15 мин.

Самед Ешиль: От игры за «Ливерпуль» на «Энфилде» до работы на заводе

Самед Ешиль должен был быть сейчас в самом расцвете сил.

Он был одним из величайших талантов своего поколения в Германии. Он дебютировал в Бундеслиге за леверкузенский «Байер», когда ему было всего 17 лет.

Его успешный голевой зачет на молодежном уровне за клуб и сборные принес ему прозвище «Герд», в честь легендарного нападающего Герда Мюллера.

Чтобы летом 2012 года подписать 18-летнего Самеда, «Ливерпуль» заплатил «Леверкузену» £1 млн., и вскоре в Мелвуде игрок общался со Стивеном Джеррардом и Луисом Суаресом.

Весь мир был у его ног.

Сейчас 27, жизнь Ешиля далека от ярких огней Премьер-лиги.

Живя в городе Крефельд, к северо-западу от Дюссельдорфа, с женой Гонкой и их маленьким сыном Ильясом, он играет за DJK «Тевтония Сент-Тонис» в Оберлиге Нидеррайн, региональной лиге пятого уровня немецкого футбола с тренировками три раза в неделю. С 7 утра до 15:30 с понедельника по пятницу он работает на заводе, конструируя воздушные фильтры.

«Это любительская лига, но она все еще достаточно хороша для того, чтобы становиться лучше и привести себя в форму», — говорит сам Ешиль.

«В этом сезоне мы набрали четыре очка из шести, и я отдал несколько голевых передач, и я хочу развить этот успех. Все зависит от того, против кого мы играем, но обычно на нас ходят от 200 до 300 болельщиков. Я уверен, что если я смогу сыграть 30 матчей в этом сезоне и забить от 15 до 20 голов, то я снова поднимусь в лигу получше.

«Президент клуба дал мне работу в своей компании. Мне нужно попробовать себя в жизни после футбола, на случай, если я не вернусь в профессиональный спорт».

Сказать, что Ешилю достались плохие карты было бы преуменьшением.

Разрушительные травмы погубили его пребывание в «Ливерпуле», и с тех пор, как его контракт с Красными в 2016 году истек, он вел кочевой образ жизни. Однако, несмотря на все невзгоды, с которыми он столкнулся, его дух не был сломлен. Он привлекает к себе людей, поскольку вновь переживает путешествие, которое после столь многообещающего старта жестоко свернуло не туда.

«В детстве я всегда мечтал стать футболистом», — говорит Ешиль, присаживаясь на край своего дивана.

«Я играл за небольшую команду в Дюссельдорфе до того, как меня заметил "Леверкузен", когда мне было 11 или 12 лет. Я подписал свой первый профессиональный контракт с ними когда мне было 16 лет. В этом возрасте я впервые начал играть за сборную Германии».

«Эмре Джан, мой хороший друг, был в моей возрастной группе. Так же как и Каан Айхан, который сейчас играет за «Сассуоло» (Серия А) и (имеет более 40 матчей за сборную Турции), и Одиссеас Влаходимос, который сейчас играет за «Бенфику» и сборную Греции».

Ешиль забил впечатляющие 20 голов в 22 матчах за сборную Германии в возрасте до 17 лет. Он был лучшим бомбардиром чемпионата Европы среди юношей до 17 лет в 2011 году, когда Германия проиграла в финале команде Нидерландов, в которой блистали Мемфис Депай, ныне выступающему за сборную Нидерландов и «Барселону», и Натан Аке из «Манчестер Сити».

Позже тем же летом он стал вторым лучшим бомбардиром чемпионата мира среди юношей до 17 лет, после того как забил шесть голов. Он дважды забил в победном четвертьфинале против сборной Англии, за которую играли Рахим Стерлинг и Джордан Пикфорд, после чего сборная Германии уступила в полуфинале Мексике.

«Когда люди начали называть меня "Герд", я, честно говоря, даже не знал, кто такой Герд Мюллер. Он играл еще до моего рождения», — говорит он.

«Но я загуглил и просмотрел все его голы. Тогда я понял, какая это большая честь. Я видел, что мы были похожими нападающими в том, что все его голы были забиты изнутри штрафной — за свою карьеру, я думаю, я забил лишь один гол из-за пределов штрафной».

«Я никогда не чувствовал давления из-за этого сравнения. Когда мне говорили, что я на него похож я воспринимал это только как комплимент, ».

Самед Ешиль был продуктивен за молодежные сборные Германии (Фото: Оливер Хардт/Bongarts/GettyImages)

Бывший защитник «Ливерпуля» Сами Хююпя был главным тренером, который впервые выпустил Ешиля во взрослый футбол за «Леверкузен» против берлинской «Герты» в апреле 2012 года. Он пробился в состав первой команды, забив 58 голов в 74 матчах за команды клуба до 17 и до 19 лет.

«На меня было обращено много внимания, но я был просто очень счастлив в столь юном возрасте участвовать во всем этом, — говорит он. — Я несколько раз сидел на скамейке запасных, прежде чем попасть в состав. Когда я услышал, как меня окликнули по имени, я был так рад. Сами был хорошим тренером. В каждой тренировочной игре он играл на позиции центрального защитника. Несмотря на то, что он был довольно стар (Хююпя было 39 лет!) все еще можно было видеть, каким он был великим защитником».

Тем летом позвонил «Ливерпуль». Брендан Роджерс только что занял пост главного тренера. Ешилю недавно исполнилось 18 лет.

«Я всегда хотел однажды поиграть в Англии, но не думал, что это случится со мной в таком молодом возрасте», — признается он.

«Я больше думал что это случится, когда мне будет 25 или 26, но я также был счастлив, что это произошло. В то время я не знал, что "Ливерпуль" наблюдает за мной, и я думал о переходе, возможно, в другой клуб Бундеслиги».

«Я узнал, что подписываю контракт с "Ливерпулем" только когда поехал в аэропорт, и мой агент показал мне билеты на самолет. Для меня было большим сюрпризом то, что они меня захотели».

«Я никогда не думал о том, что клубы будут наблюдать за мной, когда я хорошо выступал на тех международных турнирах со сборной Германии. Иногда я читал в газетах: "Арсен Венгер пытается подписать Самеда Ешиля в «Арсенал»". Но я никогда не спрашивал своего агента, правда ли это. Я просто продолжал играть».

«Как только мой агент сказал мне, что я нужен "Ливерпулю", меня просто больше не интересовали никакие другие клубы. Это было простое решение. Это был "Ливерпуль". Я уже все решил».

«Я переехал вместе со своим двоюродным братом. Его английский был намного лучше моего, поэтому он очень помог мне со всеми бумагами. Сначала я жил в районе Сефтон-парка, а потом переехал в городскую квартиру. Все были такими дружелюбными. Ливерпуль был хорошим местом для жизни».

Первоначально Ешиль был в составе команды до 21 года в академии Киркби, но во время сентябрьского международного перерыва он вернулся домой и сыграл в товарищеском матче сборной до 19 лет против сборной Англии с участием Пикфорда, Стерлинга, Эрика Дайера, Джона Стоунза и Джеймса Уорд-Прауза. Он забил два гола и еще один создал в победном со счетом 3:1 матче.

Ешиль празднует гол в ворота Джордана Пикфорда из сборной Англии на чемпионате мира 2011 года среди юношей до 17 лет (Фото: Франсиско Эстрада/LatinContent via Getty Images)

«Адам Морган и Рахим, которые оба уже входили в состав первой команды "Ливерпуля", принимали участие в той игре», — вспоминает он.

«Когда я прилетел обратно в Ливерпуль, я получил сообщение от одного из членов тренерского штаба, в котором говорилось, что со следующего дня я буду тренироваться с первой командой в Мелвуде, а не в Киркби».

«Это было похоже на сон. Я знал этих игроков только по PlayStation и по просмотру матчей по телевизору. И вот я делил раздевалку с Суаресом, Джеррардом и Джейми Каррагером. Мне понадобилось несколько недель, чтобы осознать, что это происходит на самом деле».

«Брендан был так хорош. Он всегда хотел играть в футбол. Никаких тебе закидушек вперед, всегда играть накоротке от вратаря вперед при создании атаки. Мне это нравилось».

«Я помню, как он сказал мне, что, когда я достаточно хорошо выучу английский, он даст мне шанс в первой команде. Поэтому я нанял себе преподавателя английского языка, который приходил ко мне домой три раза в неделю. Примерно через четыре недели мой английский стал хорошим. Я подошел к Брендану и сказал: "Тренер, мой английский сейчас намного лучше". Он сказал: "Хорошо, ты выйдешь в старте в Кубке лиги против «Вест Брома»"».

26 сентября Ешиль вышел в составе команды, в которую входили Каррагер и Джордан Хендерсон, перед 21 тыс. зрителей на стадионе «Хоторнс». Нури Шахин дважды забил, и «Ливерпуль» прошел дальше со счетом 2:1.

«Это была моя первая игра при полном стадионе, и мы играли против Ромелу Лукаку, который сейчас является одним из лучших нападающих в мире, — говорит он. Для меня это был по-настоящему хороший момент, и я его никогда не забуду. Футболка с той игры висит на стене в доме моих родителей».

Месяц спустя он начал в старте в матче следующего раунда, когда «Суонси Сити», ставший в итоге победителем турнира, на «Энфилде» обыграл «Ливерпуль» со счетом 3:1. Это оказалось его вторым и последним выступлением за главную команду клуба.

Ешиль, растягивающийся рядом со Стивеном Джеррардом и Джейми Каррагером в Мелвуде (Фото: Джон Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)

«Я знаю, что мы проиграли, но тот вечер был для меня по-настоящему особенным. Это было потрясающе — играть перед трибуной "Коп". Трудно подобрать правильные слова тому, на что это было похоже. Нужно находиться на этом поле, чтобы чувствовать какого это».

«Когда тренер начал больше доверять мне, я почувствовал себя более комфортно. Я начал лучше узнавать своих товарищей по команде и все чаще и все больше с ними общался. Я чувствовал себя так, словно стал частью команды».

«Я знал, что мне еще многое предстоит улучшить, но я хотел учиться и получать больше игрового времени. В лице Суареса я учился у одного из лучших нападающих в мире. Как он тренировался, как он завершал атаки, это было невероятно».

Проблемы Ешиля начались в феврале следующего года.

Он играл за сборную Германии в возрасте до 19 лет в товарищеском матче со своими итальянскими коллегами, когда порвал связки правого колена.

«Тот матч проводился не на траве. Это было искусственное поле, и когда захотел резко изменить направление, моя нога остановилась, а колено повернулось, — говорит он. — Было немного больно, но я не думал, что это серьезно. Я вообще-то продолжил играть. После игры я пошел к врачу. Он сделал все тесты и сказал, что, вероятно, у меня были болевые ощущения из-за поля».

«Когда я вернулся в Ливерпуль, то пошел на тренировку, но примерно через 20 минут мне пришлось остановиться, потому что боль была очень сильной. Они послали меня на МРТ, и она показала, что мои крестообразные связки были сильно повреждены. Я поехал в Лондон на операцию».

После восьми месяцев отсутствия Ешиль вернулся на поле, сыграв за команду «Ливерпуля» до 21 года в октябре против «Тоттенхэма». Он отчаянно пытался наверстать упущенное время и вернуться в планы Роджерса. Однако всего три месяца спустя его мир снова рухнул.

«Во время тренировки в Ливерпуле я резко повернулся и подвернул колено. Я услышал сильный звук "бум", — говорит он. — Я знал, что это была та же самая травма. Те же связки, то же колено. Оно так сильно распухло».

«У каждого свое мнение о том, почему это снова случилось. Некоторые говорят, что это произошло из-за того, что моя реабилитация прошла не так хорошо, и, возможно, я вернулся слишком рано. Другие говорят, что, возможно, операция прошла не так хорошо».

«Во второй раз я решил сделать операцию в Германии у специалиста, который оперирует всех игроков национальной сборной. Я должен сказать большое спасибо "Ливерпулю" за то, что они уважили мои пожелания по этому поводу. Они также позволили мне пройти реабилитацию в Германии, что было с их стороны просто фантастикой».

Ешиль еще на 10 месяцев был вне футбола. Психологически этот второй период реабилитации был намного тяжелее.

«До первых крестов у меня даже не было ни одного вывиха, — говорит он. — Я прошел путь от вообще игры без травм, до двух разрывов связок».

Многообещающая карьера Ешиля в «Ливерпуле» была разрушена двумя подряд разрывами связок одного и того же колена (Фото: Пол Эллис/AFP via Getty Images)

«В первый раз я подумал: "Ладно, я могу использовать это время, чтобы поработать над своим телом и стать сильнее". Но во второй раз я уже серьезно стал задумываться о том, чтобы совсем забросить футбол. Я знал, что буду очень долго находиться вне игры. Мне повезло, что со мной были замечательные друзья и семья, которые всегда меня поддерживали. Они продолжали подталкивать меня вперед и давали мне силы еще раз вернуться».

Ешиль вернулся на поле в матче команды «Ливерпуля» до 21 года против «Сандерленда» в августе 2014 года. К тому времени его приятель по нападению Суарес уехал в «Барселону», и были подписаны Рики Ламберт и Марио Балотелли, которые стали конкурировать с Фабио Борини и Дэниэлем Старриджем за места в атаке.

Для Роджерса это было не ахти что, но Ешиль изо всех сил пытался восстановить форму и стать достаточно здоровым, чтобы играть. В том сезоне в Премьер-лиге 2 он провел 11 матчей под руководством Майкла Била — ныне помощника Джеррарда в «Рейнджерс» — забив три гола.

«Когда я был в Германии на реабилитации, я начал есть не очень здоровые продукты и прибавил несколько килограммов, так что мне нужно было немного похудеть. К тому же, у себя в мыслях, когда я шел в подкат, я думал, что просто еще не был готов на 100%. Я думал: "А что, если это снова случится?" Я боялся. Я знал, что если мои связки вылетят в третий раз, то я больше никогда не смогу играть».

Летом 2015 года, когда начался последний год его контракта, Ешиль ухватился за возможность присоединиться к «Люцерну» в годовую аренду. Швейцарским клубом руководил бывший полузащитник «Ливерпуля» Маркус Баббель.

«Сначала я думал, что смогу преуспеть там и у меня все еще будет будущее в "Ливерпуле". По своей национальной команде я знал тренера "Люцерна". Он знал, каким я был футболистом. В первой игре, в которой я вышел в стартовом составе за них, мы выиграли 1:0 (против ФК «Цюрих»), и я забил гол. Я думал: "Я вернулся"».

«Но потом между тренером и президентом возникли некоторые проблемы. Пришли два новых нападающих, и я стал третьим или четвертым выбором. Это было по-настоящему трудно. Длинные забросы, нападающие двухметрового роста, выигрывающие борьбу на втором этаже, я не тот нападающий для того, чтобы играть в такой футбол».

Забив всего один гол в 14 матчах швейцарской Суперлиги, Ешиль столкнулся с неопределенным будущим после того, как следующим летом был отпущен «Ливерпулем» по истечении своего контракта. В течение шести месяцев он находился без клуба, прежде чем присоединиться к греческому «Паниониосу» в январе 2017 года.

Его первый полноценный сезон в афинской команде был многообещающим, так как он забил восемь голов в 31 матче во всех соревнованиях в 2017/18 годах. Проблемы, с которыми он столкнулся, возникли скорее вне поля, чем на нем.

«Единственная причина, по которой я ушел, заключалась в том, что зарплата либо задерживалась, либо они "забыли" заплатить мне сполна, — говорит Ешиль. — Они могли заплатить в январе, а потом не было никаких денег до октября или ноября. Нелегко было жить без денег. Мне снова пришлось сменить клуб».

Неспособность «Паниониоса» погасить свои долги перед греческим правительством, а также перед игроками и персоналом привела к тому, что клуб вывели из профессиональных лиг в любительские дивизионы. Под новым руководством они снова вернулись на второй уровень, Ешиль почти достиг с ними финансового соглашения.

После недолгого пребывания в третьем дивизионе с «Юрдингеном» в своем родном городе Крефельде, в январе прошлого года Ешиль отправился в Турцию, чтобы подписать контракт с командой из второго дивизиона «Анкара Демир». Но он сыграл за них всего 141 минуту в семи матчах по обе стороны от пандемии, прежде чем в октябре прошлого года присоединиться к «Хомбергу», команде четвертого дивизиона из Дуйсбурга, всего в нескольких километрах к северу от Крефельда.

«Нелегко, когда тебе все время приходится переезжать, — признается он. — Сам-то я люблю путешествовать, но к тому времени я был женат, и для моей жены это было трудновато. Ты привозишь свои вещи, а через несколько месяцев тебе приходится все снова собирать и уезжать куда-то еще. Ты достигаешь того момента, когда тебе просто хочется осесть».

Этим летом, после 22 игр и двух голов за «Хомберг», Ешиль покинул дивизион, чтобы подписать контракт с «Тевтонией Сент-Тонис».

Когда он не на смене на заводе KSI Filtertechnik или не тренируется, он проводит время с шестимесячным сыном Ильясом. То, что он стал отцом, помогло ему осознать те душевные страдания, с которыми он столкнулся в профессиональном плане. Его вера также помогала в трудные времена.

Вспоминает ли он когда-нибудь о тех днях в «Ливерпуле»? Думает ли он о том, что могло бы быть?

«Раньше так и было, но я мусульманин и теперь верю, что все происходит не просто так. Я не зол и не расстроен», — говорит он.

«Я просто хотел быть футболистом. Я не мечтал стать следующим Месси или Роналду. Я занимался этим не для того, чтобы заработать много миллионов. Я просто хотел получить хорошие деньги, чтобы помочь своей семье. У меня есть дом, жена и ребенок. И у моих родителей есть дом, так что я смог этого добиться».

«Первые три месяца с нашим сыном были действительно тяжелыми, потому что у него были некоторые проблемы с желудком, и он много плакал, но сейчас все хорошо. Все здоровы и счастливы, и для меня это самое главное».

«Крефельд — небольшой городок, но это хорошее, тихое место для жизни. Я все еще большой болельщик "Ливерпуля" и смотрю все их игры. Я обожаю Юргена Клоппа. Он идеальный тренер для "Ливерпуля". Я не могу дождаться, когда однажды вернусь на "Энфилд" в качестве болельщика».

«Но сам я еще не закончил с футболом. Я еще не сдался. Мне все еще только 27. Моя цель — вернуться туда снова. Если я смогу оставаться здоровым, я знаю, что сделаю это».

(Фото обложки: Пол Эллис/AFP via Getty Images)

Автор: Джеймс Пирс (источник)

Приглашаю вас в свой телеграм-канал