1 мин.

«Леня, это тебе не «Урал», а Лига чемпионов». Игра ЦСКА – с фанатской трибуны

Тоскливо смотрится.

ЦСКА

Всегда интересно, чем болельщики занимаются перед футбольными матчами. Особенно если это Лига чемпионов, середина рабочей недели, и на стадион приходят не только ребята в капюшонах, а еще и взрослые люди с клубными цветами поверх костюма или строгого пальто. В России (и в случае с ЦСКА особенно) у стадионов ничего интересного не происходит. К сожалению, это обычно переносится и на поле – но там все же есть содержание, за которым люди и ходят на футбол. А вот вокруг, помимо уездных фирменных магазинов, бабушек с семечками и приставучих мужиков с шарфами, ничего нет. Наше русское шоу начинается со свистком судьи и быстро заканчивается, когда объявляют порядок выхода с трибун.

Мой репортаж не аналитика и даже не разбор той клейкой игры, которую показывает команда Леонида Слуцкого. Это другой взгляд на футбольное поле: не удобная пресс-ложа, а трибуна, где болеют стоя и желательно громко. Оттуда матч ЦСКА – «Монако» смотрелся по-другому, игра Траоре казалась еще более убогой, а ничья гармонично вписывалась в концепцию «Леня – трус».

У нас на законодательном уровне любят работать с фанатами, но не умеют работают с болельщиками. Это наши традиции, и до испанских футбольных посиделок нам очень далеко. Как минимум потому, что мы не привыкли окружать стадионы разными футбольными заведениями, массово встречать автобусы команд и собираться за два часа до матча.

Так устроен русский футбол, и это ни хорошо, ни плохо. Это нормально, ведь у нас так принято. Поэтому искать интересных персонажей, нарываться на колорит и ловить что-то зажигательное у нас труднее.

В случае с ЦСКА большая часть тусовки переходит в ближайший торговый центр, где люди в красно-синем стоят в очередях за гамбургерами, разливают коньяк по пластиковым стаканчикам и чокаются за успех армейского клуба. Вот там интересно и очень по-футбольному.

А вот на территории стадиона не так. Как ни старались те, кто придумывал концепцию граффити на фасадах «Арены ЦСКА», главную задачу они не решили. Они просто сделали неинтересный стадион интереснее, и теперь напротив Григория Федотова, братьев Березуцких и Игоря Акинфеева фотографируются новые гости армейского стадиона. Но болельщику – особенно перед матчем Лиги чемпионов – хочется больше, чем несколько палаток с атрибутикой и загадочный красный танк, который надо еще и разглядеть.

Резвая музыка, разминка ЦСКА и «Монако», шутки, обсуждение личной жизни и раздача большого количества красно-синих флагов. Так проходит подготовка к игре, и фанатская трибуна почти полностью заполняется за 10 минут до гимна Лиги чемпионов. Главная футбольная тема – это Ласина Траоре и его связь с ботаникой. «Что же ты здесь делаешь, дорогой?» – возмущаются болельщики, когда видят форварда на разминке.

Во время объявления составов его единственного освистывают, а во время игры часто называют «бесполезной шпалой» и добавляют к этому словосочетание множество других железнодорожных терминов.

Также я обратил внимание на то, как приветствовали Леонида Слуцкого. Баннера о трусливой игре ЦСКА на этот раз не было, но тренера встретили тихо, а кто-то даже попробовал свистеть. До «Леня, уходи» пока не дошло, но, если Слуцкий продолжит так же часто использовать Траоре, то уйти будут просить уже обоих.

За красно-синими флагами не всегда можно увидеть игру, но при этом фанаты ЦСКА всегда могут сказать, что их команда показала свой обычный еврокубковый футбол: собранно-трусливый и почти без креативных вливаний. Но если раньше это сглаживали быстрые или просто техничные нападающие, то теперь у Слуцкого есть Ласина Траоре. Он иногда забивает голы, здорово находит мяч и отправляет его в пустые ворота, но при этом почти каждым касанием гасит все самое интересное, что могло бы получиться у ЦСКА.

В игре с «Монако» любые действия хозяев заканчивались после нескольких передач, мяч почти не держался, и даже такой «Монако» – немного подмерзший и после неудач в чемпионате Франции – легко разгадывал все ходы армейской атаки. Хотя сделать это не сложно, и рассказать, кем, как и в каком количестве ЦСКА будет забивать в следующий раз, можно за несколько месяцев до самого матча.

Вот такая предсказуемость, нежелание интересно меняться и отсутствие футбольного нерва – главные претензии фанатского сектора к главному тренеру. Там эти мысли воспроизводят по-другому, и сами формулировки содержат гораздо меньше слов; но трибуна за воротами (пусть и не всегда с лучшей точки) видит, как играет их команда. И чувствовать это лучше всего там, где люди кричат все 90 минут, а потом, раздевшись, понимают, что трудолюбивый Игорь все же пропустил, а ЦСКА упустил победу. И вот ты уже стоишь голым по пояс, гонишь команду вперед и думаешь, что у нее хватит эмоций взять и отыграться за 3 минуты до конца.

На фан-секторе нет никакой обреченности, но даже там – в самом громком и обычно живом месте на стадионе – становится понятно, как же грустно сейчас живет ЦСКА. Новый стадион, красивые слова про общий дом и еврокубковое будущее – это обычная ширма, за которой не спрячешь настоящих проблем. И не нужно удивляться, что даже на матч главного еврокубка армейцы не могут собрать полный стадион.

«Леня, это тебе не «Урал», а Лига чемпионов», – обращались к Слуцкому после игры. Ребята с фанатки заново надевали куртки и вновь осознавали, что Акинфеев был в трех минутах от «сухаря», а ЦСКА – от победы. За песнями и отсчетом минут можно забыть про неточные передачи в штрафной соперника, ужасный контроль мяча и перфоманс Ионова. Но потом, когда отсидишь дежурные 15 минут на секторе, посмотришь на гаишников, которые делают все, чтобы футбол мешал жизни северо-запада Москвы; то вспомнишь, что это наша (футбольная) жизнь.

Зато после матча по пустой проезжей части болельщики пинают футбольный мяч, шутят над навязчивыми продавцами двойных шарфов и вспоминают лучшие подвиги Траоре.

Все на своих местах, а ЦСКА по-прежнему в Лиге чемпионов.

В чем единственная проблема ЦСКА

Фото: РИА Новости/Антон Денисов, Михаил Воскресенский; Евгений Марков