17 мин.

ЗАКАТ ЭРЫ ФУТБОЛЬНЫХ АГЕНТОВ 2

18 декабря 2013 года постановлением Исполкома РФС была принята новая редакция Регламента РФС по деятельности агентов футболистов. Событие прошло почти незамеченным в прессе -- на наш взгляд незаслуженно. Дело в том, что чуть больше, чем через год после того, как Толстых Николай Александрович возглавил РФС, общественности был представлен документ, являющийся magnum opus – делом жизни действующего президента.

Ни для кого не секрет, что футбольные агенты – одновременно и болевая точка и общее место действующего президента. Почти со стопроцентной вероятностью можно утверждать: на какую бы тему не начал разговор Толстых, через какое-то время, как правило, весьма непродолжительное, все сведется к недостаткам футбольных агентов  и к тому, как они разваливают российский футбол и как с ними бороться.

Именно поэтому принятый регламент представляется нам более чем интересным, ведь впервые в своей карьере г-н Толстых получил возможность подготовить и принять именно тот документ, регулирующий агентскую деятельность, который считал нужным. Рассмотрим, что же в итоге получилось.

Можно сказать, что новый регламент является одним из самых жестких, если не самым жестким, регламентом по агентской деятельности из действующих в мировом футболе. Все изменения, по сравнению с предыдущей редакцией касаются установления новых ограничений и запретов для футболистов, агентов и клубов при осуществлении агентской деятельности и фактически исходят из презумпции виновности всех лиц, вступающих в агентские отношения для контроля над которыми следует установить массу дополнительных, по сравнению с предусмотренными Гражданским кодексом РФ и профильными регламентами ФИФА, ограничений.

Принесет ли это результат и какие конкретно плоды надеются получить авторы документа – увидим. Пока же стоит констатировать, что вопреки политике ФИФА, которая на конгрессе в мае 2013 года приняла решение вообще отказаться от регулирования деятельности агентов в виду неэффективности и ресурсозатратности (информация касательно того, когда институт агентов будет окончательно отменен, противоречива, называют и лето 2014 года и сентябрь 2015) РФС наоборот старается максимально зарегламентировать и формализовать данную сферу, устанавливая многочисленные запреты и штрафы.

Вот какое решение Конгресса ФИФА 2013 касающееся футбольных агентов в частности было опубликовано на официальном сайте ФИФА 31 мая 2013 года:

  • действующая система лицензирования футбольных агентов должна быть отменена;

  • минимальные правила и стандарты, регулирующие новую систему посредничества, должны быть включены в будущие регламентные документы ФИФА;

  • необходимо создание нового института посредников, заменяющего институт футбольных агентов.

Очевидно, что, Россия, как всегда, идет своим путем. Не только ослабляя контроль за агентами, но добавляя все новые и новые формальные требования и запреты, которые с точки зрения эффективности не выдерживают никакой критики.

В данном тексте мы сделаем краткий обзор __ основных новелл регламента и дадим им краткую характеристику.

 1. Футболист имеет право заключить договор с агентом только после достижения 16 лет.

Напомним, что предыдущая версия регламента не делала различий для агентского договора и иного гражданско-правового договора – футболист имел возможность заключить агентский договор, начиная с 18-летнего возраста, как и любой другой гражданско-правовой договор. До наступления 18-летнего возраста агентский договор можно было заключить с обязательным разрешением родителей или законного опекуна (их подпись ставилась на договоре).

Новая версия Регламента запрещает футболисту, которому меньше 16 лет, заключать договор с агентом, даже при наличия согласия родителей или законных представителей.

Установленное подобного ограничения видится странным: логика подсказывает, что если футболисту когда и нужен агент, то именно в период с 14 до 20 лет, когда совершается переход из детского во взрослый футбол. Именно тогда агенты, как правило, помогают юным футболистам из дублей топ-клубов находить варианты аренды в ФНЛ и ПФЛ в которых они могут получать регулярную практику и прогрессировать. Все, кто хоть поверхностно знаком с агентской деятельностью, скажут, что никаких денег на 16-летних футболистах агенты не зарабатывают, так как не зарабатывают еще и сами футболисты, скорее наоборот – лично я знаю множеством случаев, когда агенты помогали молодым ребятам с бутсами, экипировкой, проживанием, оплачивали дорогостоящие операции, и даже за свои деньги выкупали у клубов их контракты, чтобы парень перешел туда, где будет играть.

Еще одно нововведение изложено в ст. 14 Регламента, согласно которой договор, заключенный между футболистом, не достигшим 18 лет, и агентом, не может быть эксклюзивными.

На мой взгляд, запрет на заключение договоров между футболистами, не достигшими 16 лет и агентами, ни к чему не приведет: если есть запрос на услуги агентов, то стороны найдут форму взаимоотношений, которая всех устроит и формально не будет нарушать требования регламента. Например, футболист и агент будут общаться через юристов, на которых действие Регламента РФС не распространяется или просто агент будет работать без заключенного договора.

 

2. Ограничение предмета договора между клубом и агентом.

Регламент ограничил ситуации, при которых клубы имеют право пользоваться услугами футбольных агентов, тремя:

  • использование услуг агента для заключения первого трудового договора футболиста;

  • привлечение агента для перехода футболиста из одного клуба в другой;

  • для содействия в заключение трудового договора между Футболистом и Клубом, если предыдущий трудовой договор Футболиста был с иным Клубом.

Таким образом, новая версия регламента запрещает клубам использовать услуги профессиональных агентов при продлении трудового договора футболиста с клубом или при его расторжении.

Если контракты с выплатой агенту вознаграждения за помощь при расторжении футболистом договора действительно встречаются редко и во многом вызывают сомнения относительно их коррупционной природы, то, запрещая клубам выплачивать агентам вознаграждение за продление договора с футболистом, РФС совершает серьезный просчет, фактически выплескивая ребенка вместе с водой.

И представители клубов и агенты с кем мне удалось обсудить указанный пункт сошлись во мнении, что продление уже действующего трудового договора футболиста, по сути, ничем не отличается от полноценного трансфера (Роман Бабаев: «Кроме того, хочу от себя добавить, что переподписание контракта с Акинфеевым можно сравнить с трансфером топ-уровня»)– как правило, при продлении трудового договора улучшаются и финансовые условия футболиста и агенту выплачивается вознаграждение за то, что помог убедить футболиста не менять клуб. Напротив, востребованный футболист всегда может не продлить контракт и перейти в новый клуб получив повышение гонорара, а агент получит за такой переход агентское вознаграждение.

Запрет на выплаты клубами агентских вознаграждений при продлении трудовых договоров футболистов приведет к более частой смене футболистами клубов (зачем продлевать договор без гонорара агенту, когда можно перейти в новый клуб и получить и повышение в заработной плате, подъемные и агентские) или к возникновению скрытых (никто не мешает клубу включить вознаграждение агента в подъемные игроку за продление) или фиктивных (вместо продления трудовой договор расторгается и тут же заключается новый с выплатой агентского вознаграждения, ведь формально это уже не продление, а заключение нового договора) схем выплат агентских за продление трудового договора.

 3. Дополнены основания лишения агента лицензии.

Основания лишения футбольных агентов лицензии существенно дополнены. Так, теперь агент может лишиться лицензии, если в течение 30 дней после заключения агентского договора не зарегистрирует его в РФС (в случае просрочки агенту теперь видимо проще расторгнуть договор и заключить новый, чтобы не лишиться лицензии). Предыдущая версия регламента относила это нарушение к незначительным – агенты живут по всей стране и некоторые из них просто не успевали лично приехать в РФС для регистрации и направляли своих работников по доверенности. Теперь им придется быть аккуратнее.

Также Агент попрощается с лицензией в случае оказания услуг футболисту, не достигшему 16 летнего возраста и в случае «прямого и косвенного участия в лотереях, в деятельности букмекерских контор и тотализаторов, связанных с проведением футбольных матчей».

При этом, если запрет на игру на тотализаторе еще понятен, то в чем опасность того, что агент купит лотерейный билет? Выигрыш лотереи не зависит от наступления события (результат матча), а от того, что заранее написано в лотерейном билете и не имеет отношения к спорту. Также не ясно, что РФС имеет ввиду под «косвенным участием» в лотерее/тотализаторе и букмекерской конторе -- ФЗ «О лотереях» (11.11.2003 N 138-ФЗ) не содержит такого понятия, как косвенное участие.

Весьма странной и оставляющей простор для толкования выглядит формулировка «участие в деятельности букмекерской конторы и тотализатора» -- что имел РФС под термином «участие»? Долю в бизнесе или совершение ставки? Так, например, пункт 6 ст. ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» к деятельности по организации и проведению азартных игр относит деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры, таким образом, запрет РФС в терминологии закона направлен лишь на запрет агентам иметь подобный бизнес, а не запрет принимать участие в азартных играх. Это также может породить проблемы в право применении.

 4. Пятилетний срок действия агентской лицензии. Переаттестация

11 статья Регламента РФС сообщает, что срок действия лицензии агента ограничивается пятилетним сроком с момента ее выдачи по истечении которого следует переэкзаменовка.

Учитывая, что первые лицензии в России были получены в 2006 году, а Регламент не содержит никаких исключений (например, переаттестация не после 5 лет с момента выдачи, а с момента вступления в силу новой версии Регламента) возникает вопрос, как быть этим агентам? Не говоря уже о вопросе, об обратной силе закона, основополагающем правовом принципе, согласно которому вновь принятый документ не может влиять на отношения сторон до его принятия.

Более того, похоже в РФС не слышали о письме ФИФА за подписью генерального секретаря Жерома Вальке №1298 от 19.04. 2012 согласно которому ФИФА приостановил до последующего специального уведомления проведение переаттестации футбольных агентов в связи с грядущей отменой института агентов.

5. Дополнительные обязанности. Новые меры по избежанию двойного представительства

Статья 13 Регламента устанавливает одно из самых разумных и одновременно бессмысленных нововведений Регламента. Агент, имевший агентский договор с футболистом, не может представлять клуб при трансфере этого футболиста, если его агентский договор с футболистом истек менее чем за 180 дней до этого. Эта мера, направленная на безнадежную борьбу с двойным представительством, позволит конечно избежать ситуаций, при которых агент расторгнет договор с футболистом и заключит с клубом в течение пары дней. Если конечно выкинуть из головы тот факт, что двойное представительство давно избегается работой двух дружественных агентов по одной и той же сделке и очень редко описанными выше «акробатическими приемами».

Поражение в борьбе с двойным представительством по сути и явилось одной из ключевых причин, по которой ФИФА отказалось от контроля агентской сферы. Практически никогда клуб не платит вознаграждение за переход агенту, не имеющему влияния и агентского договора с футболистом. Увеличение количества запретов не даст плодов, но РФС лишь предстоит это осознать, как осознала ФИФА.

Также непонятным и вызывающим недоумение в 21 веке выглядит требование к агентам ежегодно лично (sic!) предоставить в РФС копию налоговой декларации (даже в налоговую и суд аналогичные документы можно отправить по почте или электронным способом), а также отчеты по заключенным агентским договорам (согласно ст. 1008 ГК РФ отчеты не являются обязательными документами по агентскому договору).

Данные нововведения приближают РФС в рейтинге по созданию комфортных условий для взаимодействия к таким безусловным лидерам как Почта России и районный ЖЭК.

 6. Ограничения вознаграждения агента от последующего трансфера футболиста

Часто, когда в клуб приходил перспективный, но еще не реализовавший себя футболист, и не понятно благодарить ли агента за этот трансфер или гнать в шею, стороны договаривались, что вознаграждение Агента будет рассчитываться исходя из суммы последующей продажи футболиста. Согласно новой редакции регламента Агент не может получить вознаграждение более 30% от положительной разницы суммы, отраженной  в трансферном договоре по переходу (трансферу) футболиста и суммы, отраженной в  трансферном договоре по последующему переходу (трансферу) Футболиста в иной Клуб, если такой переход (трансфер) осуществлен в течение действия первоначального трудового договора.

 7.Регистрация договоров Клубами

Еще один пример оптимизации рабочего процесса со знаком «минус», существенно прибавляющий клубам головной боли. Пункт 5 статьи 15 Регламента возлагает на клубы обязанность по регистрации агентских договоров с зарубежными агентами и юристами – лицами, на которых не распространяется действие Регламента. За невыполнение указанного требования на клубы будут наложены санкции.

 8. Вознаграждение Агента

Недавно в интервью Николай Толстых отметил, что ежегодный доход футбольных агентов составил 100 000 000 долларов США, что означает более миллиона на каждого агента. Николай Александрович не поделился с журналистами формулой расчетов, однако думаю, многие из агентов в тот день очень захотели, чтобы слова президента оказались правдой. Из слов Президента следовало, что в РФС считают, что агенты зарабатывают слишком много (опять же без каких-либо объяснений того, почему много зарабатывать это плохо), именно поэтому новый регламент содержит массу ограничений размера вознаграждения, которое может получить агент от клуба и от футболиста.

В отношении вознаграждения, получаемого агентом от футболиста, особых революций нет -- максимальная сумма агентского вознаграждения не может превышать 10% от валового дохода футболиста по заключенному контракту включая подъемные и исключая премиальные и 3% от несовершеннолетних футболистов. Подобный лимит существовал и в прошлом регламенте.

Удивление вызывает нововведение, согласно которому в случае досрочного прекращения действия трудового договора Футболиста за период с момента прекращения до момента окончания изначально согласованного срока действия трудового договора выплата агентского вознаграждения не производится и подлежит возврату Футболисту в случае, если агентское вознаграждение за данный период было уже выплачено Агенту.

Причина разрыва контракта футболиста с клубом не указывается, то есть агент должен вернуть футболисту деньги даже в случае, если договор был расторгнут по вине футболиста. Для сравнения, это тоже самое, если бы хедхантера попросили бы вернуть гонорар, потому что работника, которого он привел, уволили за пьянку. Или риэлтора, потому что жильца выселили за неуплату. Ни для кого, кроме РФС не секрет, что услуги агента являются оказанными, и агент получает право на свое вознаграждение в полном объеме, в момент завершения оказания им услуг – подписания между футболистом и клубом трудового договора. Все, что произойдет потом с договором футболиста не должно влиять на право агента получить вознаграждение. Об этом нам говорит и Гражданский кодекс РФ и Регламент ФИФА (ст. 20 пункт 3 Регламента).

Основные изменения коснулись размера вознаграждения, которое имеет право выплачивать клуб в пользу агентов.

Согласно новым правилам размер вознаграждения, получаемого агентом от клуба, не может превышать:

а) 10% от валового дохода Футболиста по трудовому договору с соответствующим Клубом;

б) 10% от трансферной выплаты, указанной в соответствующем трансферном контракте, выплачиваемой за переход футболиста;

в) 10 % от валового дохода, указанного в пункте 3 настоящей статьи и причитающегося  Футболисту по трудовому договору с Клубом  за оставшийся срок его  действия, в случае оказания Агентом/Зарубежного агента услуг по содействию в безвозмездном переходе (трансфере) этого Футболиста Клубу, из которого переходит Футболист.

            В каких случаях стороны могут выбирать соответствующую модель выплаты вознаграждения Регламентом не уточняется. Видимо, по желанию.

Агентский договор, содержащий условия о выплатах агенту/зарубежному агенту вознаграждения в размере большем, чем предусмотрено настоящем регламентом, не подлежит регистрации Комиссией РФС. Данное нарушение является основанием для привлечения Агента и Клуба  к ответственности в соответствии с регламентом.

Возможно, учитывая как много денег выплачивается посредственными бюджетными клубами за посредственных футболистов, действительно стоит ограничить размер выплачиваемых клубами агентских вознаграждений.

Однако форма, в которой это сделано, вновь взывает серьезные нарекания – так, нанимая агента для организации трансфера футболиста, клубу выгодно, чтобы сумма трансфера был минимальной, тогда как агенту, формально работающему на клуб, невыгодно уменьшать размер трансферной суммы, ведь от ее величины зависит его вознаграждение. Парадокс: чем лучше агент клуба проведет переговоры с футболистом по уменьшению зарплаты футболиста или чем больше собьет трансферную цену на игрока, тем меньше получит агент. Все мы понимаем, что такого не бывает.

Агенты будут завышать трансферную стоимость и поднимать зарплаты футболиста, чтобы получить большее агентское вознаграждение. В итоге, от нововведения страдает клуб, который будет вынужден платить высокий трансфер, зарплату и агентские и все из-за того, что создатели регламента думали лишь о том, как на бумаге уменьшить доход агента, но не о клубе.

 9. Платежная декларация

Абсолютное нововведение РФС по традиции не имеющее никакого смысла и лишь увеличивающее количество бумажной работы возлагаемой на клубы.

В соответствии с положениями 18 ст. Регламента при заключении трудового договора между футболистом и клубом, дополнений и изменений к действующему трудовому договору между футболистом и клубом, а также при переходе (трансфере) футболиста из клуба в профессиональный футбольный клуб, клуб обязан составить и передать в РФС или соответствующую Лигу платежную декларацию, в которой будет указано привлекался ли к сделке агент/зарубежный агент или юрист, а также размер сумм вознаграждения, подлежащих выплате таким лицам.

Таким образом, дополнительную работу вынуждены делать и клубы и РФС и РФПЛ, тогда как, еще до вступления в силу нового регламента, РФС имел возможность узнать информацию, содержащуюся в платежной декларации, как минимум из двух источников – из агентских договоров регистрируемых клубами и агентами в РФС и из документов, предоставляемых клубами для лицензирования.

 10. Информация об агентах

Согласно ст. 19 Регламента Комиссия РФС обязана опубликовывать на официальном сайте РФС общую сумму, выплаченную агентам/зарубежным агентам/юристам каждым клубом в отчетном календарном году, а также общий доход каждого Агента по выплаченным агентским вознаграждениям в отчетном календарном году, начиная с 2014 отчетного календарного года.

Конечно мы все за открытость и гласность, и если информацию о том, сколько условный ФК «Спартак» выплатил агентам, достаточно интересна широкому кругу лиц, то информация о том, сколько в 2014 году заработал условный агент Иванов, на мой взгляд, просто опасна.

Нельзя забывать в какой стране мы живем: кто даст гарантию, что прочитав о больших заработках агента Иванова, преступники не похитят его родственников или не совершат нападение на него самого. Тем более, что контактные данные всех агентов опубликованы на сайтах РФС и ФИФА. На мой взгляд, это положение абсолютно излишне, опасно и просто незаконно, так как противоречит закону о персональных данных.

Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе и финансовая информация. Как следует из закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным (в нашем случае РФС), обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Полагаю, что ни один агент не давал РФС согласия на распространение своих персональных данных (финансовой информации) в СМИ.

Для реализации указанных выше мер Регламент обязывает клубы до 01 марта соответствующего года предоставить в Комиссию РФС документ, подтверждающий общую сумму фактически выплаченных вознаграждений  Агентам/Зарубежным агентам и Юристам в предыдущем календарном году, а Агентов предоставить в Комиссию РФС документ, подтверждающий сумму общего дохода от агентской деятельности в предыдущем календарном году.

ВЫВОДЫ

Согласно ст. 29 Регламент вступает в силу 01 января 2014 года при том, что принят он было только 18 декабря 2013 года. Очевидно, что при столь существенных изменениях всем участникам процесса необходимо было бы дать больше времени на переходный период: разумней было бы, чтобы Регламент вступил в силу, например с 01 июня 2014 года. Однако этого не произошло. В очередной раз в нашем футболе правила поменялись непосредственно в процессе сезона.

Если делать выводы, то можно еще раз отметить, что ни одно из описанных изменений, на наш взгляд, не направлено на улучшение взаимодействия футбольных агентов, клубов и федераций. Агенты воспринимаются РФС как неизбежное зло, которое, к огромному сожалению, нельзя запретить, зато можно хотя бы согнать в резервацию: все нововведения связаны с только запретами и ограничениями.

Вместо того, чтобы ввести электронный документооборот, отменить никому не нужную страховку (за 10 лет ни один футболист или клуб не получил страховой выплаты за незаконные действия агентов, которые, по словам Президента РФС, происходят чуть ли не ежеминутно), ввести меры, действительно позволяющие контролировать деятельность агентов (как, например, в Англии, где все агентские вознаграждения выплачиваются на счет федерации и лишь потом, после проверки всех документов, передаются агентам) РФС издал очередной документ под кодовым название «все запретить».

Горькая для РФС правда заключается в том, что, несмотря на запретительные нормы и зубодробительные санкции, запретить ничего нельзя – агентская деятельность это обычное оказание услуг, регулировать которую может только гражданское законодательство. Запрещать или ограничивать деятельность агентов то же самое, что и регулировать деятельность прокатчиков машин, сдающих их в аренду футбольным клубам. Поняв это, ФИФА сдалась и со дня на день отменит институт агентов, тогда как РФС в полном соответствии с канонами российского государства наоборот старается управлять неуправляемой сферой футбольного бизнеса с помощью запретительных, а не эволюционных норм.

Да, агенты не святые, среди них, как и среди любых групп людей, встречаются «паршивые овцы» замешанные в коррупционных сделках, но уже давно пора понять, что агенты не грабят клубы с оружием в руках, вымогая гигантские суммы. Никто стоит с револьвером у виска гендеректора бюджетного клуба, выплачивающего миллионы евро за посредственного футболиста. В основе всех футбольных проблем, в том числе и проблемы недобросовестных агентов, лежит порочное государственное или окологосудартсвенное (госмонополии) финансирование клубов и презумпция верховенства социальной функции спорта над его бизнес функцией (без футбола дети будут оставлены на улицах), которая царит в нашей стране. Пока мы не уйдем от этих двух бед, можно будет издать десятки запретительных регламентов, которые если кому и навредят, так это добросовестным агентам, которые неукоснительно соблюдают все нормы и правила. Ведь недобросовестные агенты не соблюдают ничего, в том числе и регламенты, какими бы жесткими они не были.