4 мин.

Марис, уходящая легенда

Он принял решение проститься со сборной Латвии. Он покидает команду, которую давно привык считать семьей. Решение принципиально и непоколебимо. Но Марис Верпаковскис еще сыграет свой прощальный матч за главную команду страны. Он хочет сделать это дома, в Риге. И это будет уже, что называется, официальное красивое "прощай". Последняя дань звезды болельщикам. Последнее признание в любви болельщиков нападающему. День, когда Марис будет улыбаться и грустить. И мы тоже.  

 

 

До чего же сложно поверить, что Верпаковскис уходит... Искрометный малыш, который долгие годы был магнитом, тянувшим ленивую латвийскую публику на трибуны. Вы могли отдавать должное железной воле Михаила Землинского, скорости истребителя Андрея Рубина, мудрости философа Виталия Астафьева, огромному таланту мушкетера Марьяна Пахаря. Но в настоящий восторг вас приводил только вот этот форвард-молния - Верпаковскис.

Он ведь и ворвался в сборную молнией! В Греции, 9 сентября 1999 года, Реваз Дзодзуашвили неожиданно доверил 19-летнему юнцу выход в "основе". И что получил в ответ?! Гол дебютанта и сенсационную итоговую победу! "Волновался просто жутко! - вспоминает Верпаковскис матч, с которого все началось. - У меня была микротравма, но я и не думал отказаться от игры - нового шанса могло ведь еще долго не быть. Я забил, мы выиграли - это было настоящее счастье!"Пока в огромных Афинах счастливый юноша сверкал, как бенгальский огонь, в маленькой Лиепае тоже было светло от радости. Дома гордились успехом сына. "Конечно, отец был за меня очень рад! - говорит наш герой. - Он принял участие в первом после обретения независимости матче сборной Латвии, и для меня, подростка, это была какая-то совершенно нереальная высота. И тогда я начал о ней мечтать..."

Какой чудесный сумасшедший мог тогда предположить, что в начале двухтысячных сам Верпаковскис-младший поднимет весь латвийский футбол на совершенно новою высоту. Не он один, разумеется, но без Верпаковскиса чудо точно бы не свершилось. Попадание на чемпионат Европы в Португалии. "Атмосфера во время ЕВРО-2004 - это непередаваемо! - Верпаковскис рассказывает о главном футбольном событии жизни. - Ты видишь, что вся страна, каждый человек, живут одним делом, живут одной командой, готовы отдать любимым футболистам все, что есть. Это фантастика. Когда ты и близко ничего подобного не испытывал, понимаешь, что покорилось действительно что-то очень большое, и это тысячам людей принесло радость".

В Португалии латвийцы забили в трех играх лишь однажды. Сделал это, конечно, Верпаковскис. "Тот мяч в ворота Петра Чеха вошел в историю, - справедливо рассуждает форвард. - Но ведь он не принес нам очков, мы проиграли, так что самым важным в карьере я его не считаю. Голы в стыковых играх против Турции - вот это для меня по-настоящему важно!"

Ему тогда было всего двадцать три. Но супергол в Риге (победа хозяев 1:0) и гол-счастье в Стамбуле (ничья 2:2) сразу превратили Верпаковскиса в легенду. Сам он, конечно, тогда этого понять не мог - в молодости редко думаешь о монументальном. После домашней победы Верпаковскис вообще думал только об ответной встрече. "Гол не отмечал, потому что знал, что мы и половины дела не сделали! - делится давними секретами снайпер. - Мы все это знали! В Стамбуле нас ждали сумасшедшие трибуны, дикое напряжение и бронзовый призер чемпионата мира. Поэтому мы не витали в облаках, мы готовились и верили!"

Эпизод, когда голкипер Александр Колинько могучим ударом вынес мяч в поле, а Верпаковскис-юла ушел от опекуна и сравнял счет, навсегда вписан золотыми буквами в историю латвийского футбола. "Это лучшая голевая передача, которую я получал в сборной! - смеется Верпаковскис. - И она не была случайной, Саша прекрасно знал, что и когда делать. Как здорово, что это сработало именно в таком матче. Спасибо, Саша, за пас!"

Этот гол будут помнить всегда. Всего же Верпаковскис забил 29 мячей, и это лучший показатель в истории сборной. "Никогда не думал ни о каких рекордах, - уверяет Марис. - Ярко выраженным бомбардиром вроде Добрецова или Михолапа я же не был. Но когда набралось мячей двадцать, естественно появилась цель стать рекордсменом. Горжусь, что покорил ее. Как и рубеж в 100 матчей за сборную. Будет, что рассказывать детям и внукам!"

А вот про то, что в главной команде не получилось, Верпаковскис близким не расскажет. И нам тоже. Разве такие моменты вообще были?! "Знаете, мне, наверное, грех жаловаться, - верно подмечает самый знаменитый латвийский футболист. - Но все же иногда думаешь, что, улыбнись нам в Португалии удача в каких-то маленьких вещах, могли бы набрать больше очков. Однако в любом случае сборная Латвии на ЕВРО в грязь лицом не ударила, и это тоже повод для гордости!"

Латвийским болельщикам стоит гордиться тем, что они видели игру Верпаковскиса. "Надеюсь, приносил им радость, - скромность всегда отличала нападающего. - Но без партнеров, без их помощи ничего бы не было. Наверное, лучше всего получалось взаимодействовать с Андрюхой Рубиным, но и рядом со всеми остальными я всегда чувствовал себя прекрасно. У нас потому и получилось добиться большого результата, что мы с полувзгляда понимали друга друга и всегда были друг за друга горой. Поэтому я и считаю сборную Латвии семьей".

И вот теперь пришло время с ней прощаться... "Да, всему свое время, - завершает разговор форвард, равному которому латвийский футбол увидит еще очень нескоро. - Эти 15 сезонов навсегда в моем сердце, наша сборная подарила мне много друзей и незабываемые мгновенья. По сути, всю свою футбольную жизнь я в сборной и провел. Пока я спокойно воспринимаю то, что теперь в этой команде меня больше не будет. Но понимаю, что невозможно избежать грусти, когда оставляешь семью..."

Да, в это действительно невозможно поверить. Верпаковскис уходит. Но в любом случае - спасибо, Марис!