Самое сложное в такой работе – определиться, на ком концентрироваться. Обычно это понятно уже к середине сезона. В проектах вроде нашего можно концентрироваться на 5-6 игроках и их развитии, но это будет сложно для зрителей. Приходится выбирать 2-3 игрока, 2-3 представителя руководства, примерно столько же фанатов. 

В конце первого сезона мы получили отличный бонус в виде интервью с Бьелсой: не ожидали, что он будет готов сесть с нами на час и отвечать на вопросы, говорить о своих решениях и планах на будущее. 

Второй сезон вышел бы в эфир только при промоушене в АПЛ. Коронавирус сделал историю уникальной и еще более драматичной

После первого сезона мы понимали, что надо продолжать снимать, чувствовали, что у этой истории будет продолжение. Работа над вторым сезоном шла одновременно с тем, как монтировали первый: наша съемочная команда была в Австралии на предсезонных сборах, когда я сидел в Лидсе и монтировал третий эпизод. 

Реклама 18+

Мы оставляли себе место для маневра: знали, что может получиться еще один сезон или большой фильм, или все вообще пойдет в корзину. Я не думал, что вторая часть сработает, если мы так и не выйдем в АПЛ. Мы просто не могли бы повторить уровень драмы: приход Марсело, спайгейт, сорвавшиеся трансферы, плей-офф. Если б мы финишировали седьмыми, это не стали бы смотреть даже фанаты «Лидса»

Но когда все пошло хорошо, мы становились все ближе к промоушену, то в районе января-февраля начали понимать, что… да, мы «Лидс», и все может снова пойти не так, но скорее всего в этот раз все получится. 

А затем случился коронавирус. И подарил целый пласт новой драмы. 

Когда пандемия началась, мы только-только вышли на полную мощность. С пандемией все остановилось. Поначалу мы не могли даже выходить из дома, чтобы снимать. Да, это драматично, но мы не можем это фиксировать, просто физически перенести драму на экран. Поэтому вы видели все эти зум-интервью с игроками. 

 

Мне кажется, что этот финальный эпизод – лучшая часть всей серии. Он такой странный, в нем столько драмы и эмоций, все эти виды пустого города с дрона, игроки в масках. Такого не было никогда. Сейчас-то мы ко всему этому привыкли, но в то время это было мучительно для всех. И вы же помните, как никто не знал, доиграют ли сезон, заморозят ли таблицу, аннулируют ли все результаты. Мы были на телефоне с клубом каждые пару дней. 

Реклама 18+

Финал сезона, когда мы официально оформили промоушен, – один из сложнейших монтажей в моей жизни. Это было так красиво. Есть момент, где футболисты празднуют на стадионе в одной из лож, а фанаты подтягиваются к «Элланд Роуд», не зная, что команда внутри – и игроки начинают стучать по стеклу, привлекая их внимание. И в этот момент что-то внутри меня щелкнуло. Я понял, что это уже история не про футбол, не только про футбол. Это в людях, отношениях, как важны фанаты для футбола и как много клуб может значить для людей

Реклама 18+

Но это и момент, который был очень нужен для шоу. Все, что мы видим в телевизоре в 2020-м, до победы Байдена на американских выборах – это одна сплошная депрессия. И нам всем нужен был happy end. Да, в спорте много клише о том, насколько сильный он мотиватор, как он меняет жизни людей и бла-бла-бла. Но в 2020-м, в самом странном из годов, были эти несколько дней, когда люди смогли отвлечься от этого вируса, политики, брекзита и прочих плохих вещей, которые заставляли нас грустить и переживать

Мы смонтировали этот эпизод с главной темой – «любовь на расстоянии». Игроков и фанатов разделяет окно, затем металлические ворота. На финальной игре болельщики снаружи стадиона, а футболисты внутри – они снова разделены. Мне кажется, что разлука, разделение – это слово 2020-го, и политически, и физически дня нас всех

Реклама 18+

Думаю, на телевидении больше никогда не будет такого эпизода. Кто угодно может выиграть АПЛ, получить промоушен, «Лидс» может взять ЛЧ – но такого особенного эпизода больше не будет. В странном роде особенного, из-за отсутствия фанатов, но все равно. 

Я до сих пор не могу смотреть этот эпизод без слез, хотя монтировал и видел его 300 раз.

Документалок про «Лидс» больше не будет. В АПЛ вообще не так интересно снимать такие проекты

Третьего сезона точно не будет. Мы выполнили свою задачу, шоу называется Take Us Home, и мы вернулись. Для меня финальный эпизод – это вершина. Не только как для фаната, но и как для режиссера. Это магия, мы ждали ее два года, получили свое волшебство – и на этом надо заканчивать. 

Как киностудия мы не хотим повторяться. Этот сериал работает идеально: первый сезон с попыткой, второй с успехом. Если мы закончим 10-ми в АПЛ – ну и что? Это будет размывать финал, а наш финал прекрасен. Теперь «Лидс» может делать другую историю. Тем более что сейчас в АПЛ его еженедельно снимают по 15 съемочных групп. Кто-то может сделать документальный фильм из съемок Sky Sports. 

Реклама 18+

Съемки документалок в АПЛ – это совсем другой подход. Не только к «Лидсу», но и ко всем клубам. Нам кажется, что это не наша история. Нам было бы интересно только что-то категорично новое. Кто-то вроде «Эвертона» мог бы быть интересен. У них есть история, есть идея нового стадиона, противостояние с «Ливерпулем». «Эвертон» кажется мне очень рабочеклассовым клубом, который сильно связан с комьюнити, а мне всегда нравятся такие связи. 

Если же мы говорим про клубы вроде «Манчестер Юнайтед»... Слушайте, у них есть свое клубное телевидение, они одни из первых в обсуждении на Sky Sports каждую неделю, а Сульшер дает интервью каждый час своей жизни. Делать такой вариант очень скучно. Мне кажется, вы согласитесь – мы снимаем вещи в очень красивом, нестандартном для футбола виде. Но какой доступ мы можем получить к Рэшфорду и как показать всю его работу на благотворительность? Можем ли мы влезть в голову Погба? Мы хотим делать вещи глубже, а не просто развесить камеры по базе и красиво все смонтировать

Сейчас есть 4 примера документалок: «Сити», «Сандерленд», «Лидс», «Тоттенхэм». И если делать что-то еще, то пятая должна быть лучше их всех. Если же нет – то зачем даже браться? Никогда не говори никогда, конечно… Но кроме третьего сезона про «Лидс» – его точно никогда не будет.

Сейчас мы делаем проект с «Гертой» в Бундеслиге, и скорее всего команда окажется в середине таблицы по итогам сезона. Там нет турнирной драмы, но есть эмоция внутри клуба: с владельцами, трансферами, фанатами. История должна получиться очень интересной. Хотя процесс сейчас сложный: мы прилетаем за несколько недель до матча, сидим на карантине, проходим все тесты, чтобы снять одну игру. 

Голосом сериала стал Рассел Кроу – огромный фанат «Лидса». У клуба вообще теперь фан-клубы по всему миру (даже в Японии!)

У нас нет точной статистики по просмотрам Take Us Home, это лишь у Amazon. Но первый сезон показали на ESPN в Южной Америке и нескольких других площадках по всему миру. И мне правда теперь пишут люди с Ближнего Востока, есть группа фанатов в Японии, которая собирается и смотрит матчи «Лидса» в барах. Очень много фанатов в Австралии – особенно из-за участия в проекте Рассела Кроу. А также США и Канада. Для нас это странно, потому что «Лидс» – большой клуб с историей, но североамериканцы никогда не слышали про него, а теперь говорят, что у этой команды есть душа и они будут следить за нами. Они скорее всего перестанут, когда поймут, что «Лидс» все еще не выиграл АПЛ за два года. Но мне кажется, что теперь у «Лидса» гораздо больше фанатов по всему миру.

Реклама 18+

Рассел Кроу – наш закадровый голос. У нас есть общий друг, и я просто попросил узнать, не хочет ли он поучаствовать в проекте. Мы знали, что он фанат «Лидса», и через пару часов я получил ответ: «Да, он будет рад поработать с вами». Оу, здорово!

Мы делали рекламу adidas для клуба, в которой снимались звезды-фанаты «Лидса», так что многие были рады снова поработать с нами. 

Футбол – уникальная социальная сеть. Если твоя команда просит тебя о чем-то, то ты с радостью соглашаешься, потому что это не вопрос денег, а вопрос твоей любви. И, конечно, большие звезды могут отказаться в последний момент, но if you’re Leeds – you’re Leeds, так что это были максимально простые переговоры. 

На премьере первого эпизода первого сезона были все игроки и менеджмент, красная ковровая дорожка – все как надо. Но Лиам Купер, наш капитан, сразу сказал: «Я не могу смотреть финал первого сезона, серию про плей-офф. Мы должны выйти в АПЛ, и тогда я смогу, зная, что все хорошо закончилось».

Я знаю, что многие смотрели запоем целый сезон, и сейчас получаю сообщения от игроков. Мы благодарили их за то, что они позволили нам поработать с ними, снять их внутреннюю жизнь, – а теперь они благодарят нас за то, что мы зафиксировали такие важные моменты их профессиональной и личной жизни. Через 30 лет Лиам сможет показывать это своим внукам, объясняя, чем дед занимался!

Успех «Лидса» последних лет – результат работы владельца и Бьелсы

У «Лидса» всегда был потенциал стать большим клубом. У нас были великие игроки в прошлом, история и все составляющие. Но мы были вне АПЛ слишком долго, что позволило нам стать… Более настоящими? У нас не новый типовой стадион, как у «Мидлсбро», «Саутгемптона», «Дерби», где все построено под копирку. Это стадион с характером, некоторые части его отвратительны, но атмосфера всегда великолепна. Фанаты заработали себе плохую репутацию, особенно когда много дрались в 1980-90-е. Но даже в третьем дивизионе на гостевые матчи «Лидса» приезжали несколько тысяч фанатов. 

Реклама 18+

У нас никогда не было владельца, который мог бы построить что-то большее. Плохой владелец после ужасного после плохого. И по сути именно владелец собирает все составляющие вместе и позволяет им работать в плюс. Плохой руководитель продаст лучших игроков и будет выжимать деньги из фанатов. Сейчас же мы получили правильного человека (Андреа Радриццани – Sports.ru), которому потребовался всего год, чтобы разобраться во всем, и во второй сезон все сложилось. 

И, конечно, правильный тренер. При всем уважении к владельцам, именно Марсело стал главным фактором успеха, финальным кусочком пазла. Вы можете любить или ненавидеть его футбол или его самого. Но это человек, который пропитан футболом. И он стал катализатором нашего успеха.

Футбол всегда требует побед. И как только «Лидс» начал побеждать, все сложилось. Отношения с фанатами стали лучше, они стали менее агрессивными и более поддерживающими клуб. 

«Лидс» – настоящий. Он делает ошибки так же регулярно, как принимает правильные решения. За ним интересно наблюдать, все эти медиаистории и шпионские страсти. Он проигрывает 4:1 и выигрывает 4:1. Это, конечно, глобальный бренд, но он не пытается и не старается изо всех сил таким быть. Это работает в шоу-бизнесе, музыке, дизайне: если ты стараешься слишком сильно, людям это не нравятся. У «Лидса» же все получается естественно. Большинство людей в клубе и вокруг него – рабочий класс, как «Эвертон» или «Ньюкасл». Это настоящие, честные клубы. В десятом дивизионе без денег на них все еще будут ходить сотни и тысячи фанатов. Не думаю, что в АПЛ много таких команд.

 

Jay-Z теперь партнер «Лидса». Это отметили крутейшим граффити художника, рисовавшего Рэшфорда и Клоппа

Добрая история из Лидса: на матч с «Арсеналом» клуб вывел больной раком 13-летний фанат. Он попал на поле с помощью планшета

Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill; thebusinessdesk.com; кадры сериала Amazon