10 мин.

Я посмотрел «Торпедо» с крыши многоэтажки: оттуда следили за «МЮ», кидали петарды и убегали от полиции

В этом тексте автор лезет на крышу жилого дома (что важно – в сопровождении человека, который давно этим занимается). Мы призываем вас НЕ повторять это, ходить по крышам опасно! Всегда будьте бдительны, берегите себя и смотрите футбол со стадионов.

Если вам удобнее посмотреть видео вместо прочтения текста, включайте ролик внизу материала и наслаждайтесь!

Серо-зеленая Москва с прорвавшимся закатом. Стадион имени Эдуарда Стрельцова. Длинная растяжка «В ФНЛ ништяк». Семь человек сидят на крыше девятиэтажки и смотрят матч «Торпедо» – «Мордовия» (2:2). Впереди – прожекторы, прутья Шуховской башни и холодные пейзажи летнего города. 

Фото (вот инстаграм автора) получилось настолько в стиле «лучшей лиги мира», что ее выложил официальный аккаунт ФНЛ и тренер «Торпедо» Сергей Игнашевич. Под материалом на Sports.ru писали, что и фото, и баннер – ништяк. 

Фанаты на стадионе устраивают перекличку с крышей: «Мужик ушел – мужик пришел»

С крыши этого дома (Восточная улица, 2) смотрели футбол еще 40 лет назад, «Торпедо» до сих пор использует крышу под свои акции – например, в прошлом году там представляли новую форму. А фанатский сектор «Запад-5» устраивает переклички с болельщиками на крыше: «Черно-белые, только черно-белые». 

«Обычно кто-то из фанов замечает и говорит: «Пацаны, пацаны, смотрите», – рассказал Sports.ru болельщик «Торпедо», недавно пробивший выезд во Владивосток по Транссибу, Алексей Роев. – Бывают скандирования «Мужик на крыше» и «Мужик вернулся», если он куда-то отходил». 

«Дома на Восточной улице – ровесники стадиона, им всем по 60 лет, – дополняет историю руководитель клуба болельщиков «Торпедо» Василий Петраков. – В 70-е часто случались аншлаги, особенно на «Спартак», киевское и тбилисское «Динамо», и мы – болельщики «Торпедо» – искали любую возможность посмотреть матчи. Кто-то залезал на деревья, а самые ушлые искали знакомых в доме с окнами на стадион, ведь во дворе жили футболисты, многие жильцы болели за «Торпедо».

У знакомых был доступ на крышу, так меня и позвали. Нас поднялось человек десять, смотрели матч с Киевом – шоу сумасшедшее, вид – уникальный. Но кто-то увидел нас снизу, и перед следующим матчем повесили замок. Правда, дом-то торпедовский, как-то договорились, и матч «Торпедо» – «Спартак» мы снова смотрели на крыше, собралось много людей и… милиции. Нас просто выгнали: ловить не стали, вдруг кто со страху прыгнул бы вниз, было бы ЧП.

 

Василий Петраков 

В 80-е и 90-е болельщики ходили небольшими группками, но если собиралось много – разгоняла милиция. Там же в 1992 году смотрели матч Кубка УЕФА «Торпедо» – «Манчестер Юнайтед»: люди не попали на стадион, но все равно увидели футбол. 

Последние лет десять на крышу особенно не пускали, теперь все аварийные двери и выходы на крышу опечатаны: люди же разные, у кого-то голова закружится, там еще и решетка по краям невысокая. Подергал, а ей, как и дому, 60 лет – кто-то неудачно облокотится – человека утащит. 

Так что если нам надо на крышу – через клуб договариваемся с участковым».

Я пошел на крышу с автором того самого фото. Миша уже снимал стадионы «Локо», «Динамо» и ЦСКА

Для безопасности и творческой загадочности Миша не показывает лицо и не называет конкретных деталей биографии. Из известного: ему 20 лет, студент, болеет за «Спартак», уже пять лет гоняет по московским крышам ради фотографий, в том числе стадионов. 

«На крыше с видом на стадион Стрельцова впервые побывал в 2014 году, с тех пор еще раз шесть: смотрел футбол, просто фотографировал, отдыхал, – рассказывает Миша. – Однажды с друзьями нашли там матрас и стул – так и чилили. Но потом их кто-то убрал. 

Мне еще всегда хотелось, чтобы трибуны устроили перекличку «Эй, ребята, как вам на крыше». Получилась бы крутая отсылка к шизе на матче «Торпедо» – ЦСКА в 2010 году, когда торпедовцы кричали «Эй, ####### [уроды], как вам на солнце?», а кони отвечали: «######## [Нетрадиционные вы наши], мы загораем!». 

В дни матчей «Торпедо» на крыше обычно человек 10-15. Но в сентябре 2017 года был неприятный эпизод. «Торпедо» тогда спустя два года вернулось на Восточку и разорвало пензенский «Зенит» 9:0, и минуте на 80-й один из болельщиков (раньше его не видел, на вид какой-то провинциал) бросил с крыши петарду в деревья между домом и стадионом. 

Все стюарды, все менты сразу посмотрели на нас, и дежурившие возле домов отряды устроили засаду. Мы побежали вниз, на выходе из подъезда нас ждал кордон из 15 сотрудников. Что сделал я? Первым вылетел из подъезда, неожиданно для них пробежал между колоннами и нырнул в арку. Если бы там были менты – меня бы схватили, но повезло, никого не было, я просто убежал. Остальных забрали. Моих друзей продержали до утра, выяснили, что кидали не они, и отпустили. А вот бросивший петарду только-только откинулся из тюрьмы и его снова отправили в места не столь отдаленные». 

Миша был на 162 московских крышах. Это опасно? Законно? За что его били шваброй по ногам?

«Все началось в 2014 году, – продолжает Миша. – Раньше не вылезал со своего района, Выхино, но в колледже были ребята со всей Москвы, мы собирались и гуляли по центру. Мне как раз нравились граффити – рисовать не получалось, так что я фотографировал. Забрался тогда на жилой дом на Новокузнецкой – так и стал путешествовать по крышам. Но если раньше мы с друзьями искали только открытые, то теперь выбираем понравившуюся (даже закрытую) и идем туда. 

Я не руфер! Во-первых, не люблю громких слов, во-вторых, я не лезу на опасные крыши, не хожу по грани, а просто пробираюсь на крышу, откуда наслаждаюсь городом и фотографирую. Сейчас у меня 162 крыши – на всех был больше раза (вот карта). Мне нравится сидеть, фиксировать атмосферу города, там я расслабляюсь Один я почти не хожу, всегда с компанией, мы сидим, общаемся, берем еду, заказываем пиццу. Недавно, сидя на крыше на Нагатинском затоне, хотели написать курьеру, чтобы поднялся на балкон, хаха.

Главный кайф – найти точку, залезть и сфотографировать. Обожаю сам процесс фотографирования. 

Ничего криминального в моем хобби нет – заходим в подъезд (с людьми, плюс большинство кодов известны), идем на открытую крышу через дверь, а если дверь заперта – ищем лазейки, карабкаемся через лестницы. Если тебя просто нашли на крыше – могут забрать, но предъявить нечего. Другое дело – когда ты с алкоголем или рядом с тобой инструмент, которым ты вскрывал дверь.

 

Часто ругаются жильцы: кричат, что мы наркоманы и идем колоться, вызывают полицию. Бывает, ты вылезаешь через дырку, а бабка бьет шваброй по ногам. Пару лет назад забрались на высотку на набережной Тараса Шевченко (напротив Москва-Сити, прямо у Мастерской Петра Фоменко) – посидели, собрались уходить, но оказалось, что дверь закрыта изнутри. Жильцы так ловили нас на живца. Протусовались на крыше часа полтора, звонили друзьям, которые могли проходить рядом, но в итоге сбежали: лезли между прутьями, было так узко, что некоторые снимали футболки. 

Раньше мне нравилось снимать центр, но теперь переключился на спальные районы: лазил на высотки на «Академической», голубые дома на «Щукинской», «Алые Паруса», был на крыше ЖК «Аэробус» на Аэропорту – хотел прийти на закате, просидеть всю ночь и уйти на рассвете, но это лето очень холодное, пока в планах. 

Особенная подготовка для таких путешествий не нужна, только психологическая. Раньше заходил на крышу на четвереньках, волновался, чувствовал мандраж, когда уходил. Теперь хожу и хожу».

На крыше пахнет котлетами и мылом. Мужчина смотрит «Торпедо» с балкона – в трусах и жует арбуз

Заходим в подъезд по уже известному коду, едем на предпоследний этаж – безопасность на случай засады. Дверь на крышу заперта, поэтому карабкаемся через промежуток между лифтом и следующим этажом: слегка подтягиваемся на руках.  

Крыша встречает граффити «Цой жив», несколько человек уже смотрят матч и фотографируют. Во втором тайме нас больше – около 20. Обычно болельщики смотрят первый тайм на стадионе, в перерыве идут в магазин, приносят продукты на крышу, смотрят второй тайм и московский закат. 

Открывается вся Москва. Слева направо – высотки, Останкинская башня, купола Новоспасского монастыря и рыжие от закатных лучей башни Крутицкого подворья.

На крыше пахнет котлетами, картошкой и гелем для душа – в зависимости от открытых окон и направления ветра. 

«Торпедо» побеждает «Текстильщик» 3:1, последние минуты с балкона смотрит жилец в одной футболке и с куском арбуза в руке. 

Матч заканчивается под звуки фестиваля в культурном центре «ЗИЛ», закат ложится на Москву, игроки «Торпедо» скачут перед фанатской трибуной, а черно-белые змейки тянутся к метро «Автозаводская». 

Футбол с крыши – тактически эстетично. В перерыве можно смотреть на Москву. Отдыхать на чистом строительном покрытии и подниматься на время опасных моментов. 

За стадионом уже начинается большая стройка – арена Эдуарда Стрельцова уйдет на реконструкцию поздней осенью 2019 года, через несколько лет у стадиона появится крыша, просмотры с высоты закроются.

 

***

Увидеть наше восхождение, послушать стадион с крыши и посмотреть на московский закат можно и на видео. Ставьте максимальное качество – приятного просмотра! 

 

Фото: Евгений Марков; photo.misha 

Владелец «Торпедо» – миллиардер. Он усыновил 17 детей, ездит на метро и не следит за футболом

Драка, дубинки, обшарпанный стадион: мы на вечер вернулись в прошлое. Репортаж с матча «Торпедо»

Еще больше путешествий (не только на крышу) в инстаграме и телеграме Евгения Маркова